Конспект урока по литературному чтению на тему С. Есенин Черемуха(3класс)
Урок литературного чтения в 3-В классе Учитель: Аблялимова Л.Э.
Тема: С.А.Есенин «Черемуха». Анализ средств художественной выразительности для создания картин цветущей черемухи.
Цель: на основе стихотворения С.Есенина «Черемуха» подвести учеников к осознанию воздействия великой силы лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека
Задачи:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;
учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;
совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения;
определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;
развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;
прививать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;
Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;
Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.
Формируемые УУД:
Личностные:
сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
отстаивать при необходимости свою точку зрения;
выражать свое собственное мнение;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные:
планировать свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;
осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
анализировать поступки, выделять главное;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
допускать существование различных точек зрения.
Характеристика деятельности учащихся:
Читать стихотворение, отражая настроение;
Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
Определять авторское отношение к литературному произведению;
Самостоятельно оценивать свои достижения.
Тип урока: изучения нового материала
Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические
Оборудование:
Мультимедийная доска
Для учителя:
Наличие конспекта;
Презентация;
Учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Родная речь»;
Романс «Отговорила роща золотая»;
Вальс Е.Доги «Мой ласковый и нежный зверь»
Для ученика:
Учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Родная речь»;
Цветные полоски (красные, желтые, серые, зеленые, голубые, черные, розовые, коричневые);
Сигнальные карточки.
Домашнее задание к данному уроку:
Подготовить выступления о жизни и творчестве С.А.Есенина (3 ученика)
Выучить стихотворение З.Александровой «Черемуха» (2 ученика)
№ Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Методический комментарий
1 Эмоционально-психологический настрой на урок
Наша речь полна величья,
гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство,
сила красоты..
Потому поэта слушай,
будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью,
хорошо владеть!
- У поэта. Ребята к нам пришли гости. Давайте поприветствуем .
Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему. вижу, каждый из вас
Улыбка, уверенность
Что ж : «Так держать»
За парты садитесь,
Пора начинать
- Прочитайте слова на экране
-У кого сегодня на уроке мы будем учиться хорошо владеть русской речью.
Так хорошо.
Сл.№1
Настроиться на восприятие нового материала и на плодотворную работу на уроке.
2.
Речевая разминка
«Никакое искусство не достигнет природы».
Дети выполняют задание
- Природа в своем многообразии настолько красива и прекрасна, что ни одно искусство не может с ней соперничать. Человек создает искусство, а природу Бог. А теперь прочитайте пословицу:
Прочитайте по слогам.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с утвердительной.
Прочитайте с веселой.
Прочитайте выразительно.
Как вы ее понимаете?
Сл.№2
Детям предоставляется возможность представить величие природы в сравнении с искусством
3. Подготовка к восприятию - Сергей Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром...
- Тоже Сергей Есенин.
Черёмуха
С. Есенин «Черёмуха». Но вот как творцы искусства восхищаются природой. Как перо поэта показывает красоту природы, мы сегодня поговорим. Мы с вами уже говорили, что сегодня речь пойдет о поэте, а о каком догадайтесь по моим подсказкам.
Романс «Отговорила роща золотая» Назовите автора?
-Прочитайте ещё одно стихотворение.
-Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Назовите автора?
-Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. А сегодня познакомимся ещё с одним стихотворением поэта, которое посвящено вот этому дереву Как называется это дерево? Ну ,а кто догадался какая тема урока ?. Сл.№3
Звучит отрывок из романса «Отговорила роща золотая»
Сл.№4
Сл.№5
4. Мотивация: для чего? Цель урока - Научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение.
- Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать других -Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
-Для чего вам это нужно? Учащиеся под руководством учителя учатся ставить перед собой цели на урок.
5. Работа с портретом. Биография поэта.
- Добрый, красивый, спокойный и т. д.
- Доброту, ласку, нежность, доверчивость и т. д.
Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда.
Его дяди были очень озорные ребята. Когда Есенину было 3 с половиной года, они посадили его на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.
«Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щепка, бросал в воду... После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном, и ходил всегда в царапинах».
В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет, как нам сейчас.
Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, нашел место корректора в типографии и слушал лекции в народном университете. Чтобы поступить в императорский университет, обязательно требовался гимназический аттестат, а Есенин окончил только сельскую школу - правда, с похвальной грамотой.
Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» - вышла в 1916 году и была доброжелательно принята читателями. Он считал, что «писать для детей - надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало...
Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота стиха. Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. Глаза Есенина всегда были полны трогательной грустью. До сих пор остается загадкой история его гибели, село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. Посмотрите внимательно на портрет Есенина. Что вы можете о нём сказать? Какой он человек?
Говорят, что глаза - это зеркало души человека. А что вы можете увидеть в глазах Сергея Есенина?
Мы с вами попробовали предположить, какой наш поэт. Может быть, биография даст нам полную характеристику Сергея Александровича Есенина? Сл.№6
Дети подготовили выступления о жизни и творчестве Сергея Есенина.
Сл.№7
Сл.№8-9
Этот отрывок можно сыграть, один мальчик исполняет роль маленького Есенина.
Сл.№10
Сл.№11-12
Сл.№13
Сл.№14
6 Физминутка Пусть ваши глазки отдохнут Сл.№15
7. Знакомство со стихотворением
Черемуха – исконно русский самобытный символ славянского народа, который ценят за красивые, ароматные цветы и вкусные полезные плоды. Мощными целебными свойствами также обладает кора дерева, ее снимают весной, когда начинается сокодвижение, высушивают и растирают в порошок. Ягоды черемухи высушивают и используют как лекарственное средство. Сок свежих ягод используется в лечении гнойных ран – во время Великой Отечественной войны это свойство черемухи многим раненым спасло жизнь.Плоды используют не только как лекарственное средство, но и как вкуснейший и ароматный продукт питания. Из черемухи варят компоты, делают желе, вареньеИз-за высокого содержания амигдалина в косточках, ягоды используют только без косточек. Букеты черемухи не ставят в помещениях, где находятся люди, чтобы не вызывать отравление синильной кислотой. Можно встретить черемуху на полянах Западной Сибири, Кавказа, Украины, и даже Средней Азии.
Белой, цветущей, душистой, красивой и т. д.
- Медвяная, пряная, вкрадчиво, проталинка.
Дети высказывают свои предположения
- Дети вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое - голубое, воздух - прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
Наши ребята подготовили сообщение о черемухе
- Откройте книги. Хором прочитаем название стихотворения.
- Мне очень правится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое. Я прочитаю стихотворение "Черемуха", а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении (чтение учителем)
- Какой вам представилась черемуха?
- Какие слова вызвали у вас затруднения?
Медвяная - ароматная, с запахом мёда.
Пряная - острая, ароматная по запаху и вкусу.
Вкрадчиво - стараясь вызвать доверие, расположить к себе. Проталинка - место, где частично растаял снег. Учитель вводит ребят в мир природы и красоты, создает благоприятную атмосферу для первичного восприятия стихотворения
Сл.№16
Сл.№17
Дети учатся прислушиваться к своим чувствам и точно их определять.
Отвечают на вопросы в режиме обсуждения.
Словарная работа
На слайде №17 поочередно появляются слова
8. Работа над стихотворением
1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха.
2.Чтобы передать свою радость.
3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы.
4.Чтобы вызвать сопереживание.
- Ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное,
грустное.
- Изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование
.
Дети описывают картины, которые возникли в их воображении
- Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
читайте медленно, помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
после каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку - паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
постарайтесь прочесть так, чтобы передать настроение автора и
одновременно свои чувства.
Чтение детьми стихотворения.
-5
Дети работают в паре.
Дети показывают
- Потому что они подходят к нашей черемухе, отражают настроение этого стихотворения.
-Желтый -золотые ветки; голубой- речка; т.д.
- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
Какое настроение автора вы почувствовали:
Обоснуйте свой выбор.
- Какие чувства возникли в вашем сердце:
- Обоснуйте свой выбор.
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
- Что отражают лирические стихи?
- Вспомните и назовите правила «Чтение пейзажной лирики»
- Прочитайте стихотворение, опираясь на эти правила.
- А теперь мысленно разделим наше стихотворение на четверостишия. Сколько четверостиший получится?
- На столе у вас лежат нарезки, из цветной бумаги.
- Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие?
- Приклейте один цвет на каждое четверостишие.
- Какие цвета у вас получились?
- Почему в основном вы использовали яркие, сочные и светлые тона
-Почему этот цвет вы наклеили к этому четверостишью ?
Сл.№19
Дети выбирают один из вариантов и обосновывают свой выбор
Сл.№20
выбирают из определений, данных на слайде
Сл.№21
Обмен впечатлениями
Сл.№22
Вывод
Фронтальная работа
Сл.№23
Творческая работа
Работа в паре
Работа по тексту
9. Физминутка Дети выполняют упражнения Сл.№24
10 Продолжение работы
- Да.
Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
-Потому что не думают о природе
-Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.
- Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой и с нами. Такую красоту природы надо видеть и беречь.
Колокольчик среброзвонный
Ты поёшь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны.
Уронил кольцо милашки
В струи пенистой волны.
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши, вспыхнувших сил
Вечер синий свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Не жалею, не зову,
Не плачу, все пройдет
Как с белых яблонь дым.
- А вым нравится цветущая черемуха? Много поэтов посвящают свои стихотворения черемухе. Мы послушаем стихотворение «Черемуха» З. Александровой и
давайте попробуем оценить поступки людей.
С какой целью люди так поступают?
Стихи Есенина наполнены особым ароматом. Прочитав отрывки из его стихом, мы составим букет любимых цветов Есенина. И, конечно, главная в этом букете наша черемуха.
Вот какой замечательный букет у нас получился. Я думаю, он очень понравился бы поэту. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворения Есенина. Но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.
Сл.№25
Стихотворение «Черемуха» З. Александровой
читают двое учеников
Экологическая работа
Дети высказывают свое мнение.
Вывод
Сл.№26-34
Дети читают стихи Есенина и называют цветок, о котором идет речь в стихотворении. На экране составляется букет цветов.
11 Рефлексия
-Сегодня на уроке я узнал…..
-Мне показалась интересным….
-Меня удивило….
-Я хочу похвалить……, за……. Дети прочитайте начало предложения и дополните егоНа слайде№35 начало предложения, детям предлагается его дополнить.
12 Подведение итогов
- не поставил себе оценку (желтый сигнал)
- теперь ребята кто поставил «4»(синий)
- теперь ребята кто поставил 5»(зеленый) TOC \o "1-5" \h \z Какие задания показались вам наиболее интересными? ' /
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
- Для чего нужна такая работа над стихотворением?
-Ребята оцените себя сами, свою работу на уроке, покажите сигнальными карточками. Дети отвечают.
Сл.№36
Осуществляют самооценку.
Учитель высказывает свое мнение.
13 Домашнее задание. Выразительное чтение или наизусть стихотворения «Черемуха» С. Есенина. Сл.№37