ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В 1930-Е ГОДЫ
Самохин А.Н
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В САРАТОВСКОМ БИБЛИОТЕЧНОМ ТЕХНИКУМЕ: ОПЫТ 1930-Х ГОДОВ
В современной, быстро меняющейся системе образования большая роль отводится воспитательной работе. Однако далеко не все современные приёмы и методы воспитательной работы можно назвать впервые используемыми. Поэтому опыт предыдущих лет крайне необходимо знать и использовать. Это может помочь не допускать педагогические ошибки и просчёты прошлого, и совершенствовать современный воспитательный процесс. Одним из таких показательных примеров может служить опыт воспитательной работы в Саратовском библиотечном техникуме в 1930-е годы, ныне после множественных реорганизаций отделении СКД и НХТ Саратовского областного колледжа искусств.
9 августа 1934 года в газете «Правда Саратовского края» была опубликована заметка об открытии в Саратове библиотечного техникума. В ней говорилось, что до настоящего времени Саратовский край имел только библиотечное отделение в Саратовском педагогическом техникуме, которое было не в состоянии удовлетворить возрастающую потребность в библиотечных кадрах. Поэтому Саратовский областной комитет ВКП(б) обратился во ВЦИК с просьбой организовать специальный библиотечный техникум, задача которого должна была стать подготовка заведующих районными библиотеками, заведующих отделами крупных библиотек, районных библиотечных инспекторов [4, 6]. 19 августа 1934 года последовал приказ Наркомата просвещения РСФСР №608 об открытии в Саратове библиотечного техникума [3, 293]. Первым директором была назначена Надежда Николаевна Фёдорова. Новому учебному заведению самостоятельного помещения предоставлено не было, и учебные занятия проводились в помещении педагогического техникума, располагавшегося по адресу улица Радищевская, дом 20. Занятия в техникуме проводились в вечернюю смену с 15.00 до 20.20 в нескольких помещениях плохо оборудованных под учебные занятия. В техникуме не хватало столов, стульев, а четырёх учебных комнат явно было недостаточно для размещения всего контингента. В небольшом, холодном, и сыром помещении была размещена канцелярия [2, 27-30].
Именно в таких экстремальных условиях необходимо было налаживать воспитательную работу. Так как основная масса студентов пришла из деревни и была неорганизованна, то это требовало очень внимательного отношения к ней. В техникуме, уже в первый год работы, были организованы четыре кружка: литературный, стрелковый, антирелигиозный и физической культуры. Вместе с этим в техникуме стали регулярно проводиться вечера художественной самодеятельности, экскурсии, культпоходы в кинотеатры, театры, музеи.
Воспитательная работа в Саратовском библиотечном техникуме велась по следующим направлениям: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, правовое, семейное воспитание и воспитание здорового образа жизни, трудовое и профессиональное воспитание.
Воспитательный процесс, организуемый коллективом Саратовского библиотечного техникума направлен на: организацию многообразной и разносторонней деятельности студентов; формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств; формирование правильного, основанного на общественных ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке и культуре.
Воспитание в процессе учебной деятельности велось по всем шести направлениям. При этом существовали и межпредметные связи, позволяющие углублять знания студентов, закреплять их навыки и умения, привычки поведения. Например, о нравственном облике студенты говорили на таких учебных дисциплинах как: Конституция СССР, история, организация и планирование библиотечного дела, формы и приёмы библиотечной работы, военном деле и др.
Формирование специалиста, человека ответственного за свое дело, стремящегося творчески относиться к решению профессиональных задач начиная на первом курсе, при изучении дисциплины «Библиография», учебных предметов гуманитарного и социально-экономического цикла (обществоведение, литература, русский язык, история) и продолжалось при изучении специальных дисциплин.
Духовно-нравственное воспитание, прежде всего, происходило на уроках гуманитарного и социально-политического цикла, но также и при изучении специальных дисциплин, на которых преподаватели прививали студентам чувства: долга, ответственности за порученное дело, гордости за свою специальность.
Интенсивно в техникуме велась антирелигиозная работа. Был создан антирелигиозный кружок, который изначально состоял из 17 членов, а затем к нему стали присоединяться и другие учащиеся. В основном его работа заключалась в проведении занятий по программе, которая публиковалась в журнале «Антирелигиозник». Распространённой формой антирелигиозной работы стала организация лекций и докладов. К данной работе обычно привлекали активистов, а затем с развитием организации, уже и рядовых членов. Агитаторы посещали квартиры, общежития техникума, где вели беседы антирелигиозного характера.
Популярны в техникуме были различные виды спортивно-массовой работы: спартакиады, соревнования, турниры, а зимой лыжные выезды в лес. Победителям соревнований выдавались бесплатные билеты для посещения драматического театра имени Карла Маркса. Из массовых мероприятий по своей организованности и высокому художественному вкусу выделялся утренник – посвящение «Съезду писателей», октябрьские торжества и демонстрации, участие в отчётно-выборной компании Городского Совета народных депутатов[1, 25-31].
Директивы, исходившие «сверху», содержали в себе строгие ориентиры и систему требований, предъявляемых к учащейся молодежи. «Нормой» считалось должное социальное поведение, выражавшееся в горячей любви к Родине и преданности ей, бдительности и подозрительности по отношению к «врагам» государства, убежденности в социалистических идеалах, основанное на ценностях коллективизма, интернационализма, опиравшееся на чувство социального оптимизма и чувство ответственности за все происходящее вокруг. Воспитание в техникуме должно было прививать коммунистическую мораль и нести необходимую эмоционально-нравственную нагрузку.
Особое значение в эти годы играет формирование «образа врага» как внешнего, так и внутреннего, классового врага. С «врагами» и «предателями» нужно было вести активную и жесткую борьбу, даже если таковыми являлись родственники, близкие друзья, соседи и знакомые.
Таким образом, в 1930-е годы в Саратовском библиотечном техникуме происходит становление воспитательной работы, а так же формирование материально-технической базы воспитательного процесса. Вместе с этим, воспитательная работа сводилась к формированию человека нового типа, преданного коммунистическим идеалам, воспитанного в духе коллективизма. Многие элементы воспитательного процесса, сформированные в те годы, могут быть использованы и в наши дни.
Список литературы:
ГАСО, ф. Р - 2026, оп. 1, д. 6.
ГАСО, ф. Р-521, оп. 1, д. 2507.
Саратовский библиотечный техникум // Культурное строительство в Саратовском Поволжье: документы и материалы. – Саратов. Приволжское книжное издательство, 1988. Ч. II. 1928-1945 гг. – 1988. – 336 с.
Фёдорова, Н.Н. В Саратове открыт библиотечный техникум // Правда Саратовского края. 1934. 9 августа. № 168.
15