Статья «Особенности возникновения конфликтов в детских творческих коллективах и способы их преодоления»



«Особенности возникновения конфликтов в детских творческих коллективах и способы их преодоления»
Левова А.А.
педогог дополнительного образования
гимназия №2 г. Чехов Московская область
2016
В современных условиях конфликтность творческих детей является одной из недостаточно разработанных и остро востребованных теоретико-прикладных проблем учебно-воспитательной работы. По указанной причине разработка образовательных технологий формирования конфликтологической компетентности педагогов в работе с одаренными воспитанниками выступает актуальной задачей педагогической науки и практики. Интерес и актуальность к теме особенностей возникновения и способов преодоления конфликтов в детских творческих коллективах вызван потребностью современного российского образования в изучении различных подходов к творчеству. Учебный процесс является конфликтом между «хочу» и «могу», поэтому взаимодействие педагогической триады «педагог-воспитанник-родитель» изначально конфликтогенно, а особенно, если принимает формы «нажима» и принуждения, то есть насилия.
Для достижения наибольшей эффективности образовательной деятельности с учащимися внешкольных учреждений необходимо обучать педагогов, воспитанников и родителей технологии управления педагогическими конфликтами. Для успешной реализации подготовки необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе связь педагогических конфликтов и творчества.
Особенности конфликтов, возникающих в детских творческих коллективах
Педагогический конфликт в детских творческих коллективах - это межличностный конфликт педагогической триады «педагог-воспитанник-родитель», базирующийся на внутреннем рассогласовании хотя бы одного субъекта конфликта, проявляющийся во внешнем противоборстве, сопровождающийся опасностью разрыва в системе «педагог-воспитанник», так как обучение является добровольным.
Причины возникновения конфликтов:
сложность и неоднозначность творческих воспитанников;
одаренность - это нестандартность, а, значит, конфликтность;
большое количество воспитанников в детских творческих коллективах;
необязательность обучения;
образ жизни детей, сопряженный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками;
инталерантность преподавателя к иному мнению;
невротичность, отсутствие такта в педагогическом общении с воспитанниками;
недостаточный контакт с родителями ребенка;
стремление лидировать, за достижением более высокого признания .
Результат негативных взаимодействий педагогов, воспитанников и родителей, когда сталкиваются интересы, цели, ценности это одно из условии возникновения конфликтов в образовательном пространстве. Проблема развития одаренности тесно связана с внутриличностными противоречиями и противоречиями в социуме, с уровнем духовно-нравственной культуры педагогической триады. Конфликты между родителями в учреждениях дополнительного образования возникают на основе амбиций, зависти и соперничества относительно продвижения своего ребенка, когда успехи воспитанника сравниваются с достижениями других детей, а не с собой. Конфликты между творческими учащимися обусловлены стремлением лидировать, за достижение более высокого признания и результатов. Конфликты между педагогами дополнительного образования вытекают из профессиональных задач.
Наиболее популярные виды педагогических конфликтов:
дидактические,
методические,
этические и прочие конфликты.
Дидактический конфликт происходит из-за некорректной подачи материала, когда алгоритм учебных действий нарушен и происходит сбой, информационный стресс. Происходят дидактические конфликты во внешкольных учреждениях в связи с действиями преподавателя, направленными на достижение намеченной цели с использованием нелогичных педагогических действий, без учета способов мышления воспитанников. В. В. Онишина видит проблему дидактического конфликта «в самом процессе передачи информации от учителя к ученику».
Методические конфликты связаны с неверными способами преподавания, когда обучение ведется несистематично и непоследовательно.
Негативную реакцию вызывает у творческих детей конфликт оценивания. В учреждениях дополнительного образования не во всех сферах учебной деятельности есть отметка, но оценка достижений присутствует. Возможные завышения и занижения связаны с отсутствием единых критериев к результатам обучения, сравнением воспитанников с другими, а не с самим собой.
Дисциплинарные конфликты с творческими детьми в учреждениях дополнительного образования связаны с их увлекаемостью, отвлекаемостью, рассеянностью. Дети в свою очередь обижаются, когда приходят в учреждение дополнительного образования, а педагог болен, не предупредил их об отмене занятий.
Конфликты взаимоотношений - это ошибки в тактике взаимодействий педагогов дополнительного образования с воспитанниками и их родителями, невнимание к проблемам, игнорирование потребностей. В учреждениях дополнительного образования конфликтное общение может привести к «дискриминации» по отношению к воспитанникам: деление на любимых и нелюбимых, обращение к одним обучающимся по имени, а к другим по фамилии, присвоение детям кличек, наличие привилегий у детей сотрудников.
Этические конфликты происходят вследствие нарушений нравственных норм поведения и общественных требований гуманности, толерантности, порядочности; при отсутствии уважения к старшим, младшим, представителям противоположного пола; низким самоконтролем.
Особый вид педагогического конфликта это креативный конфликт, который является внутренним в системе подготовки творческого учащегося, характеризующийся стандартным подходом преподавателя к неординарному воспитаннику. Имея внутренние и внешние причины возникновения, креативный конфликт протекает в острой форме, если завышенные амбиции и ожидания педагогической триады «педагог-воспитанник-родитель», обусловленные одаренностью обучающегося, не подтверждаются.
В образовательном социуме креативный конфликт - показатель конфликтности, как тормозящей, так и стимулирующий творческое развитие воспитанника. С одаренными обучающимися креативный конфликт возникает из-за некомпетентности педагогов, социального окружения, семьи.
Отношения в триаде могут иметь деформированные варианты. Основной педагогический конфликт с одаренными обучающимися - это стандартные подходы и формы обучения к нестандартным детям. У одаренных детей существуют завышенные требования к обучению при несформированном трудолюбии.
Учебный процесс в сфере дополнительного образования - это конфликт между знанием и незнанием. Позиции педагога в конфликте с одаренными воспитанниками могут быть различными. Одинаково конфликтно и попустительство, и авторитарность. Доминирующий стиль педагогического общения провоцирует одаренного воспитанника к притворству, избеганию, обману. Навязанная роль «виноватого и нерадивого» постепенно закрепляется и замедляет развитее одаренности, так как властолюбие и диктат преподавателя несовместим с творческой инициативой воспитанника.
Управление конфликтами в детских творческих коллективах
В систему управления педагогическими конфликтами входят все члены педагогического треугольника «педагог-воспитанник-родитель». Управление педагогическим конфликтом - это управление процессом зарождения, развития и завершения конфликтов и его профилактики.
Учебный процесс является конфликтом между «хочу» и «могу», поэтому взаимодействие педагогической триады «педагог-воспитанник-родитель» изначально конфликтогенно, а особенно, если принимает формы «нажима» и принуждения, то есть насилия.
Управление педагогическими конфликтами осуществляется прямо и косвенно. Прямое управление - это непосредственное одностороннее воздействие с использованием тактики авторитарного доминирования. Оно временно трансформирует конфликт в латентную фазу скрытого противоборства, но не разрешает его, поэтому нежелательно. Косвенное управление опосредованно воздействует на мотивационную сферу субъектов конфликта, иногда через значимых лиц. Такое неявное управление эффективнее переведет педагогический конфликт в конструктивное направление личностного роста и позитивных изменений в межличностной сфере.
Существует два способа реагирования на конфликт:
рациональный - цели ясны, поведение адекватно, средства прогнозируемы;
иррациональный - цели не осознаются, поведение неадекватно, средства противоречат целям.
Возникновение конфликтов имеет различные причины:
внутренний вакуум и низкую мотивацию;
недостаток материальных ресурсов или мастерства;
несформированная воля;
биологические особенности;
социальные причины;
морально-этический аспект;
Внутриличностные противоречия творческой одаренности являются конфликтогенами. Неадекватная самооценка (заниженная, завышенная), сочетание перфекционизма и безответственности, совмещение фантазии и реальности, консерватизм, новаторство, открытость, независимость в одной личности приводят к фрустрации, стрессу, кризису, низкой адаптивности в социуме.В системах «педагог-воспитанник», «педагог-родитель» функция управления возлагается на педагога дополнительного образования и предполагает усиление связи «педагог-воспитанник-родитель», анализ конфликта, определение его вида, выбор реагирования и прогноз последствий.
Знание возможного поведения оппонентов в конфликте позволяет прогнозировать варианты развития педагогического общения и управления. К. Томас описал пять стратегий поведения в конфликте:
Для избегания характерна «детская» позиция «проигрыш-проигрыш».
Соперничество, «родительское» доминирование, является борьбой, конкурентным взаимодействием, где оппоненты стремятся добиться победы за счет ущемления интересов другого.
Приспособление - это антипод соперничеству, позиция «жертвы», игнорирование своих ценностей ради партнера.
Компромисс предполагает готовность к уступке в поиске разрешения и завершения конфликта
Сотрудничество - удовлетворяет интересы оппонентов, предоставляет возможность построить партнерские отношения.
Для правильной постановки целей управления необходим прогноз ожидаемых достижений. Результатом эффективного управления педагогическими конфликтами с творческими детьми должно стать адекватное отношение триады к конфликтам, умение их предотвращать и конструктивно разрешать, осознанно выбирать стратегию сотрудничества в креативном конфликте, ориентироваться на творческий результат, преодолевать внутренний вакуум «могу, но не хочу».
Педагог дополнительного образования в учебно-воспитательной работе должен концентрировать и координировать свои усилия на организацию совместной работы в триаде, достижение творческого результата, усиление творческой мотивации, воспитание самостоятельности.
Управление педагогическими конфликтами предполагает алгоритм, последовательность осуществления педагогических мер. Он ключает: концептуальный, то есть теоретический аспект проблемы, технологический - организацию управления, и, наконец, процедурный - практические действия. Педагогический конфликт с творческими детьми - это реально существующая или «надуманная» проблема, которую необходимо упредить или разрешить. Меры по управлению зависят от стадии конфликта, эмоциональных реакций оппонентов, степени важности проблемы, диагностики нанесенного ущемления. Условиями успешного управления конфликтами являются нацеленность на конструктивное разрешение, наличие обратной связи в триаде «педагог-воспитанник-родитель», индивидуальный подход к проблеме с учетом интересов оппонентов.
Существует 6 компонентов управления педагогическими конфликтами:
когнитивный - познание и анализ педагогических конфликтов, индивидуальных особенностей системы «педагог-воспитанник-родитель», формирование мотивации и самомотивации учебно-воспитательной работы;
коммуникативный - установление педагогического общения между субъектами конфликта, информирование их о предмете, образе конфликта, целях управления конфликтами;
дидактический - знание форм и методов обучения теории и практике конфликта;
рефлексивный - изучение отношений, затруднений, осмысление своих действий;
формирующий - формирование личностных качеств;
креативный - поиск нешаблонного и оригинального подхода к переводу деструктивного конфликта в конструктивный, творческий подход к профилактике конфликтов в триаде.
И.Н. Гаврилова выделила 5 шагов управления педагогическими конфликтами:
прогноз;
упреждение и профилактика;
катализация;
разрешение;
завершение.
1) Прогноз - это анализ конфликтной ситуации и конфликтности триады «педагог-воспитанник-родитель».
Он включает следующие составляющие:
- педагогическая диагностика модели ожидаемого поведения партнера по педагогическому общению;
- определение предмета конфликта;
- педагогический анализ эксцессов, инцидентов;
- выбор способа управления конфликтами;
- педагогический анализ объективно существующих конфликтогенов.
Этап прогноза позволяет определить зону комфорта, зону дискомфорта, разработав варианты управления.
2) Упреждение и профилактика конфликтов.
Понятие «упреждение» является синонимом предостережения, предварительного оповещения, своевременного принятия мер, предотвращения, осведомления, предохранения, заблаговременной предусмотрительности, предвидения, учет различных возможностей, дальновидность.Необязательность обучения в учреждениях дополнительного образования включает меры, не допускающие разрыв:
- официальное предупреждение диады «воспитанник-родитель» об общих правилах в организации;
- смена педагога;
- организационно-педагогические меры.
Профилактика - это некая совокупность мероприятий, предупреждающих конфликты, направленная на работу с предметом конфликта. Сюда входят:
- обучающие беседы по конфликтологии;
- кодекс этичного поведения;
- справедливая оценка;
- учет психологической совместимости в триаде;
- тренинги сплоченности, авторство педагога на воспитание креативного ребенка.
3) Катализация конфликта - ускорение конфликта, действий и реакций субъектов конфликта, провоцирующих рост креативности и результативности.
Организация деятельности по управлению конфликтами предполагает координацию и контроль. Но иногда бывает необходимо обострять конфлик. Для этого необходимо:
- повышать педагогическую (методическую, дидактическую, организационную, воспитательную и др.) требовательность к процессу и результату обучения;
- критиковать, (недостаточная работоспособность, низкая творческая активность, недостатки в учебно-воспитательной работе у воспитанника индивидуально, в диадах «педагог-воспитанник» и «воспитанник-родитель», в триаде «педагог-воспитанник-родитель»); форма проведении - индивидуальная беседа, собрание.4) Разрешение конфликта - полное удаление предмета конфликта и условий его возникновения:
- ограничение лиц, вовлеченных в конфликт;
- снижение остроты эмоционального накала: примирение, исключение возрастания конфликтогенности;
- убеждение, разъяснение;
- разрешение внутреннего конфликта, который блокирует ребенка посредством прохождения рутинной работы через педагогический тренинг;
- перевод конфликтного поведения в стратегию сотрудничества. Стратегия избегания конфликтов вместо его разрешения – это выход из учебно-воспитательной работы; приспособление является односторонней уступкой; соперничество - это конфронтация, повышение требовательности; компромисс - односторонняя или двусторонняя уступка; сотрудничество.
5) Завершение - это урегулирование, обеспечение продолжения адекватного взаимодействия и общения:
- результат управления;
- формирование антиконфликтной направленности у креативных подростков;
- примирение;
- восстановление статуса через выстраивание оптимальных отношений на новой основе.
Меры примирения:
- тренинги по преодолению конфликтов;
- арт - игры;
- личностный рост;
- исправление педагогических ошибок.
Основным фактором успеха в профилактике и разрешении педагогических конфликтов является конфликтологическая компетентность преподавателя, то есть умение переводить негатив в позитив.
Список литературы
Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС;
Банныкина С.В. Степанов Е.И. Конфликты в современной школе. – М.: Ком Книга;
Гаврилова И. Н. Управление педагогическими конфликтами в учебно-воспитательной работе с творчески одаренными подростками. - М.: ООО «Соверо - Принт»;
Онишина В. В.//Тезисы докладов и выступлений на II Международном конгрессе конфликтологов. Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры, мира и согласия. - Спб.: НАУКА, 2004. - Т.2;
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976;
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»;
Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души/пер. с нем. – М.: Канон, 1994;
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Флинта, 1997.