О методике подготовки по математике студентов средних профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
О методике подготовки по математике студентов средних профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства Одной из самых приоритетных проблем в педагогической науке и практике всегда было и остается качество образования, при этом, современный образовательный ориентир направлен на технологии «учить учиться» и на образование длиною в жизнь. Существенную роль в процессе подготовки специалистов любого профиля играет математическое образование, которое влияет на качество и зависит от принятой образо вательной политики государства, от структуры профессионального образования, от степени развития математической науки и от развития научных областей знаний в целом. Это связано с тем, что с пециалист, обладающий математической культурой, умеет применять мате матические знания и умения, реализовывать их в жизни, способен видеть перспективные сферы применения математического багажа в своей профессии; готов переносить общематематические знания с одного объекта на другой и тем самым овладевать научной картиной мир а. Целью математического образования является развитие обучающихся, поскольку процесс занятий математикой способствует развитию интуиции и воображения, творческого начала, интеллекта, неслучайно именно математика обычно используется как инструмент для изме рения интеллектуального развития человека. Задачи математики как учебной дисциплины заключаются в том, чтобы научить студентов видеть математические компоненты и понимать действие математических законов в реальном, окружающем нас мире, применять их для нау чного объяснения явлений. Математика должна быть тесно увязана с общекультурными ценностями и общефилософскими концепциями, с событиями и фактами истории, языками, литературой, искусством и музыкой, с профессиональными дисциплинами, чтобы сформировать у вы пускников определенный математический аппарат, который должен позволить в будущей профессиональной деятельности осуществлять хотя бы простейший количественный анализ информации . На пути преподавания математики в целом, а в сфере культуры и искусства ос обенно, возникают определенные трудности, связанные, прежде всего, с гуманитарным, творческим характером образования. Именно поэтому, тема математического образования гуманитариев, а тем более гуманитариев в сфере культуры и искусства чрезвычайно актуальна и требует ос обого педагогического внимания. Несмотря на то, что во ФГОС СПО определено содержание математики для студентов специальностей сферы культуры и искусства, тем не менее, возникают проблемы с календарно - тематическим планированием при небольшом к оличестве часов, с тем, что и в каком объеме необходимо усвоить студенту - гуманитарию творческого направления, как опираться на знания, полученные им в школе. Еще одной проблемой является вопрос - как преподавать математику? Она, опять же, связана, прежде в сего, с уровнем математических знаний студентов, обучающихся в колледжах культуры и искусства, их отношением к математике в школе и к изучению математики в профессиональном образовании, с их специфическими особенностями. Опрос показал, что, как правило, вы пускники школ, поступающие в колледжи культуры и искусства, имеют средние знания по математике; математику считают трудной, о себе говорят – нет таких способностей. В математике их, чаще всего, ничего не привлекает. Математика была нелюбимым предметом у бо льшей части опрошенных, 70 % студентов в школе мечтали о том, чтобы ее не было, 80 % студентов считает, что изучение математики в колледжах культуры и искусства не нужно, а, увидев математику в расписании занятий, больше половины респондентов испытали отри цательные эмоции. В связи со всем вышесказанным, для достижения лучшего результата при объяснении нового материала как один из приемов совершенствования образовательного процесса нами разработаны и используются схемы и таблицы. Этот прием помогает наглядно представить изучаемый материал и сравнивать формулы, функции или их свойства, а также быстрее их запоминать. Приводим пример подачи нового материала при изучении степенной функции. Степенная функция y = x p , где p – заданное действительное число Свойства степенной функции зависят от свойств степени с действительным показателем и, в частности, от того, при каких значениях x и p имеет смысл степень x p Функция y = f ( x ), определенная на множестве X , называется ограниченной снизу на множестве X , если существует ч исло C 1 такое, что для любого x ϵ X выполняется неравенство f ( x )≥ C 1 Это означает, что все точки графика ограниченной снизу функции y = f ( x ), x ϵ X расположены выше прямой y = C 1 или на этой прямой. Функция y = f ( x ), определенная на множестве X , называется ограниченной сверху на множестве X , если существует число C 2 такое, что для любого x ϵ X выполняется неравенство f ( x )≤ C 2 В этом случае все точки графика функции y = f ( x ), x ϵ X , лежат ниже прямой y = C 2 или на этой прямой. Функцию, ограниченную и сверху, и снизу на множестве X , называют ограничен н ой на этом множестве. Частные случаи степенной функции : p график свойства Д( y) Обл асть опре деле ния E(y) Множ ество значе ний Четность нечетност ь возрастани е убывани е p =2 n p – четное натуральное число R y≥0 четная x≥0 x≤0 p =2 n - 1 p – нечетное натуральное число R R нечетная R - p = - 2n x≠0 y�0 четная x 0 x �0 1 x y 0 1 y= 1 x y 0 1 y= 1 x y 0 1 y= p= - (2n - 1) x≠0 y≠0 нечетная - x0 , x�0 Положительн ое действительно е нецелое число p = x≥0 y≥0 - x≥0 - Отрица тельно е действительно е нецелое число p = - x�0 y�0 - - x�0 Как показывает опыт работы, данный прием удобен при изучении математики с ограниченным количеством часов в учебных заведениях среднего профессионального образования гуманитарного профиля. Савченко И.В. ГОБУ СО «Иркутский областной колледж культуры 1 x y 0 1 y= 1 x y 0 1 y=m�n y= 1 x y 0 1 y=mn y= 1 x y 0 1 y=