Компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Поиск эффективных форм и методов обучения: современное состояние, проблемы, перспективы».
Автор работы:
Сивухина Т.С.,
преподаватель русского языка, литературы.
Тема доклада: Компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы
«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н.Толстой
Введение
Перед современным педагогом в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно – деятельностный подход в обучении.
Мы воспитываем молодёжь, живущую в современном обществе, а современному обществу нужны люди, умеющие выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди!
Компетентностный - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.
тема данной работы: «Компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы» , тема актуальна, так как дидактическая система деятельностного метода, приобретает большую значимость на нынешнем этапе модернизации образования, поскольку ее цели и задачи удачно вписываются в предложенную Правительством России стратегию реформ. Она отражает один из наиболее серьезных подходов к развивающему обучению: технология деятельностного метода нацелена на формирование необходимых в современных условиях качеств и ценностей духовно-развитой личности в процессе профессионального развития.цель: создать систему работы для реализации деятельностного метода на уроках русского языка.задачи: изучить методическую литературу по данной теме; • проанализировать особенности организации уроков с использованием технологии деятельностного метода; • рассмотреть обновленные средства для реализации нормы и средства контроля; • изучить и ввести в практику своей работы деятельностный метод обучения с целью повышения качества образования.

Глава 1. Компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. В настоящее время вопрос о компетентностном подходе в образовании весьма актуален. Компетентностный подход в обучении - это направленность обучения на развитие комплекса таких качеств обучающегося, которые необходимы для формирования социальной мобильности ученика, проявляющаяся в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях. Для развития общества большое значение имеет уровень образованности его граждан. Только высокообразованные и умеющие использовать свои знания на практике люди могут существенно влиять на ход истории и на окружающих, смогут устроить свою жизнь. Президент В.В.Путин в своем Послании народу России отметил, что «конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности». Поэтому объективная, точная, своевременная оценка уровня знаний каждого может служить хорошим стимулом для стремления к знаниям». Главная идея компетентностного подхода - это то, что к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем. Компетентность- это умение применять знания, умения, навыки. По своей природе компетентностный подход в обучении и образовании является целевым. Обучается не просто специалист широкого профиля, а человек, который будет хорошо уметь выполнять совершенно конкретный круг работ. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по- иному определяется система методов обучения. Современный урок – урок, на котором формируются компетенции, необходимые ученику для интеграции в современную жизнь в различных точках земли. Компетенция – комплекс действий, которые должен совершить человек в конкретной жизненной ситуации ( жизненно важные компетенции – компетенции, которыми должен овладеть каждый человек). В основе современного урока целеполагание, а не содержание урока. Цель урока – это тот пункт назначения, куда в конце урока должны приплыть все ученики. При этом цель должна быть конкретно демонстрируема и измеряема. Достижение цели определяется оценками «да» и «нет» ( не может быть чуть–чуть достигнута). Дидактические задачи урока реализуются через учебные задания. Задания, которые формируют поведенческие навыки, помогают обучающемуся реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Задания должны быть ясные, четкие и понятные для каждого ученика. Если задания требуют дополнительного разъяснения - это не совершенное задание. Как при повторении изученного с целью закрепления и углубления знаний обучающихся, так и при знакомстве с новым материалом следует применять дифференцированные и разноуровневые задания. Цель: повышение эффективности урока путем дифференциации обучения на основе сочетания групповых, фронтальных и индивидуальных заданий. На уроках русского языка я провожу дифференциацию по уровню умственного развития. Дифференциацию учебной работы я провожу постоянно на всех уроках. Ее основой является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, постоянное изучение их индивидуальных особенностей. На основе выполнения кратковременных диагностических работ, наблюдений объединяю детей в подвижные группы. Особенность их состоит в том, что один и тот же обучающийся в пределах изучения одной темы может менять положение в группе. В целях эффективного осуществления дифференцированного подхода к учебной деятельности школьников в процессе изучения сложного материала использую структурно – логические схемы. Сначала провожу неоднократное объяснение материала, помогая в случае необходимости слабым учащимся, а также предлагаю выполнить задания самостоятельно по образцу. Главным методическим принципом дифференциации обучения считаем четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме. Приведем примеры, в которых прослеживается сочетание этих форм. Фрагмент урока №1. Фронтальная работа: группа выполняет общее для всех задание «Найти имя существительное, отвечающие на вопросы кто? что? ». Индивидуальная работа: педагог подходит к рабочему месту обучающегося и помогает ему, не мешая остальным. Своевременная помощь слабому обучающемуся в процессе восприятия нового материала позволяет ему уже на первых уроках изучения новой темы усваивать необходимый минимум знаний и дальше продвигаться вместе со всей группой. Даю возможность слабым ученикам работать удобным для них способом. Индивидуальная карточка, которую получает каждый, напоминает обучающимся, каким способом можно выполнить данное задание. Карточка-подсказка для слабого ученика содержит подробное описание действия; для сильных учеников готовлю карточки иного содержания. Групповая работа: 2-3 ученика, закончивших самостоятельную работу проводят взаимопроверку знаний –им предлагается пройти тест на заданную тему. Фрагмент урока №2. Фронтальная работа: группа под руководством преподавателя анализирует выполненные задания, затем учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы по вариантам. Индивидуальная работа: выбранный учащийся комментирует способы выполнения задания. Комментировать может как сильный, так и слабый ученик. Конечным результатом работы по данной методике является усвоение материала программы всеми учениками без исключения, хотя материал они усвоили разными способами. Использование многовариантных заданий, требующих самостоятельности мышления, с постепенным увеличением степени трудности помогает слабым и средним ученикам подняться на более высокий уровень, а сильным – углубить знания. Кроме того, повышается качество знаний и успеваемость. Из вышесказанного можно сделать вывод, что постоянное использование различных традиционных и нетрадиционных приемов обучения позволяет осуществлять дифференцированный подход одновременно к нескольким учащимся, что позволяет сократить разрыв между отстающим учеником и учеником со средней успеваемостью. Немаловажное значение описанные приемы играют в развитии творческого потенциала учащихся, раскрытии и проявлении их индивидуальных способностей в процессе продуктивной деятельности на уроке. Следовательно, дифференцированный подход применим не только к обучению, но и к объективной оценке знаний, умений и навыков учащихся с разными учебными возможностями. Педагог дает возможность обучающимся работать в своем ритме и на пределе своего интеллектуального и творческого потенциала. На современном уроке не следует «разжевывать» знания, а дать возможность обучающемуся самому добывать знания в пределах своих потребностей. Не передавать знания, а формировать жизненно важные качества личности. Воспитание компетентного человека - главная цель образовательного процесса в образовательном учреждении. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. В ХХІ век – век информационных технологии, формирования в сознании человека представлений об информационной картине мира – образовательная организация входит с предъявленными ей требованиями не только давать обучаемым знания, умения и навыки, но и развивать их креативные способности с позиций интеллекта, рассматриваемого в контексте информационной парадигмы и информационно-адаптивных моделей. В настоящее время разработаны различные программные средства, в которых обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. При компьютерном обучении широко варьируются формы обучения: индивидуальные, групповые и т.д. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. В современных условиях молодые люди, окончившие образовательное учреждение, должны обладать достаточными знаниями и практическими навыками для использования компьютерных технологий в своей дальнейшей деятельности, поэтому современному педагогу просто необходимо проводить уроки с интерактивной доской, свободно овладеть компьютер и быть разносторонним. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения.
Новая эпоха ставит перед образованием новую проблему - подготовить ребят к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Заключение.
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет педагога перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Важнейший принцип деятельностного подхода   заключается в том, чтобы «научить ребёнка учиться». То есть теперь знания приобретаются только в деятельности,  а за умениями, навыками, развитием и воспитанием личности ребёнка стоит действие.
  В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие  и формирование способности  и готовности  свободно осуществлять общение, овладение современными средствами коммуникации.
Важнейший принцип деятельностного подхода   заключается в том, чтобы «научить ребёнка учиться». То есть теперь знания приобретаются только в деятельности,  а за умениями, навыками, развитием и воспитанием личности ребёнка стоит действие.
Обучение русскому языку сегодня не может быть сведено к обучению орфографии и пунктуации – сейчас это понимают все. Углубляется лингвистическая составляющая курса русского языка, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, возникают дополнительные курсы риторики, стилистики , культуры речи.
Список литературы 1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. 2. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009. 3. Осмоловская И.М. «Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе», МПСИ, 2005 г.