Методическая разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС. Урок-поиск на основе квест-игры
Введение.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, и в этой деятельности он изменяется и эти изменения осознает.
В связи с этим, мною предлагается использование на уроках игры-квест, которая в последнее время приобретает большую популярность среди молодёжи.
Моя методическая разработка сводится к использованию современной игры – квест на самых различных уроках. Данная игра отвечает всем требованиям построения урока согласно требованиям ФГОС:
-требования к структуре урока;
-соответствие основным идеям ФГОС;
-требования относительно формирования УУД.
Считаю, идею использования игры-квест в рамках урока с целью внедрения ФГОС актуальной, современной и результативной.
Тема методической разработки: квест-игра на уроках различных типов, как методика, направленная на реализацию новых ФГОС.
Цели методической разработки:
-для учителя: максимальное освоение требований ФГОС и умение их выполнять;
-для учащихся: создание необходимой учебной ситуации для формирования УУД.
Задачи:
доказать, что игра-квест, как методическая разработка помогает реализовать требования ФГОС относительно:
-структуры современного урока;
-УУД;
-использования ИКТ;
-результатов урока (метапредметные, предметные, личностные).
Глава 1. Квест-игра применительно к педагогике. Новый метод внедрения ФГОС на уроках различных типов.
Что такое Квест-игра?
Квест (от англ. quest – поиск) - командная игра в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.
Если организовывается активный отдых на природе, то сценарий дополняется поисковыми и творческими заданиями, интеллектуальными играми, различными аттракционами, ориентированием на местности и т.п.
Также игры проводятся и в городе, что дает участникам массу новой и интересной информации, порой даже про свой родной город. Большое разнообразие и качество заданий позволяет показать игрокам город с той стороны, которую большинство из них никогда не замечало.
В итоге, можно сказать что Квест - это игра, которая создаст незабываемую атмосферу загадки, приключения и веселья для всех кто в ней участвует.
Квест представляет собой активную, приключенческую игру, в которой команда, используя свои знания, интеллект, смекалку, силу, должна выполнить все задания и преодолеть дистанцию за определенное время. Игра включает в себя последовательность точек и заданий, объединенных общим сценарием. Выполнив задание, команда получает направление на следующую точку или задание, и так до финиша. Количество точек (уровней) и их сложность определяется для каждой игры в отдельности.
Некоторые этапы игры содержат так называемые Check Point (контрольные точки). Это пункты проверки присутствия команды на уровне или месте нахождения кода. Check Point заключается в наблюдении и фиксировании присутствия команды, причем возможно неочевидным для команды способом. Либо же состоит в выполнении командой или ее частью каких-либо действий.
1.2 Аргументация выбора квест-игры как инновационной методики, направленной на реализацию новых ФГОС.
1.2.1 Требования к уроку-игре в рамках урока по ФГОС относительно его структуры.
Урок, к какому бы типу он не относился, имеет определённую, довольно строгую структуру, сравнимую с композицией литературного произведения.
Квест – игра при всём разнообразии заявленных тем, также имеет точные правила построения. К ним относятся: наличие задания, обязательный наблюдатель, временные рамки, оговорённое количество этапов
(головоломок, вопросов, ключей). Продемонстрирую в таблице №2 соответствие этапов структуры урока с требованиями ФГОС этапам игры-квест, независимо от дисциплины.
Таким образом, делаю вывод, что такой тип урока как урок-поиск бесспорно помогает реализовать требования ФГОС относительно структуры любого урока.
1.2.2Формирование УУД в рамках урока-поиска.
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Задачи урока:
Образовательные:
-развить умение формулировать определение понятий;
-повторить литературные термины: жанр, композиция, художественный приём;
-обогащать словарный запас учащихся;
-совершенствовать умения анализа художественного текста.
Развивающие:
-осуществление системно-деятельностного подхода;
-развитие критического мышления;
-развитие внимания;
-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к классическим произведениям русской литературы;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-развитие коммуникативных УУД:
Задачи урока для ученика на уроке-поиске по литературе:
Таблица №1
Личностные МетапредметныеПредметные
регулятивные Познавательные Коммуникативные Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу;
Составление плана и последовательных действий.
Использовать речь для регуляции своих действий. Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. развивать умение анализировать произведение с точки зрения наличия композиционных элементов и сопоставлять их.
Вышеизложенное помогает прийти к выводу, что любая квест –игра содержит этапы, благоприятные для формирования УУД.
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим универсальные учебные действия (УУД), которые формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Таблица 2
Требования к уроку Урок современного типа Урок–игра-квестУУД
(метапредметные результаты) Результаты
согласно требованиям ФГОС Примечания
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Учащиеся формулируют тему с помощью различных подсказок (тематика кабинета, наличие соответствующих предметов, вопросы наблюдателя). Личностные: самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание.
Познавательные: общеучебные,
логические.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные.
Личностные
Использование
ИКТ.
Наличие метапредметногоподхода
Мотивация и постановка целей.
Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Учащиеся самостоятельно формулируют (находят) цели и задачи урока-игры на основе информационных сообщений напрямую от наблюдателя (учителя) или же подготовленных заранее Личностные: самоопределение (мотивация учения).
Познавательные:
Общеучебные- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
Логические:
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Регулятивные:
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Предметные
и личностные Использование
ИКТ.
Наличие метапредметногоподхода
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) В зависимости от темы и цели урока-игры учащиеся самостоятельно выстраивают ход действий для достижения необходимого результата.
Учитель-наблюдатель помогает, контролирует) Личностные:
Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Познавательные:
Общеучебные- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
Регулятивные:
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Коммуникативные.
Предметные
и личностные Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует) В ходе игры учащиеся выполняют ряд заданий, подготовленных заранее.
Решения по поиску ключей принимаются командно.
Учитель-наблюдатель консультирует. Познавательные:
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание.Коммуникативные,
личностные. Предметные
и личностные Использование
ИКТ (при наличии, доступа в Интернет).
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует) По правилам квест-игры при неверном решении одного задания, переход к следующему блокируется.
Таким образом, закрытый доступ к очередному заданию автоматически указывает учащимся на ошибку на предыдущем этапе. Осуществляется форма самоконтроля. Регулятивные:
контроля (самоконтроля), Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
коммуникативные
Познавательные - доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Предметные
и личностные Следует отметить, ограничение во времени, которое устанавливает учитель-наблюдатель в начале урока-игры.
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает) Учащиеся возвращаются к предыдущему заданию, вносят корректировку и успешно двигаются дальше. Коммуникативные, регулятивные коррекции Предметные
и личностные Важен аспект эмоционального фона игры. При каждом успешном выполнении задания увеличивается степень желания достигнуть намеченной цели.
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует) Учащиеся комментируют результаты игры, даётся оценка действий всей команды в целом, а также оценивается индивидуальная работа. Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Познавательные. Личностные Итог урока Проводится рефлексия Проводится рефлексия:
Подведение итогов игры, повторение запомнившейся информации, полученной во время поиска «ключей». Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Предметные
и личностные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Самое распространённое задание на дом после успешной квест-игры – разработка новой игры на определённую тему. Познавательные, регулятивные, коммуникативные Предметные
и личностные Выполнение данного задания является настоящим исследованием с элементами проектной деятельности.
Таблица №2 ярко демонстрирует, какие виды деятельности учащихся проявляются на каждом этапе урока-поиска. Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока.
Следует отметить, что в зависимости от задач урока – поиска, учитель самостоятельно прогнозирует УУД учащихся, с целью их формирования. Набор предполагаемых действий напрямую зависит от темы и заданий игры.
1.2.3 Достижение результатов во время урока – поиска согласно требованиям ФГОС.
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. А также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Вывод.
Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Урок-поиск позволяет реализовать требования ФГОС и к структуре уроков (самых различных типов), и к формированию УУД, и к результатам.
На мой взгляд, методическая разработка на основе внедрения в процесс обучения игры-квест, соответствует всем требованиям ФГОС. Такого типа урок помогает учителю выстроить грамотный алгоритм действий, направленный на создание современного урока.
Литература:
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-вообразования и науки РФ.3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 48 с.
-Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 5-е изд., М. :Просвещение, 2014.-79 с.
-Жемчугов М. К. Цель и целеполагание в теории социальной организации // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012 — № 4.
-Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
Интернет-ресурсы:
-Quest/by
Методическая разработка урока, соответствующего требованиям
ФГОС.
Урок-поиск на основе квест-игрыВыполнила:
Денисенко Светлана Викторовна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И. Платова.
Новочеркасск 2016