О методике подготовки по математике студентов средних профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.О методике подготовки по математике студентов средних профессиональных
учебных заведений сферы культуры и искусства
Одной из самых приоритетных проблем в педагогической науке и практике всегда
было и остается качество образования, при этом, современный
образовательный ориентир
направлен на технологии «учить учиться» и на образование длиною в жизнь.
Существенную роль в процессе подготовки специалистов любого профиля играет
математическое образование, которое влияет на качество и зависит от принятой
образо
вательной политики государства, от структуры профессионального образования, от
степени развития математической науки и от развития научных областей знаний в целом.
Это связано с тем, что с
пециалист, обладающий математической культурой, умеет
применять мате
матические знания и умения, реализовывать их в жизни, способен видеть
перспективные сферы применения математического багажа в своей профессии; готов
переносить общематематические знания с одного объекта на другой и тем самым
овладевать научной картиной мир
а. Целью математического образования является
развитие обучающихся, поскольку процесс занятий математикой способствует развитию
интуиции и воображения, творческого начала, интеллекта, неслучайно именно математика
обычно используется как инструмент для изме
рения интеллектуального развития
человека.
Задачи математики как учебной дисциплины заключаются в том, чтобы научить
студентов видеть математические компоненты и понимать действие математических
законов в реальном, окружающем нас мире, применять их для нау
чного объяснения
явлений. Математика должна быть тесно увязана с общекультурными ценностями и
общефилософскими концепциями, с событиями и фактами истории, языками,
литературой, искусством и музыкой, с профессиональными дисциплинами, чтобы
сформировать у вы
пускников определенный математический аппарат, который должен
позволить в будущей профессиональной деятельности осуществлять хотя бы простейший
количественный анализ информации
.
На пути преподавания математики в целом, а в сфере культуры и искусства
ос
обенно, возникают определенные трудности, связанные, прежде всего, с гуманитарным,
творческим характером образования. Именно поэтому, тема математического образования
гуманитариев, а тем более гуманитариев в сфере культуры и искусства чрезвычайно
актуальна
и требует ос
обого педагогического внимания.
Несмотря на то, что во ФГОС СПО определено содержание математики для
студентов специальностей сферы культуры и искусства, тем не менее, возникают
проблемы с календарно
-
тематическим планированием при небольшом к
оличестве часов, с
тем, что и в каком объеме необходимо усвоить студенту
-
гуманитарию творческого
направления, как опираться на знания, полученные им в школе.
Еще одной проблемой является вопрос
-
как преподавать математику? Она, опять
же, связана, прежде в
сего, с уровнем математических знаний студентов, обучающихся в
колледжах культуры и искусства, их отношением к математике в школе и к изучению
математики в профессиональном образовании, с их специфическими особенностями.
Опрос показал, что, как правило, вы
пускники школ, поступающие в колледжи
культуры и искусства, имеют средние знания по математике; математику считают
трудной, о себе говорят
–
нет таких способностей. В математике их, чаще всего, ничего не
привлекает. Математика была нелюбимым предметом у бо
льшей части опрошенных, 70 %
студентов в школе мечтали о том, чтобы ее не было, 80 % студентов считает, что изучение
математики в колледжах культуры и искусства не нужно, а, увидев математику в
расписании занятий, больше половины респондентов испытали отри
цательные эмоции.
В связи со всем вышесказанным,
для достижения лучшего результата при
объяснении нового материала как один из приемов совершенствования образовательного
процесса нами разработаны и используются схемы и таблицы. Этот прием помогает
наглядно
представить изучаемый материал и сравнивать формулы, функции или их
свойства, а также быстрее их запоминать.
Приводим пример подачи нового материала при изучении степенной функции.
Степенная функция
y
=
x
p
, где
p
–
заданное действительное число
Свойства
степенной функции зависят от свойств степени с действительным
показателем и, в частности, от того, при каких значениях
x
и
p
имеет смысл степень
x
p
Функция
y
=
f
(
x
), определенная на множестве
X
, называется ограниченной снизу на
множестве
X
, если существует ч
исло
C
1
такое, что для любого
x
ϵ
X
выполняется
неравенство
f
(
x
)≥
C
1
Это означает, что все точки графика ограниченной снизу функции
y
=
f
(
x
),
x
ϵ
X
расположены выше прямой
y
=
C
1
или на этой прямой.
Функция
y
=
f
(
x
), определенная на множестве
X
, называется ограниченной сверху на
множестве
X
, если существует число
C
2
такое, что для любого
x
ϵ
X
выполняется
неравенство
f
(
x
)≤
C
2
В этом случае все точки графика функции
y
=
f
(
x
),
x
ϵ
X
, лежат ниже прямой
y
=
C
2
или
на этой прямой.
Функцию, ограниченную и сверху, и снизу на множестве
X
, называют ограничен
н
ой
на этом множестве.
Частные случаи степенной функции
:
p
график
свойства
Д(
y)
Обл
асть
опре
деле
ния
E(y)
Множ
ество
значе
ний
Четность
нечетност
ь
возрастани
е
убывани
е
p
=2
n
p
–
четное
натуральное
число
R
y≥0
четная
x≥0
x≤0
p
=2
n
-
1
p
–
нечетное
натуральное
число
R
R
нечетная
R
-
p
=
-
2n
x≠0
y0
четная
x
0
x
0
1
x
y
0
1
y=
1
x
y
0
1
y=
1
x
y
0
1
y=
p=
-
(2n
-
1)
x≠0
y≠0
нечетная
-
x0
,
x0
Положительн
ое
действительно
е нецелое
число
p
=
x≥0
y≥0
-
x≥0
-
Отрица
тельно
е
действительно
е нецелое
число
p
=
-
x0
y0
-
-
x0
Как показывает опыт работы, данный прием удобен при изучении математики с
ограниченным количеством часов в учебных заведениях среднего профессионального
образования гуманитарного профиля.
Савченко И.В.
ГОБУ СО
«Иркутский областной колледж культуры
1
x
y
0
1
y=
1
x
y
0
1
y=mn
y=
1
x
y
0
1
y=mn
y=
1
x
y
0
1
y=