Компетентностный подход в условиях реализации профессионального модуля ПМ.01
ГАПОУ СО «ПЕРЕЛЮБСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Доклад
Компетентностный подход в условиях реализации профессионального модуля ПМ.01
«ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ»
Преподаватель специальных дисциплин Яблочков А.А.
2014 г.
В настоящее время происходят серьезные изменения в системе среднего профессионального образования страны для обеспечения повышения качества образования выпускников и, приведения полученных ими компетенций в соответствие с реальными запросами работодателей будь то бизнес, сфера торговли и услуг или секторгосударственного управления. Внедрение компетентностного подхода в современном образовании позволяет сформировать новую модель будущего специалиста, востребованного на рынке труда и полностью отвечающего условиям социально-экономического развития страны.
Компетентностный подход позволяет решить важную задачу: актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования. Студент с самого начала обучения должен быть настроен на результат обучения - получение определенных компетенций в результате освоения профессиональных модулей в рамках учебной образовательной программы своей специальности.
Оптимальной технологией реализации компетентностно ориентированного образования является модульная технология, позволяющая гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать из них наиболее подходящие для определенной аудитории обучающихся.
В компетентностной модели специалиста цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Таким образом, результат образования будет представлять собой совокупность привычных результатов по становлению и развитию ключевых компетенций, которые являются дополнением к привычным целям образования.
Например, реализация компетентностного похода при разработке образовательных программ для специальности «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» предполагает тесную связь между освоенными компетенциями и требованиями будущих работодателей (КФХ, различные акционерные сельскохозяйственные общества). Практикоориетированная направленность обучения включает инструментальные компетенции – способность к анализу и синтезу практических ситуаций, решение ответственных задач на практике, базовые знания в различных областях, письменная и устная коммуникация, межличностные компетенции – способность к критике и самокритике, умение работать в команде, навыки межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других областей, а также системные компетенции – способность применить знания на практике, адаптироваться к новым идеям (креативность), инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве и стремление к успеху.
Знакомство будущих специалистов с условиями производства начинается с прохождения ими учебной практики, которая входит в состав профессиональных модулей «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования», «Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования», «Транспортировка грузов». Каждый из этих профессиональных модулей содержит планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося),содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения.
По итогам освоения профессионального модуля и прохождения учебной или производственной практики на предприятии обучающийся должен овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками. Кроме того, в результате освоения профессиональных модулей, студенты могут получить одну-две рабочие профессии. Обучающийся, в условиях реального производства может сформировать адекватную оценку своих возможностей и осознать свою профессиональную пригодность.
Однако на этом этапе освоения компетенций у студентов может возникнуть ряд трудностей, связанных с нехваткой знаний для выполнения предложенных работ, трудной социальной адаптацией (в среде опытных специалистов), а также опасения некачественно выполнить свою работу. В данной ситуации перед преподавателем, ведущим профессиональный модуль, стоит задача не только подготовить студента теоретически и практически по предложенным компетенциям, но и развить социально-ориентированную личность каждого обучающегося для полноценной реализации его потенциала.
В компетентностном подходе также большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая включает выполнение домашних заданий с использованием рекомендованных источников по теме аудиторных занятий, а также подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной литературы. Таким образом, рост профессиональной компетенции студента предполагает не только выполнение указаний преподавателя или мастера производственного обучения, но и самостоятельный поиск наиболее эффективных способов обучения.
Кроме тогокомпетентностный подход предполагает изменение других компонентов образовательного процесса: содержание, педагогические технологии, средства контроля и оценки. Важную роль играют активные методы обучения: общение, решение ситуационных задач, дискуссии, диспуты, выполнение проектов.
Внедрение практикоориентированных форм обучения позволяет привлечь интерес студентов к актуальным вопросам в дальнейшей профессиональной деятельности и развить творческое мышление.Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции.
Эффективнее проводить итоговую аттестацию по профессиональному модулю в условиях производства после прохождения обучающимся учебной или производственной практики. Это позволит оценить знания и умения студентов, решающих конкретные технологические задачи в условиях реального производства. В качестве эксперта может выступать мастер производственного цеха или технолог предприятия, которые смогут оценить профессиональные навыки будущего специалиста.
Таким образом, повысить качество обучения в среднем профессиональном образовании позволяет реализация компетентностного подхода в условиях тесной взаимосвязи будущих работодателей, научно-методического содержания подготовки кадров и высокой мотивации студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.
ГАПОУ СО «ПЕРЕЛЮБСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПЛАН – КОНСПЕКТ
МДК.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
на тему: Основные понятия и определения двигателя внутреннего сгорания
Преподаватель специальных дисциплин Яблочков А.А.
2014 г.