Идея специального комплексного подхода к обучению глухих детей — залог успеха всестороннего развития социальной личности.


Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
"Школа-интернат №87".
Идея специального комплексного подхода к обучению глухих детей — залог успеха всестороннего
развития социальной личности.
Выполнила:
Сабирзянова Альбина Рифкатевна Учитель начальных классов
Ульяновск 2015
В последние годы происходит обновление системы образования, сближения специальных и общеобразовательных учебных заведений, изменение отношения общества к детям с проблемами развития и закономерно встают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии. Но, как показывает опыт, у детей с нарушениями слуха, которые обучаются в массовой школе, возникают проблемы в личностном развитии, трудности общения и поведения. Они вызваны не только исключительно специфическими особенностями глухих учащихся, их дефектом, но также и особенностями той школьной среды, в которую они попадают. Здоровые силы организма, интеллектуальные, духовные, эмоционально-волевая, мотивационная и практическая сферы его как потенциальной личности не получают должного развития. Оставаясь человеком по своей природе (биологически) он остаётся в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции. Преодолеть физический недуг – глухоту и её следствие – немоту возможно лишь при специальном обучении сурдопедагогом-дефектологом, создавая при этом соответствующие природе глухого человека условия. Это самая трудная задача, решаемая лишь в условиях специального обучения глухих детей. Поэтому, идея интеграции детей с нарушенным развитием в условия общеобразовательной школы в таком виде, в каком они сейчас существуют, на наш взгляд, достаточно проблематично. Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. В школе-интернате I,II вида г. Тихорецка Краснодарского края применяются на практике новые педагогические технологии, реализуется экспериментальная программа по воспитанию глухих школьников, оказывается психологическая поддержка и социальная помощь всем учащимся по мере необходимости, осуществляется их медицинское сопровождениеПедагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.
Различают четыре основные группы технологий:
объяснительно-иллюстративные;
личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения);
развивающие;
коррекционные.
Традиционная технология – технология, построенная на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика. Корень этих проблем лежит не в настрое этих детей, а в процедуре, которую задает эта технология. То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия. В такой системе есть несоответствие установок учителя и ученика. Установки учителя ориентированных на социальный заказ, но на безусловное прохождение программ. Желание ученика связаны с удовлетворением его познавательных потребностей, интересов, с развитием способностей, утверждения себя в среде сверстников как яркой индивидуальности. Рассогласованность позиций обучающих и обучающихся преодолевается в основном с помощью дисциплинарных мер. Ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя. Ученики ничего самостоятельно не делают, не думают, а просто сидят, слушают и выполняют элементарные задания учителя. Самым сильным негативным фактором, заложенном в объяснительно-иллюстративных технологиях обучения является выполнение учебных действий в принудительном режиме. Опытный педагог знает, что информация учителя – это еще не знания ученика. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого – 6 минут.
По мере взросления детей сопротивление детей прямому воздействию педагога возрастает, объем же его работы увеличивается, содержание учебных дисциплин усложняется. Силы учителя уходят на преодоление нежелание детей учиться. Работа превращается в тяжелый непосильный труд. Постоянная ситуация навязывания своей воли другим, приводит к негативным изменения в психике педагога. Особое значение этот факт приобретает в коррекционной школе, который обусловлен низким уровнем познавательной активности и наличием пубертатного периода. В.А.Сухомлинский в книге “Сердце отдаю детям” пишет, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома.
Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось да и сейчас понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук. Так в 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин. Сейчас их более 20. Увеличивается набор обязательных учебных курсов: гимназии, лицеи и другие типы учебных заведений. Программы усложняются, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальностей. Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. У ребенка отсутствует возможность выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция и часть учеников вообще перестают что-нибудь учить, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить и сделать не смогут. Еще Д.И. Менделеев говорил преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. В коррекционной школе можно проследить перегрузку учащихся при выполнении домашнего задания. Если домашнее задание большого объема и не предлагается по образу и подобию классной работы, то это может привести к возникновению у учащихся тревожности, страха, боязни оказаться подвергнутым публичным санкциям и осмеянию.
Применение развивающих технологий в обучении как средство умственного развития личности не отбрасывает преподнесение информации ученикам, просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве создания собственного творческого продукта. Известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать и совершать умственные действия можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.
Применение компьютерных технологий на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в школе-интернате для глухих детей дает пошаговое развитие с учетом уровня слуха и речи каждого. На данном этапе компьютер не может и не должен быть только развлечением, игрушкой. Он должен быть еще и инструментом решения самых трудных для ученика учебных и житейских задач.
При это можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной) Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих школьников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.
К личностно-ориентированнным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.
Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
1)индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях. 2) психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции. 3) опыт, включающий знания, умения, привычки. 4) направленность личности, выражающее ее потребности, мотивы, интересы.
При работе с глухими учащимися применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Как правило учащиеся имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированные на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются и это приводит к развитию у учеников неуверенности в возможности овладения речью, а у учителя к неудовлетворенности результатами своей работы. Используя в работе с глухими учащимися дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития, возможно добиться определенных результатов. Для осуществления дифференцированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его речевого развития.
В школе-интернате внедрена и широко используется педтехнология социальной интеграции учащихся с недостатками слуха в среду слышащих. Практика показала, что учащиеся с нарушением слуха положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.
Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения в определённой степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты свой деятельности. Начиная с начальной школы, учителя начальных классов уже используют личностный подход к обучению на уроках труда, кружках ДПИ, рисования и бисероплетения, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.
Переходя в среднее звено обучения, на уроках труда учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуются уже в кружковой деятельности с педагогами дополнительного образования. Для многих наших воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.
Переходя в старшее звено обучения, уроки труда проходят уже с элементами профориентации.
Допрофессиональная трудовая подготовка осуществляется по трем направлениям:
Столярное дело - учащиеся приобретают навыки работы со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками; могут самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели своими руками.
Слесарное дело – учащиеся приобретают навыки работы со слесарными инструментами и станками по металлу, могут самостоятельно изготовить изделия из металла: для мебели, окон и дверей.
Швейное дело - учащиеся работают на швейных машинах с различными приспособлениями, учатся их обслуживать, овладевают технологией изготовления различных швейных изделий.
Допрофессиональная трудовая подготовка даёт возможность выпускникам овладевать более сложным учебным материалом на следующем этапе профессиональной подготовки – в ПУ, на производстве. Учащиеся получают полное среднее образование уже в течение трех лет. Школа-интернат заключила договора о профессиональном обучении с ПУ-37 и ПУ-47 г.Тихорецка, что дало возможность получить выпускникам начальное профессиональное образование и дальнейшее трудоустройство.
Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Так при формировании произносительной стороны речи у детей с потерей слуха учителями-дефектологами используются элементы данной технологии. Например, существует модуль “Дыхание”, “Звуки”, “Ритм”, “Слитность, “Слова”, “Тексты” и т.д. Каждый модуль предусматривает алгоритм работы по этим разделам произношения. Он состоит из последовательно усложняющихся задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Так педагогами-дефектологами и учителями русского языка выстроена система глобального восприятия литературных текстов художественного, публицистического и научного характеров, где очень важно сформировать у глухих учащихся навыки самостоятельной работы над текстом. Основной трудностью является глобальное восприятие текста. Для глухих сложно соотнести читаемое с прочитанным учителем. Основной трудностью является глобальное восприятие текста. Это для них огромная работа, требующая большого напряжения, сосредоточенности, привлечения внимания, памяти, а главное – осмысленного восприятия предлагаемого материала. Большое затруднение учащиеся испытывают при пересказе текста. И немногие из глухих детей овладевают пересказом текста, некоторые из них ограничиваются ответами на вопросы по содержанию текста в форме диалога. Составление ответов на вопросы и выполнение заданий к тексту обычно не вызывают особых трудностей у учеников. Но это еще не сформированная самостоятельная письменная речь. Интегрированное применение спецметодики работы над текстом учителями русского языка и учителями-дефектологами дает мощный толчок к развитию самостоятельной письменной речи – одному из важнейших средств коммуникации глухих школьников.
Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.
Использование коррекционных педагогических технологий в школе для детей с нарушениями слуха и речи предполагает комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обобщение теоретических и практических разработок учителей начальных классов Звягиной И.Л., Афоненковой Н.Н., Богдановой С.В. и Рудик Г,В. по математике создало эффективное условие обучению счетных навыков и выполнению программы 3-го класса школы глухих, что позволило систематизировать имеющийся опыт проведения уроков математики с новыми разработками. Данная педагогическая технология по обучению математике глухих детей раскрывает систему работы таким образом, чтобы учащиеся последовательно изучали связанные между собой понятия, действия, математические задачи. Она включает в себя пособие для учителя, которое используется в качестве поурочного планирования и дидактический материал для самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время, состоящее разноуровневые задания. Разработанные к данному пособию промежуточные контрольные срезы позволяют говорить о целостности данной структуры и эффективности ее использования. Педагогическая технология учителей начальных классов нашла широкое применение в работе коллег коррекционных учреждений. Этот опыт переняли учителя городов Армавира, Ейска, Костромы.
Для создания эффективных условий обучения и воспитания глухих детей, не прошедших дошкольную подготовку и не владеющих речью, учителем Рудик Г.В. была разработана педагогическая технология по обучению языку в 3-х разделах: обучение дактильной речи, устной речи и грамоте. Обучение дактильной речи предполагает использование методического пособия, содержащего дактильно-знаковые формы для зрительного восприятия, системы упражнений, направленных на развитие, закрепление и уточнение приемов дактилирования, упражнений, направленных на раскрытие значений слов, накопления словаря. Последовательность предложенных тем соответствует программе обучения языку глухих учащихся на 1-ой ступени обучения.
Педагогическая технология по формированию орфоэпических норм произношения для детей с недостатками слуха нашла широкое применение в работе учителей-дефектологов. В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов. В результате неслышащий ребенок нередко способен более или менее отчетливо воспринимать на слух лишь ударную часть слова. А это не может служит полноценной основой для формирования лексической стороны речи. Несформированность грамматического строя речи ведет к неправильному согласованию слов, неверному употреблению падежных окончаний, пропуску предлогов и других ошибок. Письменная речь отражает недочеты устной речи. Фонетическая сторона речи несовершенна. Степень понятности речи глухого и слабослышащего ученика зависит не только от правильного произношения всех звуков, соблюдения ударения в словах, расстановки речевых пауз, но и от соблюдения орфоэпических норм. Изучения орфоэпических норм является важным разделом работы над произношением, которая осуществляется на уроках РРС и ФП. Существующая технология, разработанная коллективом учителей-дефектологов Ивановой И.В., Киселевой Л.А., Тарасенко Л.А. включает в себя разработанное учебно-методическое пособие, состоящее из учебника “Орфоэпия – это легко!”, рабочей тетради, методического руководства, материала промежуточных и итоговых контрольных срезов. В основе подбора речевого материала лежит дифференцированный подход, который включает в себя разноуровневые задания. Материал педтехнологии соответствует программным требованиям и возрастным особенностям учащихся. Он рассчитан на глухих и слабослышащих учащихся 0-12 классов.
В школе-интернате внедрена педагогическая технология, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы глухих учащихся при работе с текстом на уроках развития речевого слуха и формирования произношения, автором которой является учитель-дефектолог Овчинникова Т.С. Ставя перед собой задачу развития слуховой функции и улучшения качества понимания текста учащимися, педагог на материале подобранных и адаптированных текстов формирует культуру эмоций. Эмоции подлежат воспитанию, считает педагог, т.е. эмоциональные состояния поддаются коррекции. Ею разработан курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Большое значение придается выразительности эмоций, мимике, жестов, выразительности движений, т.к. моторный компонент обязателен при любом эмоциональном состоянии. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет коррекционную направленность и имеет психопрофилактический характер – обеспечивается активная разрядка эмоций. Для этой цели при работе над текстами применяются элементы психогимнастики при проведении ролевой игры или того же этюда. Сначала учащимся предлагается текст с классическим методическим разбором и его анализом. Далее при выполнении заданий по тексту подключается прием использования словесного рисования, этюдов с элементами описания определенного эмоционального состояния, соответствующего содержанию текстов с использованием пиктограмм (графических моделей различных эмоциональных состояний людей и животных) Итогом работы считается глобальное восприятие незнакомого текста, сформированное умение выражать различные эмоциональные состояния, вызванные в процессе чтения.
С целью создания нового комплексного интегрированного подхода к обучению глухих учащихся и оптимизации учебно-воспитательного процесса, в школе-интернате был проведен эксперимент по учебному плану с интегрированными предметами под руководством доктора педагогических наук Зыковой Т.С. для практического овладения закономерностями языка.
Воспитательная работа в школе-интернате строится на основе конкретных задач:
- реализация экспериментальной программы по воспитанию детей и подростков с нарушением слуха;
- создание, укрепление и развитие общественного коллектива, органов самоуправления, работа с ученическим активом;
- выявление уровня воспитанности школьника с нарушением слуха;
- руководство и помощь воспитателям, классным руководителям, родителям в планировании, организации и оценке эффективности воспитательного процесса.
В школе создан и активно работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум, осуществляющий психологическое сопровождение детей с нарушением слуха, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей-инвалидов. За 9 лет существования консилиума было поставлено на динамический учет 75% учащихся школы-интерната. Отслеживание динамики развития учащихся позволило создать коррекционно-развивающую среду с данными группами учащихся и выстроить технологию взаимодействия, в которой партнерами являются и дети, и одноклассники, и учителя, и родители.
В школе активно работает служба психологической поддержки. Выявление моментов дезадаптации учащихся с нарушением слуха происходит на первых этапах обучения. Такие методы и приемы, применяемые психологической службой в школе как тестирование, анкетирование, открытая дискуссия, рисунки, игры и т.д., позволяют выявить психологический портрет как отдельного ребенка, так и класса в целом. Большую методическую помощь оказывает использование в работе комнаты психологической разгрузки и сенсорная комната. Особое внимание уделяется детям и семьям группы социального риска. И здесь хорошо работает технология взаимодействия педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя.
Таким образом, идея специального комплексного подхода к личности глухого в организованном учебно-воспитательном процессе, в создании возможности всестороннего развития учащихся, предполагает овладение знаниями основ наук, формирование речи, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие социально ценных и нравственных качеств личности.