Работа представляет собой обобщение опыта педагогической деятельности преподавателя химии и биологии Гризодуб Н.В. по применению технологии «обучения в сотрудничестве» на занятиях естественно — математических дисциплин в Донецком индустриально – педагогич
«ОБОБЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА».
Гризодуб Наталья Викторовна- преподаватель химии и биологии Донецкого индустриально- педагогического техникума.
Работа представляет собой обобщение опыта педагогической деятельности преподавателя химии и биологии Гризодуб Н.В. по применению технологии «обучения в сотрудничестве» на занятиях естественно - математических дисциплин в Донецком индустриально – педагогическом техникуме.
Формирование личностно ориентированного знания - первостепенная задача современной высшей школы, реализовать которую можно только применив новые технологии личностно ориентированного обучения. Одной из таких технологий является обучение в сотрудничестве.
Основные идеи обучения в сотрудничестве – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Применение такой технологии позволит не только сформировать личностно ориентированное знание, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения.
Технология обучения в сотрудничестве легко вписывается в учебный процесс, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Кроме того, в процессе учебного сотрудничества у студентов развиваются коммуникативные умения, стремление соотносить свои интересы с общественными интересами.[2]
Данная технология обучения в наибольшей мере позволяет учащимся приобрести опыт совместной деятельности, научиться отстаивать свою точку зрения, слушать оппонента, обмениваться мнениями, идеями в атмосфере эмоционального комфорта и творчества.
Педагогическими условиями формирования личностно ориентированного знания являются:
вовлечение каждого преподавателя в активный педагогический процесс, применение преобразованных знаний на практике, четкое осознание того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
совместная работа при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие командные умения;
широкое общение студентов со сверстниками;
свободный доступ студентов к информации[2;3].
В течение нескольких лет технология обучения в сотрудничестве применяется преподавателем химии и биологии Донецкого индустриально – педагогического техникума.
Технологию обучения в сотрудничестве мы применяем на занятиях химии и биологии на первом курсе дневной формы обучения. Приобретение системы знаний, должно сопровождаться умственным развитием учащихся. А умственное развитие осуществляется только в процессе активной работы мысли над материалом[1;2].
Чтобы работа учащихся в группе была эффективной и действительно совместной, необходимо создать условия, при которых особенности совместной деятельности были бы учтены. Прежде всего, надо обеспечить условия, которые бы помогли реально создать взаимозависимость учащихся друг от друга.
Существует несколько типов взаимозависимости участников совместного обучения:
зависимость учащихся от единой цели, задачи, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями;
зависимость от источников информации, когда каждый студент группы владеет только частью общей информации или источника информации, необходимой для решения поставленной общей задачи, каждый студент должен внести свой вклад в общее дело [2;3].
Таким образом, была составлена схема занятия по технологии обучения в сотрудничестве:
1. Актуализация изученного материала. Главная задача - установить связь между деятельностью преподавателя и учением студентов, обеспечить их готовность к очередному этапу работы, включиться в продуктивную обучающую деятельность.
2. Презентация нового материала. Новый материал излагается укрупненными блоками, включая в себя базовые сведения. Обязательны четкость и простота изложения, использование примеров и аналогий, демонстраций.
3. Практика под руководством преподавателя. Проводится для установления обратной связи и своевременного обнаружения трудностей в понимании нового материала.
4. Независимая самостоятельная практика учащихся. Организуется работа в группах и групповая дискуссия по изучаемой проблеме. Педагог выступает в роли организатора учебной деятельности.
5. Самооценка результатов работы учащихся. Они должны сами оценивать свои знания, а самооценки достигнутых результатов согласовывать с преподавателем.
6. Подведение итогов занятия. Должна быть тесная связь с целями, поставленными на определенных этапах занятия.
7. Определение домашнего задания. Акцент познавательных усилий переносится на время аудиторного занятия, объем домашнего задания сокращается, оно носит вариативный характер.
8. Контроль знаний. Ежедневные проверки не практикуются. В ходе занятия студенты выполняют различные тесты с последующей проверкой. По окончании изучения крупных тем проводятся тематические зачеты. Вместе с тем необходимо периодически знакомить студентов с промежуточными результатами для коррекции и регулирования учебной деятельности.
С помощью технологии обучения в сотрудничестве удается решить множество задач, обеспечивающих развитие личности каждого студента.
У студентов, работающих по этой технологии вырабатывается:
умение намечать учебную задачу и конечную цель;
умение выдвигать, аргументировать и защищать свои идеи;
развитие логического и критического мышления;
понимание значения совместных усилий, работы в группе;
осознание своих возможностей и своего значения при работе в группе;
развитие познавательной активности.
Технология обучения в сотрудничестве позволила добиться следующих результатов:
создание положительного микроклимата на занятиях;
стремление учащихся к полноценному диалогу и сотрудничеству, их осознанное и активное включение в обмен мнениями;
возросший уровень активности студентов на занятиях и во внеурочной деятельности;
стремление учащихся к проявлению индивидуальности и самообразованию;
стойкий интерес учащихся к предмету;
достаточно высокий показатель качества знаний по предмету: 76 - 94%;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. — М. , 1997.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Петровский, А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности // Вопросы психологии 1987 №1.