О методике подготовки по математике студентов средних профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.О методике подготовки по математике студентов средних профессиональных 
учебных заведений сферы культуры и искусства
 
Одной из самых приоритетных проблем в педагогической науке и практике всегда 
было и остается качество образования, при этом, современный 
образовательный ориентир 
направлен на технологии «учить учиться» и на образование длиною в жизнь.
 
Существенную роль в процессе подготовки специалистов любого профиля играет 
математическое образование, которое влияет на качество и зависит от принятой 
образо
вательной политики государства, от структуры профессионального образования, от 
степени развития математической науки и от развития научных областей знаний в целом. 
Это связано с тем, что с
пециалист, обладающий математической культурой, умеет 
применять мате
матические знания и умения, реализовывать их в жизни, способен видеть 
перспективные сферы применения математического багажа в своей профессии; готов 
переносить общематематические знания с одного объекта на другой и тем самым 
овладевать научной картиной мир
а. Целью математического образования является 
развитие обучающихся, поскольку процесс занятий математикой способствует развитию 
интуиции и воображения, творческого начала, интеллекта, неслучайно именно математика 
обычно используется как инструмент для изме
рения интеллектуального развития 
человека.
 
Задачи математики как учебной дисциплины заключаются в том, чтобы научить 
студентов видеть математические компоненты и понимать действие математических 
законов в реальном, окружающем нас мире, применять их для нау
чного объяснения 
явлений. Математика должна быть тесно увязана с общекультурными ценностями и 
общефилософскими концепциями, с событиями и фактами истории, языками, 
литературой, искусством и музыкой, с профессиональными дисциплинами, чтобы 
сформировать у вы
пускников определенный математический аппарат, который должен 
позволить в будущей профессиональной деятельности осуществлять хотя бы простейший 
количественный анализ информации
.
 
На пути преподавания математики в целом, а в сфере культуры и искусства 
ос
обенно, возникают определенные трудности, связанные, прежде всего, с гуманитарным, 
творческим характером образования. Именно поэтому, тема математического образования 
гуманитариев, а тем более гуманитариев в сфере культуры и искусства чрезвычайно 
актуальна
 
и требует ос
обого педагогического внимания.
 
Несмотря на то, что во ФГОС СПО определено содержание математики для 
студентов специальностей сферы культуры и искусства, тем не менее, возникают 
проблемы с календарно
-
тематическим планированием при небольшом к
оличестве часов, с 
тем, что и в каком объеме необходимо усвоить студенту
-
гуманитарию творческого 
направления, как опираться на знания, полученные им в школе.
 
Еще одной проблемой является вопрос 
-
 
как преподавать математику? Она, опять 
же, связана, прежде в
сего, с уровнем математических знаний студентов, обучающихся в 
колледжах культуры и искусства, их отношением к математике в школе и к изучению 
математики в профессиональном образовании, с их специфическими особенностями.
 
Опрос показал, что, как правило, вы
пускники школ, поступающие в колледжи 
культуры и искусства, имеют средние знания по математике; математику считают 
трудной, о себе говорят 
–
 
нет таких способностей. В математике их, чаще всего, ничего не 
привлекает. Математика была нелюбимым предметом у бо
льшей части опрошенных, 70 % 
студентов в школе мечтали о том, чтобы ее не было, 80 % студентов считает, что изучение 
математики в колледжах культуры и искусства не нужно, а, увидев математику в 
расписании занятий, больше половины респондентов испытали отри
цательные эмоции.
 
В связи со всем вышесказанным, 
для достижения лучшего результата при 
объяснении нового материала как один из приемов совершенствования образовательного 
процесса нами разработаны и используются схемы и таблицы. Этот прием помогает 
наглядно
 
представить изучаемый материал и сравнивать формулы, функции или их 
свойства, а также быстрее их запоминать.
 
Приводим пример подачи нового материала при изучении степенной функции.
 
Степенная функция 
y
=
x
p
, где 
p
 
–
 
заданное действительное число
 
Свойства 
степенной функции зависят от свойств степени с действительным 
показателем и, в частности, от того, при каких значениях 
x
 
и 
p
 
имеет смысл степень 
x
p
 
Функция 
y
=
f
(
x
), определенная на множестве 
X
, называется ограниченной снизу на 
множестве 
X
, если существует ч
исло 
C
1
 
такое, что для любого 
x
ϵ
X
 
выполняется
 
неравенство 
f
(
x
)≥ 
C
1
 
Это означает, что все точки графика ограниченной снизу функции 
y
=
f
(
x
), 
x
ϵ
X
 
расположены выше прямой 
y
= 
C
1 
или на этой прямой.
 
Функция 
y
=
f
(
x
), определенная на множестве 
X
, называется ограниченной сверху на 
множестве 
X
, если существует число 
C
2
 
такое, что для любого 
x
ϵ
X
 
выполняется 
неравенство 
f
(
x
)≤ 
C
2
 
В этом случае все точки графика функции 
y
=
f
(
x
), 
x
ϵ
X
, лежат ниже прямой 
y
=
C
2
 
или 
на этой прямой.
 
Функцию, ограниченную и сверху, и снизу на множестве 
X
, называют ограничен
н
ой 
на этом множестве.
 
Частные случаи степенной функции
:
 
p
 
график
 
свойства
 
Д(
y)
 
Обл
асть 
опре
деле
ния
 
E(y)
 
Множ
ество 
значе
ний
 
Четность
 
нечетност
ь
 
возрастани
е
 
убывани
е
 
p
=2
n
 
p
 
–
 
четное 
натуральное 
число
 
 
R
 
y≥0
 
четная
 
x≥0
 
x≤0
 
p
=2
n
-
1
 
p
 
–
 
нечетное 
натуральное 
число
 
 
R
 
R
 
нечетная
 
R
 
-
 
p
=
-
2n
 
 
x≠0
 
y0
 
четная
 
x
0
 
x
0
 
1
 
x
 
y
 
0
 
1
 
y=
 
 
 
1
 
x
 
y
 
0
 
1
 
y=
 
 
 
1
 
x
 
y
 
0
 
1
 
y=
 
 
 
 
p=
-
(2n
-
1)
 
 
x≠0
 
y≠0
 
нечетная
 
-
 
x0
, 
x0
 
Положительн
ое 
действительно
е нецелое 
число 
p
=
 
 
 
 
x≥0
 
 
y≥0
 
 
-
 
x≥0
 
 
-
 
Отрица
тельно
е 
действительно
е нецелое 
число 
p
=
 
-
 
 
 
 
x0
 
y0
 
-
 
-
 
x0
 
Как показывает опыт работы, данный прием удобен при изучении математики с 
ограниченным количеством часов в учебных заведениях среднего профессионального 
образования гуманитарного профиля.
 
Савченко И.В.
 
ГОБУ СО 
«Иркутский областной колледж культуры
 
 
1
 
x
 
y
 
0
 
1
 
y=
 
 
 
 
1
 
x
 
y
 
0
 
1
 
y=mn
 
y=
 
 
 
 
1
 
x
 
y
 
0
 
1
 
y=mn
 
y=
 
 
 
 
1
 
x
 
y
 
0
 
1
 
y=