Викторина, посвященная 550-летию основания Казахского ханства Тема: «Правители Казахского ханства»


Викторина, посвященная «550-лет оснавания Казахского ханства»
Агитбригада 6 класс
Тема: «Правители Казахского ханства»
Цель: Показать вклад первых правителей в развитие Казахского ханства.
Задачи:
Образовательная: Сформировать у учащихся знания о периоде становления Казахского ханства, о его правителях. Показать их значение для решения исторической судьбы казахского народа и государства.
Развивающая: Развивать навыки критического мышления, воображение, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свое мнение.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание, любовь к истории нашей Родины, толерантное миролюбивое отношение к разным народам. 
Оборудование: Карта: «Казахское ханство XV-XVIII вв», портреты правителей, биев, интерактивная доска, фишки, сигнальные флажки.
Ход викторины:
Архивариус: В одной из книг Бека есть удивительная легенда о создании Казахстана. Она гласит: «В дни сотворения мира бог создал небо и землю, моря и океаны, все страны, все материки, а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту, а материала уже нет. От разных мест быстренько отхватил он по кусочку – краешек у Америки, кромку Италии, отрезок пустыни Африки, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда, где положено быть Казахстану».
    Не поверить в эту легенду почти невозможно, потому что на нашей удивительной земле можно найти все: и вечно голые, будто проклятые небом, пространства безводного солончака, и живописнейшие горы, и голубизну неба, сливающуюся с безбрежной гладью моря, и великолепные животворящие леса.
Она велика: от Алтая до Каспия,
         Она широка, как народа душа.
         Она же Европа, она же и Азия,
         И волны Урала, и плеск Иртыша.
         Родная земля – молодая и древняя
         Пою о тебе и тобою живу.
         На север взгляну – вижу зелень деревьев,
         На юг посмотрю – ветры сушат траву!
         Есть все у тебя: и леса, и озера,
         И синие глуби натруженных рек,
         Бескрайние степи, высокие горы,
         И я – твой хозяин и твой человек!
1 ученик. -Добрый день, дорогие друзья! Мы не случайно начали нашу сегодняшнюю встречу с этих прекрасных слов, которые посвящаются нашему краю. Сегодня мы проводим викторину, которую посвящаем историческим правителям, внесшим огромный вклад в образование и развитие Казахского ханства.
2 ученик. Рассказывает о правилах игры, поведении участников, болельщиков. Ведущий-ученик раздает конверты для фишек и сигнальные флажки, представляет членов жюри. Объясняет с какой целью организована викторина, что требуется от участников. (Ассистент помогает в составлении рейтинга, у него фишки, оценочный бланк)
Байга
I- тур. Блиц-турнир. Каждый игрок должен быстро дать ответ на вопрос. Жюри подсчитывает баллы, ассистент раздает фишки.
О каких ханах идет речь?
1 ученик. Во время правления этого хана численность населения ханства увеличилась до 1 млн. чел.(Касым)
2 ученик. В период правления этого хана был принят свод законов «Жеты Жаргы». (Тауке)
3 ученик. Этот хан расширил границы ханства на запад и установил дружественные отношения с Россией и Бухарой. (Хакназар)
4 ученик. Этот хан усилил свою власть и вновь объединил все три жуза. (Тауке)
5 ученик. Во время правления этого хана государство достигло наивысшего могущества. (Касым)
6 ученик. Этот хан был первым правителем Казахского ханства. (Керей)
7 ученик. Кто был основателем Казахского ханства? (Жанибек и Керей)
8 ученик. При каком хане казахское ханство пережило период упадка? (При Касым хане)
9 ученик. Какой хан правил тремя жузами с помощью великих биев? (Тауке)
10 ученик. Кто отправил в Москву первое казахское посольство? (Тауекель хан)
11 ученик. В каком году Тауекель успешно завершает длительную борьбу за Сырдарьинские города? (1598 г.)
12 ученик. Годы правления Касым хана? (1512-1521 г.)
13 ученик. При каком хане вести о казахском ханстве дошли до западных стран? (При Касым хане)
14 ученик. При каком хане в состав казахского ханства вошли Туркестан с его городами? (При Есиме)
Установите историческую личность.
(Применение интерактивной доски, портреты ханов)
КЕРЕЙ
Поселившись в Западном Жетысу, султаны ______ и Жанибек создали в 1465-1466 годах Казахское ханство со ставкой в Козыбасы.
По установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и старшинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них – __________.
__________ он являлся внуком старшего сына Урус хана-Тохтакыйа.
В 1470 году войска хана _______ вторглись в Туркестан, а хана Жаныбека – в Сузак.
КАСЫМ
С началом правления _________ власть в степи переходит к потомкам Жанибека.
Во время его правления численность населения Казахского ханства составляет 1 миллион человек.
При нём Казахское ханство достигло наибольшего могущества в первой четверти XVI в.
При правлении хана________границы простирались на западе до долины Яика, на севере и северо-востоке за озером Балхаш
Причина войн между Казахским ханством и Шайбани в начале XVIв. заключалась в борьбе за присырдарьинские города как центры торговли, крепости и зимние пастбища. Кто был правителем?
При каком хане начинаются дипломатические отношения с Россией?
ТАУКЕ
___________ по письменным источникам его называют «ханом казахов, кыргызов и каракалпаков»
Ставка при правлении этого хана-Туркестан
1710г.-курултай казахских жузов.
«Жеты жаргы»-свод законов, составил его __________.
При нём Казахское ханство стало единым государством
Период правления ____________ называют «золотым веком».
II-тур «О каком событии идет речь?»
1.Султаны Керей и Жанибек являлись потомками Чингисхана, поэтому оба имели право занять ханский трон в создаваемом ими ханстве. По установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и старшинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них – Керей. Его советником стал Жанибек. Жанибек был сыном хана Барака, а Керей – сыном его старшего брата Болата. Основание этого государства Кереем и Жанибеком в Козыбасы, на реке Чу, осуществило многовековую мечту. На севере простиралась удобная для кочевья степь Сарыарка, на юге – камышовые равнины и богатые сочными травами жайляу, защищенные от холодных ветров предгорные зимовки. О каком событии идет речь? (Об образовании Казахского ханства)
2.Откочевавшие из Дешт-и Кыпчакской степи, с одной стороны, и из Узбекского улуса, с другой стороны, во владения хана Есен-Буги, казахские племена собирались под властью Керея и Жанибека. В то время называвшиеся «кочевыми узбеками», на самом деле они были кочевыми казахами. Откочевав из ханства Абулхаира в 50-70-х годах XV века, около 200 тысяч человек собрались на единой территории под власть Керея и Жанибека. Что послужило причиной тому, что хан Могулистана Есен –Буга гостеприимно принял султанов Керея и Жаныбека? (Есен-Буга хотел, чтобы казахские племена защищали территорию Жетысу и Могулистана от вторжений ойратов, которые участились в начале XV века)
III тур «Дешифровщик»
1 ученик. РАНАЗАКХ Х ХАКНАЗАР
2 ученик. НИКЕБНАЖ А ЖАНИБЕК
3 ученик. АНГЖРИ Н ЖАНГИР
4 ученик. ЫМСАК С КАСЫМ
5 ученик. УКЕТА Т ТАУКЕ
6 ученик. ЛЬЕТИВАПР В ПРАВИТЕЛЬ
7 ученик. ЙАЫАКТХОТ О ТОХТАКЫЙА
Рефлексия «Знаешь ли ты правителей Казахского ханства?»
№ Правитель Как его называл народ?, Его вклад в историю Годы правления
1 Керей ? 1456-1473 гг.
2 Жанибек ? ?
3 ? ? 1538-1580 гг.
4 Шигай ? ?
5 ? «Исконный путь» 1598-1628 гг.
6 Тауке ? ?
Керей – «первый хан Казахского ханства.»
Жанибек –«младший хан Казахского ханства», 1456-1473 гг.
Хакназар – «талантливый правитель.»
Шигай - «повелитель степей и пустынь», 1580-1582 гг.
Есим хан.
Тауке хан «хан казахов, кыргызов и каракалпаков»,
1680-1718 гг.
«Кубик удачи»
Игровое поле разделено на несколько секций. Секции подписаны. В каждой секции дано имя хана.Их может быть 5 и более.Ученик кидает «кубик удачи». На какую секцию упадет кубик ученик должен рассказать о личном вкладе правителя в развитие и становление Казахского ханства. Показать его значимость в решении исторической судьбы казахского народа.
Подведение итогов. За каждый правильный ответ, ученики получают фишки. Подсчитывают фишки, выявляют победителей. Поздравление победителей.
Составили:
Павлодарская область,
Качирский район,
Песчанская СОШ №2,
Касаткина Татьяна Николаевна