Франция накануне революции
1
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КОНЦА XVIII СТОЛЕТИЯ
УРОК №2
9 класс
Тема урока: Франция накануне революции
Цели урока:
Дидактические:
Показать учащимся, что накануне революции Франция оставалась аграрной страной, феодальные отношения превратились в тормоз дальнейшего социально-экономического развития страны.
Раскрыть причины кризиса французского абсолютизма, который олицетворял традиционное общество во Франции.
Охарактеризовать основные пути поиска лучшей организации общества французскими просветителями.
Социализирующие:
Сформировать у учащихся понимание объективного характера исторического развития, заключающееся в закономерности кризиса аграрно-ремесленной цивилизации и переходе к индустриальному обществу.
План урока
Социально-экономическое развитие Франции во второй половине
XVIII в.
Социально-политическое развитие Франции накануне революции.
Поиски лучшей организации общества французскими просветителями.
Рекомендации по проведению урока
Урок необходимо начать с актуализации основных понятий, с которыми учащиеся познакомились на предыдущем уроке: Кризис аграрно-ремесленной цивилизации. Модернизация. Индустриальное общество.
Первый вопрос.
После этого учитель знакомит с положением крестьянства во Франции. Итоги объяснения можно записать в таблицу.
Таблица 1
Черты аграрно-ремесленной цивилизации
Модернизационные процессы вобществе
1. Феодальные повинности крестьян в пользу сеньоров: основные (оброк на землю), второстепенные.
I. Расслоение крестьянства: выделяется зажиточная верхушка, которая эксплуатирует наемный труд своих нищих соседей.
2. Огромные налоги в пользу короля и дворянского государства.
2. Масса крестьян занята производством ремесленных изделий на скупщиков-купцов (рассеянная мануфактура).
3. Церковная десятина.
3. Рост числа мануфактур.
4. Внутренние таможни; отсутствие единой системы мер длины и весов.
4. Началось применение машин.
5. Абсолютная власть короля; деление на сословия; суд сеньора.
5. Образовалась богатая и экономически влиятельная буржуазия (финансисты, купцы, владельцы мануфактур и кораблей).
О развитии ремесла, мануфактур и торговли учитель рассказывает, используя следующий материал.
В 1789 г. во Франции было 532 крупные централизованные мануфактуры. На них изготавливались: шелка, кружева, бархат, гобелены, фарфор, сукно, полотна, мыло и т.д.
Началось применение машин. Только на каменноугольных копях близ Анзена работало 12 паровых машин для откачки воды из шахт. В текстильной промышленности имелось 900 прялок «Дженни». Однако преобладала рассеянная мануфактура. Миллионы крестьян (по некоторым данным, около 9 млн. человек) были заняты в мануфактурном производстве, работая на купцов-скупщиков.
Затем учитель отмечает, что, несмотря на известные успехи в развитии промышленного производства, тормозящее влияние традиционного общества сказывалось во всем. Об этом наглядно говорит сравнение с Англией. В Англии в 1789 г. насчитывалось 20 тыс. прялок «Дженни», не говоря о других типах механических прядильных станков. Во Франции в XVIII в. (до 1789 г.) производство железа удвоилось и достигло 40 тыс. т в год, а в Англии за это же время производство железа выросло в 5 раз и достигло 70 тыс. т.
Франция вела обширную торговлю. Особенно большие прибыли приносила ей торговля с колониями, откуда доставлялись сахар, кофе, какао, хлопок. Многие французские купцы составили большие состояния путем торговли африканскими рабами.
Препятствием для развития торговли внутри страны являлись внутренние таможни, мешало также отсутствие единых мер длины и веса.
В конце изучения данного вопроса можно предложить учащимся заполнить таблицу «Препятствия для развития экономики Франции в XVIII веке».
Таблица 2
Сельское хозяйство
Промышленность
Торговля
Для более сильных учащихся можно предложить работу по карточкам.
№ 1
Английский путешественник и экономист Артур Юнг, побывавший во Франции в 1787 г., так описал положение народных масс: «Проезжая Пейрак, мы встретили массу нищих... У всех крестьянок нет ни чулок, ни башмаков, а у земледельцев во время работы нет на ногах ни деревянной, ни какой-либо другой обуви. Эта нужда подрывает в корне народное благосостояние, ибо важнее широкое потребление среди бедняков, чем среди богатых; положение бедняков, которое заставляет их воздерживаться от употребления кожаных и шерстяных изделий, следует признать злом, влекущим за собой чрезвычайно важные последствия».
Почему Юнг считает более важным потребление товаров среди бедняков, чем среди богатых? Чем ВЫ можете объяснить, что крестьяне почти не покупали промышленных товаров? Какие это имело последствия? На основе отрывка из сочинения Юнга установите, какого условия для развития капитализма недоставало во Франции.
На основании анализа текста сделайте вывод о взаимоотношениях французского крестьянства с государством и привилегированными сословиями.
Старая деревенская песня
Платя соляную подать
И налоги королю, -
Всегда перед его дверью
Гарнизонные и пристав,
Которые кричат беспрестанно: «Несите деньги!»
Бедный пахарь,
Слывущий за подлого,
Кормит дворянство,
Не имея ничего верного.
Нет ни короля, ни принца,
Ни епископа, ни сеньора,
Кто не жил бы трудом Бедного пахаря.
Второй вопрос
Характеристику абсолютной монархии учитель может дать на основе следующего предлагаемого материала.
Абсолютная монархия во Франции играла прогрессивную роль, пока она вела борьбу с феодальной раздробленностью, способствовала укреплению единства страны. Другая картина представляется в конце XVII века, когда она превращается в тормоз дальнейшего развития. Абсолютизм достиг своей вершины при Людовике XIV (1643-1715). Его двор был самым блестящим в Европе. Феодальная знать толпилась в Версале и была призвана своим многолюдством и великолепием нарядов украшать особу короля. Сложный и торжественный церемониал, направленный на возвеличивание личности монарха, сопровождал каждый шаг короля. Как только король протирал глаза ото сна, в спальню впускались те, кто имел «право великого входа», - знатнейшие из знатных: присутствовать при утреннем туалете короля считалось великой честью. Специально приставленные вельможи помогали королю снять ночную рубашку, облачиться в утреннее платье. Король выходил в другую комнату, и сюда впускались те, кто пользовался «правом второго входа». Один из знатных придворных подавал королю кафтан, другой - сапоги и т.д. Если король желал утолить жажду, то требовалось пять человек и четыре поклона, чтобы поднести ему стакан воды или вина.
Придворных должностей было великое множество. Имелись особые должности хранителей королевской трости и королевского парика, надзирателей за королевским ночным горшком. За них выплачивалось жалованье в 20 тыс. ливров (сумма, достаточная, чтобы обеспечить жизнь в течение года 600 семей).
Жизнь двора была заполнена балами, маскарадами, театральными представлениями и празднествами, которые превращались в парады ослепляющей роскоши. Венецианский посланник так описывал бал при дворе Людовика XIV: «В большой галерее Версальского дворца зажгли тысячи свечей. Они отражались в зеркалах, покрывавших стены, и в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днем. Было точно во сне, точно в заколдованном царстве... Глаза не хотели верить невиданным, ярким, дорогим и красивым нарядам...»
Опорой королевского абсолютизма служила католическая церковь. Один из церковных писателей конца XVIIв. епископ Боссюэ провозглашал: «Короли - министры Бога на земле». Сам «король-солнце» не обладал ни дарованием полководца, ни талантом дипломата. Ему приписывают фразу: «Государство - это я». Знаменитая фраза остроумно обыграна в пьесе М. Булгакова «Мольер». Людовик XIV за ужином беседует с Мольером, объявляя ему, что запрещает постановку «Тартюфа». «Но что скажет Франция, сир?» - восклицает Мольер. «Франция, господин де Мольер, сидит перед вами и ест цыпленка!» - наставительно замечает король.
Если Людовик XIV пытался сам управлять государством, то его преемник - Людовик XV доверял решение важнейших дел своим фавориткам. Много лет держала нити Давления страной маркиза Помпадур. Ее сменила дочь трактирщицы, выросшая в кабаке, Жанна Бекю, получившая титул графини Дюбарри. Графиня Дюбарри обошлась Франции в 35 млн. ливров, и столько же стоили дворцы, построенные для нее королем. Дух царствования Людовика XV хорошо передают слова короля: «После нас хоть потоп».
В 1774 г., после пятидесятилетнего правления Людовика XV, на престол вступил его внук Людовик XVI. Тучный, рыхлый обжора, он находился всецело под влиянием своей жены Марии-Антуанетты, дочери австрийского императора.
Характеризуя положение сословий во Франции, учитель может предложить учащимся задание: самостоятельно прочитать соответствующий материал параграфа и заполнить таблицу: «Сословия во Франции перед революцией» (табл.3).
Таблица 3
Сословие
Кто входил
Какой
собственностью
владели
Какие имели
права и
обязанности
1. Первое
2. Второе
3. Третье
В конце заполнения таблицы можно поставить вопросы: По какому главному признаку отличались сословия? Кому был выгоден и кому невыгоден сословный строй? Какую задачу в связи с этим должна была решать буржуазная революция?
Третий вопрос.
Этот вопрос можно изложить по следующему варианту. Учитель знакомит учащихся с просветителями и положениями их теорий, а
учащиеся заполняют таблицу 4.
Таблица 4
Просветители
Основные идеи
Интересы каких слоев выражал
XVIII век - век Просвещения - выдвинул во Франции ряд блестящих мыслителей. Почему идеи Просвещения получили свое развитие именно в XVIII в.? Могли ли это быть раньше?
Затем учитель предлагает учащимся записать основные черты мировоззрения людей Нового времени, которые сформировались под воздействием принципов эпохи Возрождения и эпохи Просвещения.
Гуманизм - представление о том, что человек есть высшая ценность на земле, мера всех вещей, что человек не может рассматриваться в качестве средства для достижения целей, что он сам самоценен (И.Кант).
Рационализм - представление о могуществе разума, науки, знаний, при помощи которых человек познает окружающий мир и преобразует его; вера в торжество разума над суевериями.
Объективность - представление о возможности четко развести объект исследования и субъект познания, изучение того или иного явления с позиции независимости от воли и сознания людей; понимание того, что разум человека подобен зеркалу, правильно отражающему происходящее, наши знания о предмете тождественны самому предмету.
Прогрессизм - представление о том, что человечество развивается поступательно, от низшего к высшему состоянию, к определенной цели, а значит, в истории человечества присутствует определенный смысл; представление о том, что прогресс является безусловным благом, что все помехи на пути прогресса должны быть ликвидированы.
Европоцентризм - представление о том, что западный путь развития - это путь, тождественный прогрессу; все народы вынуждены идти этим путем, иначе они обречены на отсталость.
Домашнее задание:
Соответствующий параграф учебника и задания к нему.
Составьте несколько карточек с вопросами тестового характера на знание основных понятий урока.
15