Методическое сопровождение ФГОС. Анализ внеурочного занятия, соответствующего требованиям ФГОС
Анализ внеурочного занятия, классного часа (ФГОС)
Данная форма предназначена для мониторинга аналитической составляющей взаимопосещения и посещения уроков учителей-предметников администрацией
* Обязательно
Начало формы
Дата *
Укажите дату посещения урока (например, 12.11.2015)
Ф.И.О. учителя, внеурочное занятие или классный час которого вы посетили *
направление *
Спортивно-оздоровительное
Социальное
Духовно-нравственное
Общекультурное
Общеинтеллектуальное Туристско-краеведческое
Трудовое
Робототехника
Проектирование
Техническое творчество
Художественное творчество
Хоровая студия
Эстетическое
Другое:
Класс
например, 5а
Если не класс, а группа, укажите "группа" *
разновозрастная
одновозрастная
Другое:
Укажите тему посещённого занятия (классного часа) *
Всего обучающихся *
Присутствуют на момент проведения *
Тип занятия *
модульное занятие
занятие по проектной деятельности
классный час
мероприятие
кружок
час релаксации
занятие психолога
занятие педагога-организатора
библиотечный урок
Другое:
Цель *
Постановка цели урока *
обозначилась
не обозначилась
Другое:
1. Внешняя готовность участников *
Внешне готовность учителя и участников - полная
внешняя готовность выражена на среднем уровне
наблюдается низкий уровень внешней готовности к уроку
Другое:
2. Психологическая готовность к проведению занятия (мероприятия) *
наблюдается специальная организация психологического момента начала
организационные действия психологической готовности спонтанны, но акцент делался
начало произошло без психологической подготовки
Другое:
3. Организация модели занятия в логике системно-деятельностного подхода *
Спланирована
Спланирована и наблюдается
Не спланирована, но наблюдается
Частично имеет контуры
Другое:
3.1. Технология *
проектная деятельность
дифференциация по интересам
информационные и коммуникационные технологии
игровые технологии
обучение на основе «учебных ситуаций»
социально - воспитательные технологии
технология саморазвития личности учащихся
Другое:
3.2. Содержание технологии *
■ Научно обоснованные социализированные требования
■ Передача социального опыта
■ Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
■ Социализированная оценка ученика
■ Организация творческого дела
■ Создание ситуации успеха
Другое:
4. Этап мотивации *
Актуализация предыдущего опыта
Проблемный вопрос
Момент скрытого предъявления темы (притча, стих-е, суждение и др.)
Вызов
Экскурс в историю
"Кот в мешке", "нечто в черном ящике"
Визуализация (предъявление видеоряда для нахождения темы)
Другое:
4.1.Характеристика этапа мотивации *
высокий уровень предъявления
четкость формулировки
положительная реакция обучающихся лёгкое и логичное включение имело положительный эффект не предъявлялось
Другое:
5. Этап построения учебной ситуации *
Осмысление участниками предстоящей деятельности
наблюдается
наблюдается частично
не наблюдается
требуется срочная перемена стратегии
6. Познавательная деятельность *
предъявляется в виде
Постановки проблемы
Предъявление ситуации, требующей обсуждения (решения)
Инструктаж
Лаборатория
Эксперимент
Разбор конфликтной ситуации
Экскурсия
Круглый стол
Диспут
КВН
Игра
Поиск
Заседание клуба
КВН
Ролевая игра
Деловая игра
Театр
Этическая беседа
Дебаты
Другое:
6.1. Образовательно-воспитательная среда *
учебная
игровая
спортивная
Другое:
6.2. Уровень организации *
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
Другое:
6.3. Реакция учащихся *
Реакция учащихся проявляется в полной мере
Реакция учащихся вялая, наблюдается рассеянность
"точечная" (единичная) реакция
не наблюдается
Другое:
7.Средства *
■ для подвижных занятий и для спокойной работы,
■ для общения и для уединения,
■ для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
■ для поиска информации
Другое:
8.Формальная организация работы обучающихся *
Фронтальная
Групповая
Парная
Индивидуальная
Другое:
9.Организация дифференциации *
1) повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесооб¬разной системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;
2) демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предос¬тавление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;
3) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей – умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;
4) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей;
5) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.
10.Реализация идеи *
■ идея включения детей в улучшение окружающего мира;
■ идея соучастия детей в воспитательном процессе;
■ коллективно - деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллек¬тивная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, органи¬зация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
■ комплексный подход к воспитанию;
■ личностный подход, одобрение социального роста детей;
Другое:
10.2. Степень проявления *
ярко выражено
эпизодически
однократно
слабо выражено
не выражено
10.3. Самовоспитание *
в области воспитания
превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание
осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе
развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности
формирование веры ребенка в себя
формирование умений самовоспитания и самосовершенствования
обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации
создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании
10.4.Самовоспитание *
в области обучения
формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;
формирование общеучебных знаний, умений, навыков;
формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.
формирование у уч-ся потребность в новом знании
направляют обучение на связь с жизнью, с опытом уч-ся
ориентируют мышление уч-ся на решение частных задач с целью творческой переработки учебной информации
обеспечивают деятельность уч-ся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности
Другое:
11.5. Самовоспитание
в области психического развития
поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка;
формирование положительной Я-концепции личности ребенка;
формирование доминанты самосовершенствования личности;
формирование умений управления собой, саморегуляции;
составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.
Другое:
11.6. Самовоспитание *
в области социализации
формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление); формирование социальной активности;
формирование интегративного качества самостоятельности личности - подготовка ребенка к социальной автономизации;
обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, само¬управлению и саморегуляции;
подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию
Другое:
12. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества: *
человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностное отношение к социальной реальности в целом семья
Отечество
природа
мир
знания
труд
культура
спорт
ценностное отношение к социальной реальности в целом
13.Логика построения занятия *
От частного к общему (дедуктивная)
От общего к частному (индуктивная)
организован рациональный учебный труд
не просматривается
трудно определить
Другое:
14. Системообразующие компоненты занятия *
■ Диагностирование
■ Целеполагание
■ Проектирование
■ Конструирование
■ Организационно-деятельностный компонент
■ Контрольно-управленческий компонент
Не наблюдается
Другое:
15. Формирование УУД
высокая степень проявления средняя степень проявления низкий уровень проявления не наблюдается ничего из вышеперечисленного
Личностные (самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание)
РегулятивныеУУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем)
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция)
16. Занятие способствовало *
реализации творческого потенциала обучающихся удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и родителей
формированию у обучающихся положительной «Я-концепции», универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше».
формированию культуры общения учащихся, развитию навыков организации и самоорганизации, осуществлению сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем
пробуждению внутренней мотивации
стимулированию механизма ориентировки учащихся, обеспечивающего целеполагание и планирование
обеспечению формирования учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации
стимулировало их физические и нравственно-волевые силы к достижению поставленных целей
обеспечению самооценки учебно-познавательной деятельности в ходе занятия на основе самоконтроля и самокоррекции Другое:
17. Этап рефлексии *
да нет
Осуществляют самооценку собственной учебой деятельности
соотносят цель и результаты
18. Этап подведения итогов *
содержит общие выводы
комментарии учителя
суждения учащихся
возвращение к цели урока и сопоставление с результатами труда
демонстрация того, чему научились
отсутствует
Другое:
Дайте свою оценку по шкале *
Соответствие ФГОС
0 1 2 3 4 5 Диагностичность цели занятия *
0 1 2 3 4 5 Описание ожидаемого результата *
0 1 2 3 4 5 Внеурочное занятие отражает созданные учителем разнообразные игровые, учебные и иные ситуации, его форма отличается от урока *
0 1 2 3 4 5 Дети участвуют в постановке цели занятия, планировании работы *
0 1 2 3 4 5 Занятие способствует формированию ценностей, в процессе занятия учитываются индивидуальные интересы и потребности обучающегося *
0 1 2 3 4 5 Использование активных методов обучения *
0 1 2 3 4 5 Использование возможностей пространства кабинета (зала, бассейна и др.) *
0 1 2 3 4 5 Организация коррекционного сегмента работы *
0 1 2 3 4 5 Содержание занятия включает творческие и исследовательские задания, ролевые ситуации, импровизацию педагог предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам занятия *
0 1 2 3 4 5 В ходе занятия отражены разнообразные формы деятельности детей, способствующие формированию сотрудничества, активной позиции, толерантности *
0 1 2 3 4 5 Педагогический стиль - демократичный (на основе сотрудничества) *
0 1 2 3 4 5 Ориентировка на интересы и склонности участников *
0 1 2 3 4 5 Наличие специальных приёмов, способствующих поддержанию дружественной атмосферы *
0 1 2 3 4 5 Уровень тревожности на уроке низкий *
0 1 2 3 4 5 Активность участников *
0 1 2 3 4 5 Оценивание или рефлексия *
0 1 2 3 4 5 Уровень проведения занятия *
0 1 2 3 4 5 Рациональное использование времени *
0 1 2 3 4 5 Уровень освоения предложенного *
0 1 2 3 4 5 Выводы *
занятие отличное
цели достигнуты
занятие хорошее
занятие удовлетворительное
допущены ошибки теоретического характера
допущены ошибки методического характера
допущены ошибки при выборе методов и приемов обучения
практические задачи занятия не решены
практические задачи занятия решены
обеспечивалось поступательное развитие деятельности учащихся на уроке
Другое:
Выводы *
Просматривается привлечение внутренних социальных, нравственных и эсте¬тических, здоровьеформирующих, культуросообразных мотивов самосовершенствования личности
Деятельность организуется с учётом потребностей саморазвития личности
Учащиеся вовлечены в творческую деятельность
Учащиеся вовлечены в деятельность по интересам
Организованная деятельность дает практический тренинг самостоятельности
Организованная деятельность приносит опыт успеха
Организованная деятельность убеждает ребенка в огромных возможностях его личности
На занятии создан климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования
Другое:
Выводы *
Занятие включало в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий
Приемы, использованные на занятии, способствуют формированию позитивной самооценки, самоуважения
Приемы, использованные на занятии, способствовали формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве
Наблюдались элементы, способствующие воспитанию целеустремленности и настойчивости
Наблюдались элементы, способствующие формированию навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Наблюдались элементы, способствующие формированию умений самостоятельно и совместно планировать деятельность
Наблюдались элементы, способствующие формированию умения самостоятельно и совместно принимать решения
Наблюдались элементы, способствующие формированию умения решать творческие задачи
Наблюдались элементы, способствующие формированию умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Наблюдались элементы, способствующие формированию и развитию индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей
Руководитель (педагог) создал условия для развития и реализации задатков и способностей ребенка
На занятии наблюдались приемы развития способностей, профориентации, специализации
Педагог выстроил занятие с четким и внятным представлением о результате
Не просматривалась нацеленность на результат
Подобраны формы внеурочной деятельности, которые гарантируют дости¬жение результата определенного уровня
Выстроена логика перехода от результатов одного уровня к другому
Деятельность участников организована в логике целостного развивающего вектора
Наблюдается положительный воспитательный эффект
Ничего из вышеперечисленного не наблюдается
Другое:
Рекомендации *
составление планов
грамотная постановка дидактической цели урока
координация работы участников
отслеживание качества получаемой информации на уроке учениками и рефлексия;
организация учебной ситуации
повышение эффективности занятия
организация достижения цели и сопоставление её с реальными результатами
использование активных форм
использование ИКТ и ТСО
организация начала занятия
включение воспитательного аспекта
продумать варианты стимулирования учащихся
продумать организацию поисковой работы
пересмотреть планирование
пересмотреть логику выстраивания занятия
использовать активные формы
обратить внимание на формирование мотивации
спланировать дифференцированный подход к организации деятельности
спланировать учебную (воспитательную) ситуацию
организовывать ситуацию успеха и веры в себя
обратить внимание на развивающую функцию внеурочного занятия
обратить внимание на определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся
использовать приёмы, создающие атмосферу внеурочного занятия, выходящего за рамки учебного пространства
использовать приемы, направленные на успешную социализацию
Другое:
Проанализировал(а) занятие *