Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по работе с одарёнными детьми для 1 класса
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………....3-4 2.План реализации мероприятий программы на 1 год..…...……………….….4 3.Содержание программы……………………………………………...…......
4.Календарно-тематическое планирование………………..……………..…...5-6 5.Ожидаемые результаты и способы их проверки…………..…………….…7-8 6.Литература……………………...………………………...……….…….............8
Пояснительная записка
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.
Программа разработана для работы с одаренными и талантливыми учащимися 1 «Б» класса: Керсановой Анастасией, Пироговым Петром, Советовой Марией, Юсуповым Алимом, Вернигоровым Вовой и Дудниковой Машей. За время работы, с начала учебного 2015 года, эти ученики регулярно посещали учебные занятия, не допускали опозданий и старались самостоятельно организовать свой труд.
Уже с начала учебного года эти учащиеся приняли участие в заочной олимпиаде по математике и чтению. Кроме основных заданий очень часто получают дополнительные, так как быстрее других справляются с ними.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одаренных детей. Повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели программы:
Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и
творческих способностей детей, развитию одаренности;
достижение максимального уровня развития способностей детей;
выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся
школы.
Задачи программы:
реализация принципа личностно-ориентированного подхода вобучении учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости;
организация разнообразной творческой и научной деятельности,
способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала
каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся,
сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться способности саморазвития прививать интерес к разным профессиям.
Сроки и этапы реализации программы
1.Организационный этап (сентябрь 2015 г.)
Данный этап включает в себя диагностическую работу совместно с психологом школы по выявлению одаренных и талантливых учащихся в классе.
2.Практический этап (сентябрь 2015 -март 2016 г.)
Данный этап предполагает: реализацию индивидуальной программы по работе с одаренными детьми
3.Обобщающий этап (апрель 2016 – май 2016 г.)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.
План реализации мероприятий программы
Мероприятия
Период
Психологическое сопровождение учащегося и самовоспитания В течение года
Мониторинг знаний
По итогам четверти, года
Использование ИКТ в учебном процессе
Постоянно
Проектные работы
В течение года
Подготовка и участие в исследовательских практических конференциях В течение года
Подготовка и участие в конкурсах интеллектуальной направленности различных уровней В течение года
Участие в дистанционных олимпиадах и заочных конкурсах В течение года
Проведение олимпиад В течение года
Интеллектуальные игры В течение года
3.Содержание программы
1 класс (66 ч)
№ ппМодуль программы Часы
1 Русский язык 6
2 Литературное чтение 7
3 Математика 8
4 Окружающий мир 6
5 Экскурсии 2
6 Олимпиадные задания 4
7 Исследовательская работа 33
Календарно-тематическое планирование
по направлению развития исследовательской деятельности учащихся
№ тема Кол-во часов Дата по плану Дата по факту
1. Вводная беседа 1 04.09 2 Как найти интересную тему? 1 11.09 3-4 Выбор темы 2 18.09
25.09 5-6 Библиотечный урок. Как работать с литературой 2 02.10
09.10 7 Структура исследования 1 16.10 8 Диагностика учащихся. 1 23.10 9 Анализ диагностических материалов 1 30.10 10-11 Знакомство учащихся с исследовательской деятельностью и её этапами 2 13.11
20.11 12 Определение исследовательских групп 1 27.11 13 Знакомство с методами исследований. 1 04.12 15-16 Разработка программы исследования. 2 11.12
18.12 17 Как работать с электронным носителем 1 25.12 18-19 Поиск информации по выбранной теме в ресурсах Интернета. 2 15.01
22.01 20-21 Обработка информации, полученной из Интернета. 2 29.01
05.02 24-25 Получение информаций по данной теме из других источников. Сбор данных. 2 12.02
26.02 25 Выполнение практической части работы Детские эксперименты. 1 04.03 26-27 Выполнение практической части работы Детские эксперименты. 2 11.03
18.03 28-29 Подготовка выступлений для защиты исследовательского проекта. 2 01.04
08.04 30 Тренинги публичного выступления. 1 15.04 31 Оформление работы 1
22.04 32 Инд. Консультация с учащимися. 1 29.04 33 Защита работы Подведение итогов участия детей и родителей в проектно-исследовательской деятельности. Постановка новых задач 1 06.04 По направлению развития интеллектуальных способностей учащихся
№ тема Кол-во часов Дата по плану Дата по факту
1 Как рождаются слова. Почему их так называют? 1 02.09 2 Задачи ловушки, шутки. 1 09.09 3 Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа. 1 16.09
4 Что мы знаем о народах России? 1 23.09 5 Задачи, связанные с величинами 1 30.09 6 Сказка. Виды сказок. Русские народные сказки. 1 07.10 7 Как появились фамилии. 1 14.10 8 Викторина о птицах 1 21.10 9 Знакомство с книгой рекордов Гиннеса 1 28.10 10 Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения 1 11.11
11 Знакомство с красной книгой России 1 18.11 12 Подготовка к проведению школьной олимпиады 1 25.11 13 Слова- близнецы (омонимы). 1 02.12 14 Решение логических задач 2 09.12
16.12 15 Экскурсия в детскую библиотеку. 1 23.12 16 Олимпиадные задачи. 1 30.12 17 Слова – друзья (синонимы). 1 13.01 18-19 Органы чувств человека 2 20.01
27.01 20 Решение математических выражений 1 03.02 21 Арифметические ребусы 1 10.02 22 Экскурсия в поликлинику 1 24.02 23 Решаем кроссворды 1 02.03 24 Текстовые задачи. 1 09.03 25 Наше зрение 1 16.03 26 Олимпиадные задания по математике 1 06.04 27 Антонимы. 1 13.04 28 Составление математических ребусов. 1 20.04 29 Олимпиадные задания по литературе для учащихся 1 27.04 30 Тестовые задания, игры, ребусы. 1 04.05 31 Слова «родственники». Кто командует корнями? 1 11.05 32 Олимпиадные задания по русскому языку 1 18.05 33 Конкурс чтецов. Работа над выразительным чтением. 1 25.05 4.Ожидаемые результаты
1. Личностные
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Сформированность толерантности сознания.
Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
2. МетапредметныеГотовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.
3. Предметные
Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
Сформированность основ социально-критического мышления;
Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;
Формы контроля
Учёт посещаемости занятий .Создание каждым учеником данной группы портфолио.
Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
Ведение «Дневника личностного роста» обучающегося.
Ожидаемые результаты реализации программы
Ученик научится:
1.аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал,
2.применять основы информационных технологий в исследовательской деятельности,
3.основам оформления работ.
Ученик получит возможность научиться:
1.публичным выступлениям, способствующим формированию культуры речи,
2.использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива,
3.раскрывать собственный творческий потенциал,
4.применять полученные знания и умения в различных видах практической деятельности,
5.адекватно оценивать результаты собственной деятельности,
6.принимать на себя роль ведущего в творческой деятельности,
7.уважительно относиться к людям, их труду
6.Литература
Для учащихся:
1.Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144
2.Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. –
3.Книга рекордов Гиннеса
4.Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. – М., ТКО «АСТ», 1996.
5.Учись решать задачи/ Колягин Ю.М., Оганесян В.А. – М.: Просвещение, 1980.
Для учителя:
1.Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
2.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.