В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях урок по психологии


В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях
урок по психологии
В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях (гимназиях, лицеях, техникумах, училищах, колледжах) урок является традиционным видом классной работы. Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. В этом определении находят отражение отдельные аспекты данного достаточно общего понятия. Главными характеристиками урока является то, что это форма организации обучения: группы учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока сводится «к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя».
С точки зрения учителя, урок — это управление познавательной деятельностью учащихся. С точки зрения учащегося — это усвоение научного, практического и социального опыта и развитие. Функция урока состоит в достижении определенных, относительно завершенных, целей на пути познания и развития. Цели — это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности. Урок способствует достижению определенных дидактических целей, решению конкретных задач в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса. Особенности урока как организационной формы обучения обусловлены его целями и задачами.
Типичный урок предполагает следующие формы учебной работы и решение соответствующих дидактических задач: проверка домашнего задания и повторение пройденного, объяснение нового учебного материала, закрепление и применение нового материала.
Последовательность решения этих дидактических задач может быть разной. Традиционный план комбинированного урока включает в себя следующие пункты: оргмомент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по ранее пройденному материалу, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом.
Однако нет необходимости всегда строго придерживаться данной последовательности в планировании урока. Гибкий и вариативный подход к структуре урока исключает шаблонность в его проведении. Элементами структуры урока могут быть различные виды деятельности учителя и учащихся.
Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью:
на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенной им информации, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др, на другом — демонстрация способов деятельности, воспроизведение их учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др, на третьем — решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя и т. д.
Типы уроков. В современной дидактике имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Остановимся на одном из них, наиболее обобщенном.