Программа профессионального модуля 03 Методическое сопровождение учебно-производственного процесса и педагогическое сопровождение группы обучающихся по профессиям рабочих (служащих)
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский профессионально-педагогический колледж»
Е.А. Банникова
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03
Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся по профессиям рабочих (служащих)
44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)
среднее профессиональное образование (углубленная подготовка)
Ульяновск, 2015 г.
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc288754607" 141. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 13 PAGEREF _Toc288754607 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc288754608" 142. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 13 PAGEREF _Toc288754608 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc288754609" 143. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля 13 PAGEREF _Toc288754609 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc288754610" 143.1. Тематический план профессионального модуля 13 PAGEREF _Toc288754610 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc288754611" 143.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) 13 PAGEREF _Toc288754611 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc288754612" 144. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 13 PAGEREF _Toc288754612 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc288754613" 144.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 13 PAGEREF _Toc288754613 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc288754614" 144.2. Информационное обеспечение обучения 13 PAGEREF _Toc288754614 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc288754615" 144.3. Общие требования к организации образовательного процесса 13 PAGEREF _Toc288754615 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc288754616" 144.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса 13 PAGEREF _Toc288754616 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc288754617" 145. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 13 PAGEREF _Toc288754617 \h 14171515
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся по профессиям рабочих (служащих)
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение» (по отраслям), 44.00.00 Образование и педагогика, углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся по профессиям рабочих (служащих)
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-методические планы) на основе примерных.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки.
Программа профессионального модуля может быть использована на уровне среднего профессионального образования углубленной подготовки при наличии базового уровня образования среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных;
изучения и анализа профессиональной литературы по проблемам профессионального обучения;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки;
уметь:
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
анализировать примерные программы и учебно-тематические планы;
определять цели и задачи, планировать профессиональное обучение;
разрабатывать рабочие программы на основе примерных;
адаптировать имеющиеся методические разработки;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
с помощью руководителя определять цели и задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять и представлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
теоретические основы организации методической работы мастера производственного обучения;
теоретические и нормативно-методические основы планирования учебно-производственного процесса и процесса педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, требования к оформлению соответствующей документации;
особенности современных подходов и педагогических технологий профессионального обучения;
концептуальные основы и содержание образовательных стандартов и примерных программ начального профессионального образования;
источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере начального профессионального образования и профессиональной подготовки.
1.3. Количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 234 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 198 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 132часа;
самостоятельной работы обучающегося – 66 часов;
производственной практики – 36 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся по профессиям рабочих (служащих), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 3.1
Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-методические планы) на основе примерных.
ПК 3.2
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 3.1-3.4
Раздел 1. Проектирование методического обеспечения учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся по профессиям рабочих (служащих)
198
132
86
-
66
-
-
36
ПК 3.1-3.4
Производственная практика
36
36
Всего:
234
132
86
-
66
-
-
36
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Проектирование методического обеспечения учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся по профессиям рабочих (служащих)
132
МДК.03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастера производственного обучения
138
Тема 1.1.
Теоретические основы организации методической работы мастера производственного обучения
Обучающийся должен:
уметь:
анализировать нормативные документы;
принимать участие в работе различных коллективных форм организации методической работы;
знать:
теоретические основы организации методической работы мастера производственного обучения;
особенности современных подходов и педагогических технологий профессионального обучения.
20
Содержание
10
1.
Цели и задачи методической работы в ПОУ. Структура методической службы ПОУ
2
2.
Требования к методической работе
2
3.
Основные формы методической работы
2
4.
Современные подходы и педагогические технологии профессионального обучения.
2
Практическое занятие №1
Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность научно-методической службы ПОУ.
1
Практическое занятие № 2
Разработка схемы «Структура научно-методической службы»
1
Практическое занятие № 3
Разработка схемы «Формы методической работы».
2
Практическое занятие № 4
Анализ функций, методов и форм проведения педагогических советов.
2
Практическое занятие №5
Разработка опорной схемы технологий обучения, применяемых в профессиональном образовании.
4
Тема 1.2.
Технология проектирования рабочих программ профессиональных модулей и видов практик на основе примерных
Обучающийся должен:
уметь:
разрабатывать паспорт комплексного методического обеспечения;
анализировать примерные программы и учебно-тематические планы;
определять цели и задачи, планировать профессиональное обучение;
разрабатывать рабочие программы на основе примерных;
знать:
теоретические и нормативно-методические основы планирования учебно-производственного процесса и процесса педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, требования к оформлению соответствующей документации;
концептуальные основы и содержание образовательных стандартов и примерных программ начального профессионального образования;
структуру Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;
понятие основной профессиональной образовательной программы;
структуру учебного плана;
структуру паспорта комплексного методического обеспечения.
36
Содержание
8
1.
Общие сведения о понятийном аппарате: положения, определения, термины.
2
2.
Нормативно-методические материалы, регламентирующие разработку рабочих программ
3
3.
Структура программ профессионального модуля, учебной и производственной практики
3
Практическое занятие № 6
Составление опорной схемы структуры ФГОС СПО по профессии и основной профессиональной образовательной программы подготовки по рабочей профессии (по профилю подготовки).
2
Практическое занятие № 7
Отработка технологии разработки паспорта комплексного методического обеспечения.
6
Практическое занятие № 8
Отработка технологии разработки рабочих программ профессиональных модулей.
6
Практическое занятие № 9
Отработка технологии разработки рабочих программ видов практик.
6
Практическое занятие № 10
Составление методической разработки по теме учебной практики, изучаемой в учебной мастерской.
8
Тема 1.3. Совершенствование
профессионализма мастера профессионального обучения
Обучающийся должен:
уметь:
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
адаптировать имеющиеся методические разработки;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
формировать портфолио;
знать:
источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
требования к структуре различной методической продукции;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию.
20
Содержание
4
1.
Общие правила и рекомендации по организации самообразования.
3
2.
Сущность, функции и критерии передового педагогического опыта.
Формы и методы изучения, представления и распространения передового педагогического опыта.
3
3
3.
Технология подготовки материалов, отражающих передовой педагогический опыт.
3
Практическое занятие № 11
Построение понятия « Педагогическое мастерство».
1
Практическое занятие № 12
Построение понятия «педагогический опыт».
1
Практическое занятие № 13
Составление портфолио и его презентация.
6
Практическое занятие № 14
Подготовка устного выступления.
2
Практическое занятие № 15
Конспектирование, тезирование, составление планов.
4
Практическая занятие № 16
Аннотирование и рецензирование.
2
Тема 1.4.
Основы организации опытно-экспериментальной деятельности в ПОУ
Обучающийся должен:
уметь:
с помощью руководителя определять цели и задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять и представлять результаты исследовательской и проектной работы;
знать: