Доклад. Выступление на педагогическом совете на тему: Компетентностный подход в условиях реализации ФГОС НОО.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Компетентностный подход
в условиях реализации
ФГОС НОО»
Выступила учитель
начальных классов:
Нестерова Н.И.
с. Ульяново – 2015г.
Слайд1.На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и с сентября 2011 – 2012 учебного года все школы России начали работать по нему. Новый стандарт устанавливаетновые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы.
Слайд 2. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, иметь способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, поэтому социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности.
Слайд3. Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?».
Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность.
Слайд4. Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Слайд5.Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.
Ценности, принципы и цели.
Профессиональные качества.
Ключевые компетенции.
Педагогические методы, способы и технологии.
Профессиональные позиции.
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
Слайд6.Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:
Коммуникативная компетентность
Информационная компетентность
Компетентность разрешения проблем.
Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.
Теперь я бы хотела обратиться к анализу практического использования педагогических компетенций в своей работе.
По ФГОС второго поколения я работаю четвертый год, из них три года я учила по образовательной программе «Начальная школа 21 века», а с этого года по программе «Планета знаний». Программы различны, но едино одно – подход к понятию «современный эффективный урок».
Для меня эффективный урок – это такой урок, на котором полностью решены:
Педагогическая цель;
Предметные результаты;
УУД (универсальные учебные действия).
Одной из своих задач как учителя вижу в том, чтобы мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого планирую каждый урок, чтобы в нём были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.
Заранее на перемене я готовлю необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, а ученики готовят школьные принадлежности, чтобы не тратить драгоценное время урока на организацию рабочего места. Чтобы время на уроке было чётко организовано с первой до последней минуты.
Использую на уроках разнообразный дидактический материал, наглядные средства обучения: опорные схемы и таблицы, сюжетные картинки, памятки, тесты для диагностики.
Слайд 8.Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра: * помогает снять чувство усталости; * раскрывает способности детей, их индивидуальность; * усиливает непроизвольное запоминание.
Слайд 9.Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки», «Твердый – мягкий», «Идем на День рождения». Для уроков математики - игры на отработку состава числа «Домики», «Собери круговые примеры», «Математическая рыбалка», «Гусеница» и др.
Слайд 10.На уроках математики и русского языка я, как и мои коллеги - учителя начальных классов -часто использую работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков, доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока: * во время устного счета (на уроках математики); * при закреплении нового материала; * при поведении самостоятельной, проверочной работы; * при игровых моментах соревновательного характера и т.д. Учащимся раздаю персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) ясобираю тетради с ответами, а после урока подсчитываю и фиксирую количество верных ответов в специальной «Таблице успехов». Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма. Слайд 11.В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используюгрупповую работу. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. При использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые «вырабатывают и утверждают сами»: * полное внимание к однокласснику; * серьезное отношение к мыслям, чувствам других; * терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку»).
Слайд 12.В современной школе педагоги уделяют большое внимание использованию на своих уроках проектной деятельности. И я, как учитель начальных классов, не исключение. Данный метод не является открытием нашего времени: он возник еще в начале XX столетия в США. Основная идея метода: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов - один из самых современных способов изучения литературы, он способен увлечь и педагога, и учащихся. Данный вид деятельности позволяет ученикам формировать умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.
Слайд 13. Кроме этого, на уроках литературного чтения, я очень люблю использовать чтение по ролям.
Л.И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.
Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов.
Слайд 14.Нельзя обойтись на современном уроке и без ИКТ.
Но важно помнить, что ИКТ должно выступать как вспомогательный элемент, а не основной. Работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована.
Кроме того, важно помнить, чтобы работа с использованием ИКТ длилась не более 10-15 минут за урок.
Итак, планируя урок в начальной школе, мыдолжны тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Не забывать уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.Слайд 15.Отсюда следуют цели использования ИКТ: * переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному; * активизация познавательной сферы обучающихся; * повышение положительной мотивации обучения; * использование как средства самообразования; * повышение уровня знаний; * осуществление проектной деятельности младших школьников. Слайд 16.В заключение хочется сказать, что учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Слайд 17. Спасибо за внимание!