Методическое пособие ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Горохова Т.С., преподаватель ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж»
Курс «Русский язык и культура речи» является важным этапом в подготовке среднего медицинского персонала.
Основная цель – повышение уровня речевой культуры студентов средних медицинских учебных заведений через усвоение ими общих норм функционирования языка и речи. Изучение основ культуры речи имеет особое значение, так как в силу своих профессиональных обязанностей медицинский работник среднего звена постоянно вступает в контакт с пациентами, их родственниками, коллегами по работе, оформляет документацию.
Поэтому на первый план в преподаваемом курсе выдвигается коммуникативная сторона общения, речевые и неречевые пути передачи и получения информации. Студентам-медикам необходимо в процессе обучения овладеть коммуникативными качествами «хорошей» речи: точностью, уместностью, логичностью, чистотой, богатством и выразительностью; научиться воздействовать на пациентов словом; отработать навыки рационального речевого поведения; приобрести навыки грамотного использования в речи профессиональной лексики. Таким образом, практические занятия по курсу «Русский язык и культура речи» в средних медицинских учебных заведениях направлены на формирование и отработку лингвистических знаний, умений и навыков.
Используемая модель проведения практических занятий по русскому языку и культуре речи призвана реализовать принцип активности обучения через структурирование и алгоритмизацию самостоятельной работы, использование активных методов обучения: студенты учатся самостоятельно, а не их учат. Обучение происходит через самостоятельную работу, познавательную деятельность, в процессе которой студент не только получает возможность сориентироваться в изучаемом материале, но и уметь самостоятельно определять степень его усвоения.
На занятиях каждому студенту предоставляется студентам
Предлагаемые студентам для выполнения на практических занятиях учебные задачи можно условно разделить на две группы:
от теории - к практике, когда студентам предлагается самим найти соответствующие примеры в практической жизни, иллюстрирующие теоретические положения;
от жизни - к теории: в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые необходимо проанализировать с точки зрения знакомых теоретических положений.
Таким образом, решение подобных задач, поиск ответов на проблемные вопросы превращают учебную деятельность студента в учебную деятельность по применению теории языка к реалиям жизни.
15