Статья на тему Жесть как средство невербальной коммуникации при обучении детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Жест как средство невербальной коммуникации
при обучении детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Аннотация: в статье раскрывается значимость, основные этапы, приемы реализации альтернативной коммуникации, системы жестов при обучении детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова: общение, развитие речи, альтернативная коммуникация, вербальное и невербальное общение, система жестов.
Общение- это не просто беседа, а обмен информацией, возможность донести собеседнику свои мысли, желания, выразить просьбу. Если человек, в силу своих особенностей, не имеет возможности выразиться в словах, он прибегает к альтернативным средствам коммуникации. Этими средствами пользуются все люди, если процесс общения затруднен: они жестикулируют, используют письменную речь и символические изображения (картинки, фотографии, пиктограммы).
По требованию ФГОС для умственно отсталых детей обучающиеся коррекционных школ, освоившие АООП общего образования должны овладеть:
- умением пользоваться доступными средствами коммуникации и общения, способностью понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов;
- умением пользоваться средствами альтернативной коммуникации: коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.
- умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Дефицит общения в раннем возрасте отрицательно сказывается на последующей судьбе личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.
Уровни развития речи у детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью могут быть различны: одни дети способны принимать участие в простых беседах, другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях, некоторым так никогда и не удаётся овладеть навыками речевого высказывания. В подобных случаях уместным становится использование невербальных средств коммуникации.
Одной из систем альтернативной коммуникации является система жестов, которую я применяю в своей работе. Иногда родители высказывают опасение, что язык жестов будет препятствовать развитию речи или задержит его. Научные исследования доказали обратное. «Без использования жестов дети с интеллектуальной недостаточностью, которые, как правило, понимают больше, чем могут выразить словами, испытывают такое отчаяние от невозможности выказать чувства и потребности, что нередко начинают просто кричать. Язык жестов помогает ребёнку усваивать основные понятия, убеждает в его способности влиять на окружающий мир. Жесты направлены на то, чтобы вооружать ребёнка средствами коммуникации и способствовать её улучшению.»[1, с.23] При этом они должны быть функциональными, т. е. чтобы в процессе повседневной деятельности ими можно было часто пользоваться, и легковыполнимыми для ребёнка. Учатся жестам главным образом путём подражания. Кислякова Ю.Н. выделяет три этапа овладения детьми жестами как средством невербальной коммуникации.
«Первый этап пред коммуникация. На этом этапе создаются ситуации общения, которые побуждают ребёнка пойти на контакт со взрослым с целью удовлетворения потребностей и желаний. Взрослый привлекает внимание к себе с помощью нажатия на звуковую кнопку, хлопков, ударов по звучащим игрушкам, предметам (бубен и др.) или совершая определённые действия (подходит к интересующему объекту или т. п.).
Самое важное получение ребёнком радости от общения, которое становится неотъемлемой частью его существования.
Второй этап коммуникация, направленная на себя. Ребёнка обучают указательному жесту, направленному на себя, в смысле «я». Это необходимо, в первую очередь, для ознакомления ребёнка с частями собственного тела (где глаза, где рот, где живот и т. д.), чтобы в последующем он смог выполнить жест, например, «хочу пить, хочу есть» или «болит живот» и поднести руку к соответствующим частям тела.
Третий этап коммуникация, направленная на ближайшее окружение. На этом этапе основным остаётся указательный жест, однако он направлен не на себя, а в сторону ближайшего окружения, например, туда, где находится интересующий ребёнка объект (в сторону двери, в смысле «хочу выйти» или «хочу открыть» в зависимости от конкретной ситуации). Указательный жест один из самых важных. Когда человек грозит пальцем, он показывает, что недоволен, а когда пожимает плечами, то как бы говорит, что ничего не может поделать. Жесты могут заменять речь при общении».[1, с.100]При обучении ребёнка жесту я обязательно оказываю помощь в виде совместных действий (кладу свою руку на руку ребёнка и помогаю ему в выполнении движения).
Отрабатываемые жесты используются в процессе повседневной деятельности ребёнка. При общении с помощью жестов ребёнка побуждают к вокализации, произношению звуков, слов. Членам семьи, значимым взрослым важно понимать жесты, которые использует ребёнок, и эмоционально реагировать на них.
Невербальные средства облегчают понимание окружающими сообщений ребёнка. Жесты как телодвижения, которые используются во время общения, иногда называют социальными знаками. Обычно это приветственный знак рукой «здравствуй», прощальный жест «пока», кивок головой «да», воздушный поцелуй и т.п. Дети с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью могут с успехом ими пользоваться, пока не овладели разговорной речью. Сформированные навыки прагматики компенсируют отсутствие речи или её неразборчивость, в то время как их несформированность способна значительно снизить возможность контактов с окружающими.
Общение не является врождённым видом деятельности. Поэтому только путём специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии навыков общения. Дети с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью даже с очень ограниченным диапазоном слов и жестов могут научиться использовать свои несложные умения для выражения целого ряда социальных, эмоциональных и физических потребностей. Детям нужно помочь освоить весь арсенал доступных коммуникационных средств, развить способность к взаимным отношениям и к взаимодействию с окружающими людьми.
Список литературы:
1. Кислякова Ю.Н.и др. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: уч.-мет. пос. для пед. центров корр.-развив. обучения и реабил.; под ред. Т.В. Лисовской.- Минск, 2010.-160 с.
2 Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: учеб. пособие . - СПб. : Владос Северо-Запад, 2010. - 279 с.
3. Штягинова Е.А.Альтернативная коммуникация: методическое пособие./ Е.А.Штягинова.- Новосибирск: «Даун Синдром», 2012. -28 с.
Заголовок 215