Повышение качества обучения школьников математике на основе личностно ориентированного подхода
Повышение качества обучения школьников математике
на основе личностно ориентированного подхода
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения всегда существовала проблема формирования у обучающихся высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.
Специфика математики такова, что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Помочь обучающимся научиться учиться, повысить мотивацию к учению, создать комфортную обстановку на уроке и как следствие повышение качества обучения возможно с помощью применения личностно ориентированных технологий, целью которых является эмоционально-положительное усвоение учебного материала.
Хочется отметить, что даже полезная деятельность, насаждаемая силой, отвергается человеком как чуждая, нужная не ему, а кому-то другому. Она вызывает отрицательные эмоции и приносит больше вреда, чем пользы. Вспомните слова доктора психологических наук, профессора Г.Ю.Ксензовой: «Заставить силой работать кувалдой можно, заставить силой думать нельзя!». Поэтому так важно строить процесс обучения не с позиции силы, а на основе эмоционально положительного, личностно ориентированного, деятельностного подходов.
В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были приняты различные попытки определить сущность личностно ориентированного обучения (Т.И. Кулыпина, Е.В.Бондаревская, В.П.Сериков, И.С.Якиманская).
По мнению И.С.Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия:
Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъективно-личностный подход - отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Подготовленный анализ различных подходов к пониманию личностно- ориентированного обучения позволил понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как субъекты; целью обучения является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Личностно- ориентированный урок в отличии от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия *учитель-ученик*. От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Личностно ориентированного подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки - задания, дидактические тексты. Технология личностно ориентированного обучения предлагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием школьника.
Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
Реализация личностно ориентированного подхода является одним из методических приемов повышения качества обучения математике. Под термином «личностно ориентированный подход в обучении» я понимаю такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.
Педагогическая проблема: повышение качества обучения школьников.
Цель: повышение качества обучения школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Задачи:
1. Изучить личностно ориентированный подход как средство повышения качества обучения предмету;
2. Разработать систему учебной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
3. Проследить результаты работы по уровню изменения качества обучения математике.
Рабочая гипотеза: если в основу процесса обучения математики положить личностно ориентированный подход к учащимся и на основе этого рассматривать принципы и методы обучения, то это позволит повысить качество обучения.
Ожидаемый результат: личностно ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения, получения прочных и глубоких знаний.
1. Личностно ориентированный подход как средство повышения качества обучения предмету.
1.1 Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:
- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Организация занятия предполагает включение моментов. К ним относятся следующие:
- учет личностных особенностей учащихся;
- применение приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;
- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- использование учащимися таких речевых оборотов, как: «я полагаю, что», «мне кажется, что», «по моему мнению», «я думаю, что» и т. д.
1.2 Актуализация субъектного опыта учащихся понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения и навыки.
Это нужно для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:
1) способствовать восприятию учащимися нового материала;
2) содействовать установлению в сознании ребенка связей между ранее накопленным и новым опытом
1.3 Создание ситуации выбора на уроке
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость
1.4 Создание ситуации успеха
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.
2. Применение личностно ориентированных приемов обучения на различных этапах урока.
Свою работу по обучению учащихся 5 класса начанаю с психолого-педагогической характеристики учащихся (уровень способности, работоспособности; доминирование правого или левого полушария) и диагностики уровня общеучебных умений и навыков при переходе из начальной школы в основную.
Вышеуказанные характеристики помогают мне:
ориентироваться на ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития,
создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата
На следующем этапе провожу диагностику результативности умений и навыков каждого ученика и класса в целом по каждой изученной теме, анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и классом в целом, применяя технологию полного усвоения.
Все это позволяет своевременно оказать ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу.
Диагностика в целом способствует осуществлению личностно ориентированного подхода.
Ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. В этом случае есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и высокого уровня развития. Поэтому, на различных этапах урока необходимо создавать ситуацию выбора.
Этап актуализации субъектного опыта.
Данный этап обычно сопровождается устной работой. Для этого использую, такие задания. Пример: «На доске прикреплены карточки с примерами и результаты этих примеров. Но результаты почему-то оказались перепутанными. По выбору кто, какой пример хочет, выбирает и находит к нему результат».
Пример: «Найди ошибку». На доске записаны равенства, примерно 10. Ученику предлагается отыскать ошибку в решении (ответе) одного или несколько заданий.
Этап изучения нового материала.
Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.
Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно - значимую, а учебная информация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят характеристики реальных объектов, практический материал, соответствующий опыту учащихся. Особого внимания заслуживает технология модульного обучения.
Применение технологии модульного обучения позволяет учителю перевести собственную деятельность из режима информирования в режим консультирования. Благодаря этой технологии центральное место в системе «учитель – ученик» занимает учащийся. Мотивация обучения повышает интерес к предмету. Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника. При выполнении заданий учащийся может проверить и оценить себя, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
Этап применения знаний.
Использую группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трех различных уровней сложности.
К I – задания, соответствующие обязательным результатам обучения.
К II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе.
К III – задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к математике.
Перед началом выполнения, четко поясняю каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показываю значимость его выполнения, раскрываю критерии оценивания каждой карточки.
Предлагаю выполнять самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов: а) полностью самостоятельно; б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске; в) с использованием учебника.
Применение теоретических знаний эффективнее показать на практических занятиях «Площадь прямоугольника» (5 класс), «Площадь четырёхугольников» (8 класс), «Задачи на проценты» (6 класс) «Применение признаков подобия треугольников» (8 класс).
Этап проверки знаний.
В условиях гуманизации общего математического образования соответствующее изменение содержания и методов обучения с необходимостью влечет и адекватное совершенствование форм и видов контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Главное – положить в основу принцип гуманизации, предполагающий: поворот к ребенку; уважение его личности, достоинства; доверие к нему; принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребенка. В этой связи следует отметить, что традиционная система контроля и оценки знаний в школьном обучении математике не в полной мере отвечает идеям гуманизации. Она носит нередко субъективный характер и базируется на оценке качества случайных выборок устных ответов учащихся.
Система контроля и оценки учебной деятельности учащихся должна быть в большей степени ориентирована на объективность контроля, учет индивидуальных особенностей каждого ученика, стимулирование творческой активности учащихся. Эта система должна обеспечивать не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и регулярную обратную связь в учебном процессе, подкреплять у учащихся ощущение собственного достоинства и уверенности в своих силах.
Нередко в школьной практике новые методы обучения рассматриваются как универсальные, альтернативные традиционным и искусственно им противопоставляются. Для успешной реализации всех компонентов системы контроля и оценки учебной деятельности учащихся в условиях личностно ориентированного подхода необходимо использовать в едином комплексе и традиционную систему, и элементы новых, развивающихся систем: зачетной, балльно-рейтинговой и элементы тестовых технологий.
Личностно ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Для этого после выполнения теста учащимся предлагается оценить себя. Элементы зачетной системы позволяет осуществлять контроль; обобщить и систематизировать знания, умения учащихся; организовать самостоятельную и индивидуальную работу.
Элементы балльно-рейтинговой системы (оценка заменена баллом) позволяют активизировать интерес к предмету у самого слабого ученика.
Сочетание «новых» и «старых» методов позволяет осуществить процесс контроля и оценки знаний и умений более эффективно.
Так, на общественном смотре знаний можно успешно сочетать элементы тестового контроля и балльно-рейтинговой системы. Общественные смотры знаний являются эффективным средством систематизации, обобщения и проверки знаний учащихся по определенному и обычно достаточно большому разделу программы.
Результат, полученный учеником во время устного ответа, за выполнение контрольной работы, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение школьника вперед, постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов ученика подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели.
Этап «Домашнее задание».
При подаче домашнего задания необходимо использовать принцип выбора и принцип творчества и успеха.
Применяю следующие формы домашней работы: дифференцированная домашняя работа: решение типовых заданий, решений заданий продвинутого уровня, решение нетрадиционных заданий; творческая домашняя работа; домашняя работа по выбору.
Любой урок, как правило, начинается с проверки домашнего задания. Формы проверки домашнего задания различны: фронтальная проверка, выборочная проверка, взаимопроверка, консультация по итогам выполнения домашней работы. Каждую проверку необходимо начинать вопросом «Все ли получилось?», «Какие затруднения возникали при выполнении работы?». Если задание несложное, то проверку можно провести устно. Очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задается на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика.
Итоговым этапом урока является рефлексия.
Высказывается каждый ученик, и уже с учетом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям. В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируются весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Для этого удобно задавать вопросы типа: «С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?», «Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?», «Чему учились на уроке? Что помогало при этом?».
Поскольку любое занятие есть система, создаваемая учителем ради достижения конкретной цели, то из приведенного набора этапов можно создать самые разнообразные комбинации.
3. Результативность.
Данную технологию я применяю с 2008 г. О результатах можно судить по уровню общей успеваемости, качеству знаний, участию обучающихся в олимпиадах и конкурсах, успешностью продолжения образования.
Результат общей успеваемости составляет 100%. Качество знаний за последние пять лет варьирует от 48% до 68,2%, что выше среднего показателя по образовательному учреждению и по региону. Мои ученики показывают хорошие результаты на итоговой государственной аттестации. Результаты ГИА стабильные – средняя оценка «4». Результаты ЕГЭ – 2010 были вторые по району, средний балл составил 49,4. ЕГЭ – 2011 - первые по району, средний балл – 57,14. Доля обучающихся в различных конкурсах и олимпиадах находится в позитивной динамике и отражает стабильный рост уровня мотивации к предмету. Выпускники успешно продолжают обучение в вузах (за последние три года - 75%, из них 50% выбрали математику профилирующим предметом).
Заключение
Применение личностно ориентированного подхода повышает у обучающихся качество знаний по математике.
В ходе освоения личностно ориентированного подхода при обучении математике учащиеся приобретают и совершенствуют свой опыт: самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирование ее в личный опыт; проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов; самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников.
Личностно ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения у школьников, получения прочных и глубоких знаний.
Литература:
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4.
Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. -Ростов н/Д., 1997.
Кожемякина И. Технология личностно ориентированного обучения.// Математика. Приложение к газете «Первое сентября». – 2011. - № 8.
Кравченко Т. В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике.// Математика в школе. – 2007. - № 1
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
Лукьянова М. Организация учебной деятельности в условиях личностно – ориентированного образования.// Учитель - 2009. - № 2
Малова И.Е., Руденко Н.М. Как «увидеть» на уроке математике личностно ориентированное обучение?. // Математика в школе. – 2007. - № 4
Перевознюк Е.С. Уроки математики в рамках концепции личностно ориентированного обучения.// Математика в школе. - 2006. - № 4.
Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. №5. С.16-21.
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе./ М: Сентябрь, 1996. -96с.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика. 1979. – 144 с. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя)