Доклад «Формирование ключевых компетенций у младших школьников»

Тема моего выступления – «Формирование ключевых компетенций у младших школьников как одно из направлений модернизации Всероссийского образования «
Федеральный государственный образовательный стандарт реализуется посредством современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов, способствующих овладению детьми УУД и формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.
УМК «Школа России» построен таким образом , что его предметное содержание , дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и формирование ключевых компетенций.
К ключевым компетенциям относятся:
-образовательная
-коммуникативная
-информационная
-социальная
-толерантность
В основе образовательной компетенции лежит учебная деятельность, которая имеет следующие компоненты:
Познавательные и учебные мотивы
Учебная цель
Учебная задача
Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Ведущая роль методического аппарата УМК «школа России» отводится проблемно-поисковому методу.
Реализация средствами УМК проблемно-поискового метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребёнка понимать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу , контролировать и оценивать её результат , осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную задачу.
На моих уроках в рамках УМК «Школа России» существует такой этап урока как «Самоопределение к учебной деятельности» , на котором дети сами основываясь на уже имеющихся у них знаниях определяют тему урока, указывают задачи урока и планируют учебную работу на уроке. Ничего из выше перечисленного не даётся детям в готовом виде. Таким образом целенаправленно развивается самостоятельность учащихся, их познавательная активность.
В конце урока на этапе «Рефлексия» дети осуществляют самооценку и оценку работы своих товарищей посредством следующих высказываний:
Сегодня я узнал …
-Мне было трудно…
-Я понял что…
-Теперь я могу…
-Я научился…
-У меня получилось… и др.
В конце каждого урока предусмотрены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается рубриками «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения»
Информационная компетентность
Свойство личности, проявляющиеся в способности находить, хранить и применять информацию в различных ее видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).
Это способность работать с информационными системами.
Для эффективного достижения планируемых результатов большинство учебников «Школа России» обеспечены электронными приложениями: Русский язык, Математика, Окружающий мир и др
Причём для каждого ученика. Жаль , что не созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог ими воспользоваться.
Электронные приложения используются мною на каждом уроке русского языка, математики, окружающего мира.
Формирование информационной компетенции через поиск информации в различных источниках для выполнения заданий рубрики «Наши проекты»: проведение анализа собранной информации, её систематизация по требуемому формату признаку и представление в нужном виде.
Коммуникативная компетентность.
Свойство личности, проявляющиеся в способности ко взаимодействию с другими людьми, речевым и неречевым способами, устно и письменно.
Это способность понимать и быть понятым.
Прочитай рассказ соседу по парте.
Договоритесь, кто будет читать первым.
Узнай, какое название предложил твой товарищ.
Выберите одно из названий.
Предложите его товарищам в классе.
Выполняя такие задания учащиеся овладеют:
способами планирования учебного сотрудничества: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию.
В учебниках УМК «Школа России» существует большое количество заданий , предусматривающих систематическое проведение работы в паре, в группе. Ученики совместно определяют цель, помогают друг другу сформулировать учебную задачу, контролируя друг друга, поочерёдно выполняют задания оценивают правильность выполнения задания сверстником.
Социальная компетентность.
свойство личности, проявляющиеся в способности понимать, принимать и выполнять социальные нормы и правила. Это способность играть разные социальные роли.
Формируя данную компетентность я стараюсь учить своих детей жить и работать в социуме, воспитывать у них чувство ответственности, дружеские отношения, умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Толерантность.
свойство личности, проявляющиеся в способности понимать, принимать и уважать чужую точку зрения, при этом уметь отстаивать свою .
Ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
Вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели