Проектно-исследовательская работа «В защиту Бабы Яги». Сценарий внеурочного занятия по актерскому мастерству


-1095175-8507191537970220345
4281170233045-539115233045
Проектно-исследовательская работа
«В защиту Бабы Яги»
Сценарий внеурочного занятия по актерскому мастерству
Автор:
Пономаренко Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №16, п. Тульский,
Майкопский район
п. Тульский
2014г.
Тема: Проектно-исследовательская работа
«В защиту Бабы Яги»
Форма проведения: вернисаж, проектная деятельность.
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков сценической выразительности через образное перевоплощение, защита проекта.
Оборудование: компьютер, проектор, видео-ролик, мультимедийная презентация, оформление сцены (лес, домик, костюм Бабы Яги, рисунки), театральный реквизит (очки, платок, маски печки, яблоньки, речки, фартук, платок), театральные билеты, кулисы, медали, дипломы, клубок ниток, фонограммы песен, ватман, фломастеры, карточки с заданиями, эмблемы, листы самооценки.
Задачи: 1. Создание педагогических условий для:
формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру, творческого воображения, фантазии, побуждения детей к активному участию в театральной игре;
развития творческого потенциала каждого участника; способности к импровизации;
развития голосовых данных (дикции, тембра, тона, темпа, силы голоса) через задания рубрики «Актерская дикция»;
развития умения изображать эмоции, используя голос, мимику; жесты;
формирования коммуникативных компетенций личности, умения взаимодействовать с партнёром, с группой через групповые формы работы;
формирования регулятивных УУД: планирование деятельности, прогнозирование результатов, оценка и самооценка, коррекция через задания, требующие поиска ошибок;
познавательное развитие обучающихся: активизация творческого мышления, воображения (послушай, попробуй так же, сочини свое).
2. Закрепление основных вопросов программы:
правила поведения в театре; понятие афиши, название частей зрительного зала, понятие жесты, мимика, дикция, ритмопластика, артикуляция.
Ход занятия:
Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.
Я хочу, чтобы вы не грустили,
Всем улыбку свою дарили!
Ребята, поприветствуем наших гостей:
Скажем, здравствуйте руками.
Скажем, здравствуйте глазами.
Скажем, здравствуйте мы ртом,
Станет радостно кругом.
Здравствуйте.
Организационно-мотивационный этап.
А) Артистическая разминка.
- Куда мы с вами попали? (В театр).
- Как вы догадались? (Билеты, афиша, кулисы.)
Скажем гостям «Мы рады видеть Вас!» с
-радостью
-удивлением
-как президент страны
-как иностранец, плохо владеющий русским языком.
Б) Постановка и решение проблемы.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (играть, работать по группам, защищать проект)
-А зачем? (чтобы понять, кто чему научился за прошедшие занятия, чтобы повторить то, о чем мы говорили, защитить проект о Бабе Яге)
- Куда ведет эта дверь вы узнаете, когда отгадаете загадки и составите слово из первых букв отгадок:
Писатель пьесу написал,В театр он ее отдал.Получит роль свою актер, Поставит пьесу … (режиссер)
Чтоб за живое зрителя задеть,Приходится актеру даже петь,Он в творчестве своем атлант,В актере главное… (талант)
Звенит звонок, окончен актИ начинается … (антракт)
Сыграть в нем все мечтают дети,И знают все его на светеКиножурнал любимый наш.И он зовется … («Ералаш»)
Вот на спектакле целый класс,Начнется действие сейчас.Чтоб не мешал нам перезвонВсе отключили… (телефон)
Из начальных букв слов – отгадок на экране складывается слово «ТЕАТР»
3. Актуализация знаний.
- Сегодня у нас важное событие, через несколько минут распахнет свои двери для гостей наш вернисаж- (открытие художественной выставки в торжественной обстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица), посвященный устному народному творчеству, а точнее русским народным сказкам с таким персонажем, как Баба Яга. Вы все очень серьезно готовились к нему: читали сказки, смотрели фильмы и мультфильмы, рисовали портреты Баба Яги, проводили анкетирование, делали сообщения о Бабе Яге.
- Какие русские народные сказки вы читали? А для этого сыграем в игру.
Игра «Волшебный клубочек»
Вот на досуге клубочек свой волшебный мотаю, да сказочки вспоминаю. Давайте- ка сыграем в игру, кому я буду кидать волшебный клубочек, тот будет называть сказки, в которых есть Баба Яга. «Гуси – лебеди», «Василиса – Премудрая», «Кощей бессмертный», «Федот стрелец», «Ивашка и ведьма», «Морозко», «Золотые рога», «Баба Яга», «Ивашка из дворца пионеров», «Поди туда, не знаю куда…..», «Домовёнок Кузя»……, «Финист-ясный сокол».
- Назовите положительных героев этих сказок.
- Назовите отрицательных героев этих произведений. Не волнуйтесь, все у Вас получится!!!
Музыка (выход Б.Я.)
БАБА ЯГА 1. Ну, так как же, прямо «щас»
Все получится у вас
Вы друзья не торопитесь,
Без толку не кипятитесь.
БАБА ЯГА 2. Надо всех Вас распустить,
Вернисаж ваш на замок закрыть!!!
Педагог: Ты смотри, какие быстрые! Это кто же вы такие?
БАБА ЯГА 1. Мы бабуси непростые:
Колдовать умеем!
Как начнём мы ворожить,
Сразу же потеем!
БАБА ЯГА 2. Ой, ты, во поле берёза,
Ой, берёза белая!
Мы бабули – хоть куда!!!
Мы бабули смелые!
БАБА ЯГА 1. Я – Яга!!!
БАБА ЯГА 2. И я – Ягуся! Мы – весёлые бабуси!!!
Да! (уверенно) Нечистая мы сила!!!
Но, вредить – ведь так красиво!!!
Вот бы нам напакостить!!!
БАБА ЯГА 1. А то не будет радости!!!
Мы наелись в баре сушей!
Может быть, и вас нам скушать???
(всех пугают, закрывают кулисами рисунки, вешают свои портреты и любуются)
Педагог: Что же делать, как нам быть?
Как портреты раздобыть?
Ученик 1: Все послушайте меня!
Выход есть у нас друзья!
Всех героев Вернисажа мы живьем сейчас покажем
Сцен движенья закрепим и характер отразим!
И сценическую речь, тоже нужно здесь привлечь!
Ученик 2 - Ребята, характер героя, его образ, можно изобразить не только при помощи карандаша, красок. Но и при помощи музыки, действия, слова!
Ученик 3 - Чтоб точно образ передать, сценическую речь нужно тренировать!
Практическая часть
ДЫХАНИЕ - разогреем мышцы дыхательного аппарата.
- Для чего мы работаем над дыханием? (чтобы перед произношением текста научиться беззвучно, спокойно брать дыхание)
Глубокий вдох через нос, при выдохе произносим определенный звук:
СВИСТИТ ВЕТЕР – ССССССССССССС
ШУМЯТ ДЕРЕВЬЯ – ШШШШШШШШШШ
ЛЕТИТ ПЧЕЛА – ЖЖЖЖЖЖЖ
ЗВЕНИТ КОМАР – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
АРТИКУЛЯЦИЯ - занимаясь артикуляцией, мы добиваемся четкого и чистого произношения каждого звука
А) «Хомяк» - набираем полный рот зерна, жуем так, чтобы двигалась каждая мышца лица.
Б) «Треугольник» - с точной артикуляцией произносим гласные в следующем порядке
« а – о – у – э – ы – и»
3. СКОРОГОВОРКИ - тренируют дикцию, формируют правильное произношение, помогают научиться чисто проговаривать труднопроизносимые слова.
- Какие скороговорки вы знаете? (Ответы обучающихся)
Разделимся на 2 группы:
1-я произносит – Наш полкан попал в капкан (ласково)2-я – Сшила Саша Сашке шапку (грозно),
а потом вы определите сами, какая группа лучше справилась с заданием.
- Как уже все поняли, что это была ИНТОНАЦИЯ - с ее помощью мы можем правильно выразить эмоциональное состояние героя.
- Ребята, для чего мы работаем над речью? (чтобы научиться правильно, четко, чисто говорить, с нужной интонацией, правильно брать дыхание, логически выражать свои мысли)
4. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Педагог: Переходим к сценическому движению. Для начала разогреем мышцы тела. Для чего мы будем это делать? (Снять напряжение).
ЖЕСТЫ (Жест - это важное средство выразительности движения)
- Сейчас я раздам вам карточки, где написано, какой жест вы должны выполнить.
-160020591185Один выполняет, а все угадывают, что это за жест. Если ребята верно угадывают, значит вы его правильно изобразили.
(Обучающиеся выполняют задания)
5. РИТМОПЛАСТИКА. Для чего? (развивает гибкость и пластику движения)
Упражнение «Надувной мячик». Делимся на пары, одни насосики, др. мячики, причем мячик можно заменить любым персонажем (сказочным героем, животным). Приступаем к выполнению упражнения.
- Ребята, для чего мы работаем над сценодвижением? (Чтобы сделать мышцы пластичнее, а тело послушным)
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись!
- А сейчас мы вспомним, какие профессии еще, кроме артистов, есть в театре. (Костюмеры, гримеры, декораторы, художники-оформители, суфлеры, режиссеры, осветители, музыканты, артисты)
Работа по группам
Художники.
Помните, у А.С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей ... »?  «Следы нечистой силы» (на листах ватмана участники должны нарисовать, как выглядят следы сказочных персонажей: Водяного, Кощея Бессмертного, Лешего, Кикиморы, Бабы-Яги). Гримеры.
На «Бал Бабок-Ёжек» гримируют их, надевают атрибуты, 
участницы должны станцевать оригинально, весело, зажигательно под музыкальные отрывки.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Костюмеры.
 «Гардеропчик», участницы на листе ватмана должны нарисовать: бальный костюм Бабы-Яги.
Сценаристы.
Этюды на выражение эмоций и движений:
Выложены картинки с изображением яблони, печки, речки изсказки «Гуси – лебеди». Дети должны расположить их в такой последовательности, в которой Машенька обращалась, когда искала брата.
Артисты.
Инсценировка фрагмента сказки «Гуси – лебеди.Педагог: Сейчас мы прикоснулись к деятельности актера, которую он проходит для того, чтобы выйти на сцену к зрителю. Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актеров. Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы должны будете применить все полученные знания, и, конечно, добавить свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую вам роль.
Сюжет таков. Защита Бабы Яги.
Творческая часть.
В ЗАЩИТУ БАБЫ ЯГИ
Учащийся: Наш проект называется “Здравствуй, Баба Яга”. Почему нас заинтересовала Баба Яга? Она описывается во многих сказках.
Это очень запоминающийся персонаж: и по своему виду, и по характеру. Но вот что удивило нас: а такая ли уж плохая, эта Баба Яга? Перечитав много сказок, пересмотрев художественные фильмы и мультфильмы, расспросив взрослых, мы разобрались в ее характере и сделали поразительное открытие – Бабу Ягу несправедливо обвиняют в злодействах. Провели анкетирование в классе: 80% учащихся нашего класса считают Б.Я. отрицательным персонажем, а 20%- положительным. Мы беремся доказать, что Баба Яга не только отрицательный, но и положительный сказочный герой.
Обвинитель: Таинственная и ужасная, хитрая и коварная Баба Яга! Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны… Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или наивная? Давайте разберемся!Я докажу, что она – Злая. В «Толковом словаре»  Даля: «Баба Яга - род ведьмы, злой дух, безобразная старуха». Возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать, язвить». 
В словаре Ушакова: «Баба-яга, костяная нога (в славянских сказаниях), злая безобразная старуха, живущая в избушке на курьих ножках, летает на ступе».
Баба Яга: Что тут разбираться, милай. Я ж самая популярная девушка почти во всех волшебных сказках: в русских, польских, чешских, словацких. Да, что тут перечислять, и сам, поди, знаешь. И зовут меня по-разному, например: МАКОШЬ, МОКОШ- богиня всей Судьбы, БУРЯ-ЯГА УСОНЬША ВИЕВНА —лесная старуха-волшебница, которая правит вьюгами и ветрами.
Обвинитель: Вот-вот, без определенного места жительства, имеет несколько имен. Да и вообще, имя- то, очень подозрительное.
Создает на пути трудности.
Похищает детей.
Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.
У неё страшный вид. Прилетает к героям в избушку, избивает их до полусмерти.
Она всем вредит.
Баба Яга: Ты смотри, имя ему не нравится. Историю знать надо. Баба, ну сам понимаешь, мудрая я. А это с возрастом приходит. Яга, потому, что.… Запамятовала я. Даже ученые сомневаются. Может быть, это сосновый таежный бор, в котором растет ягель (он когда-то и назывался – “яг”), а может мохнатая шуба без рукавов – яга (баба в яге).
Обвинитель: Да уж, в таком виде только в тайге и жить. Ведь как о тебе в сказках говорят: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, нос крючком, одна нога костяная (протез, что ли?).
Баба Яга: Да ты что говоришь-то. Да ведь я, можно сказать, богиня любви – Афродита. Сколько раз прекрасные молодцы молили приворожить возлюбленных. И я помогала с помощью волшебных заклинаний. Меня безобразной старухой обозвал! Не всегда я старухой была. А дочка, дочка то у меня красавица - Марья- царевна, вся в меня пошла: и красотой, и умом. Ты, что ж, не читал, сказку “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что”. Зла я не делаю.
Обвинитель: Вот ты и попалась. Ты же только и ждешь, как бы схватить непослушного мальчонку и унести в свое логово-избушку на курьих ножках, зажарить его в печке и съесть. Что теперь скажешь?
Баба Яга: А то и скажу, хотеть съесть хотела, да ни одного не съела. Иванушка сам меня обманул, и в печь сунул. Да и не людоедка я вовсе. Сажать ребенка в печь это ж древний обычай. Ты, вот послушай: если младенец рождался слабеньким, то его сажали на хлебную лопату, обмазывали тестом и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш “допекался”, становился сильнее. Так же лечили и детей постарше, если они заболевали.
А уж как я помогала Ивану или иному богатырю. Заботы у них немалые, надо вернуть похищенную красавицу. А как это сделать могу подсказать только я. И ведь все делаю бескорыстно, ничего взамен не требую. Гостя встречаю как родного: в баньке выпарю, накормлю, напою, совет дам, а то и волшебного коня и оружие.Ученик: А мы выдвигаем 2-ую гипотезу: Баба-Яга-добрая. В Большой советской энциклопедии, дается такое определение:
Бог, фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного поклонения и веры.
Обвинитель: Так что же это получается? Ты – Баба Яга добрая, красивая, могущественная волшебница, помогающая людям?Ученик: Да и это мы доказали!Баба – Яга:Умеет делать волшебство, вручает коня, богатые дары. «Вот тебе серебряное донце, золотое веретёнце».
Указывает герою дорогу.
Дает добрые советы, указывает, к кому обратиться за помощью.
Яга-прародительница - мать-бабка для нескольких своих дочерей - внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей.
Её боятся отрицательные персонажи.
Баба Яга: Врать не буду, все так и есть. Ты не сумлевайся, я хорошая. Смотри, сколько ребята сказок обо мне нашли, мультфильмов, фильмов. В них я добрая. А уж как красиво они меня смастерили: и одежа новая, и я симпатичная, а метла и ступа новейшей…, эта, модификации. Ученик:Выводы по результатам исследования: Мы пришли к выводу, что Баба Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма. Она может быть разной – и доброй, и злой. Она - страж между добром и злом. Но всегда побеждает добро.
Обвинитель: Вот и получается, в сказках Баба Яга существует, чтобы пугать маленьких детей. С точки зрения правосудия ни одного преступления не произошло, а намерение совершить зло – это еще не сам проступок. Баба Яга оправдана.
БАБА ЯГА 1. Ребята, Вы такие молодцы!
Актеры настоящие, Таланты Вы!
БАБА ЯГА 2. Мы поняли, а мы ужасные.
И свои портреты повесили напрасно.
Их с доски мы снимем и разорвем,
А ваши все портреты мы вернем!
6. Рефлексия
- По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы.
Оцените, как прошло наше занятие.
Оцените работу ваших товарищей.
Оцените свой вклад в работу.
Просим наших гостей оценить работу участников занятия.
- Всем спасибо! До следующей встречи!
Лист самооценки:
- Поставьте знак + если вы согласны с утверждением, знак - если не согласны.
На занятии мне было скучно Во время игры мне было интересно Во время игры я был активен Мне больше всего нравятся задания, которые надо выполнять в группе Я хотел бы чаще играть в такие игры


Список использованного материала:
1. «Толковый словарь живого великорусского языка»  В.Даля;
2. Сборник русских народных сказок;
3. Просмотр фильмов «Морозко» и «Василиса Прекрасная»;
4. Картина Васнецова В.М. «Баба-яга»;
5. «Детский альбом» Баба Яга Чайковского П.И. 
6.Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992.
7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985– 248 с.
http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок
http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по теме
http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах
http://wikipendia.ru
Словарь терминов
Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
Яга – язвить, причинять боль, мучить.
«Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».
Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.
Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.
Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).