Описание опыта работы: Личностно-ориентированный подход в обучении и во внеклассной работе


Описание опыта работы.
Личностно-ориентированные технологии воплощают гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике. В данных технологиях ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях. В отличие от простой передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь главное для педагога- осознавать ценность развития личности ребёнка, а для обучаемых – развивать перечисленные качества.
В современных условиях важно прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и технической информации. А значит требуется пробудить в учащихся интерес к накоплению знаний, желание заняться самостоятельной работой, которая будет являться элементами исследовательской деятельности, другими словами научить учащихся учиться. Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность учёного является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений.
Учитель, предлагая детям заняться на уроке научным исследованием, создаёт ситуацию поиска научного знания, при которой ребёнок учится осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся- это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных в научной сфере.
В современной школе, ориентированной на личность каждого ученика, исследовательский метод занимает ведущее место, так как направлен не на традиционное восприятие знаний учащимися, а на актуализацию их возможностей: развитие памяти, внимания, мышления. Обоснованием исследовательского метода в преподавании русского языка и литературы явились работы Д.С. Лихачёва, А.К. Югова, Т.Ф. Курдюмовой, Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой и др.
В основе исследовательского метода на уроках русского языка лежит анализ языковых единиц разных уровней во взаимосвязи и взаимодействии. Этот метод способствует осознанию связей и отношений между языковыми единицами, возможности их реализации в речи, формирует черты творческой деятельности, стимулирует деятельность учащихся в овладении методами научного познания.
В своей практике я использую следующие структурные элементы исследовательского метода: частично-поисковый, поисковый, исследование на уроке, исследование во внеурочной деятельности ,учебная конференция.
Авторы современных программ по русскому языку и по литературе уделяют большое внимание исследовательскому методу. Исследовательские задания пронизывают все учебные пособия по русскому языку и литературе. Так, в учебнике по литературе для 9 класса (под ред. А.Г. Кутузова) при изучении творчества А.С. Пушкина предлагается сопоставить роман «Капитанская дочка» с повестью «Медный всадник», выделив общие сюжетные мотивы и проблемы обоих произведений; при изучении творчества Некрасова учащиеся определяют , какими предстают мотивы покаяния, прощения, справедливого суда у Н.А. Некрасова и Л.Н. Толстого.
Учебно-методический комплекс А.Г.Кутузова даёт большие возможности для творческого развития учащихся. Разработанная и построенная методистами система творческих заданий, позволяет включить в процесс художественного познания личность ученика и ориентирована на развитие творческого потенциала учащегося, а также на формирование исследовательских умений. На одном из интегрированных уроков русского языка и литературы в 7 классе учащиеся провели исследование экспозиции-пейзажа рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» с той целью, чтобы определить, какие краски, звуки, тропы использует писатель. Оказалось, что в этом отрывке автор использует 22 оттенка цвета, 3 различных звука и множество тропов.
Важнейшее достоинство уроков литературы - умение постоянно держать в центре внимания слово писателя. Поэтому при организации исследования использую такие приёмы работы, как анализ фрагмента или всего произведения, составление или сопоставление характеристик литературных героев, сравнение произведений различных видов искусств, рецензирование книг, исследование биографии и творческого пути писателя, написание рефератов и докладов.
Заключительные уроки литературы в каждом классе я провожу в форме читательской конференции. Учащиеся сами выбирают автора, произведения и работают над проблемным вопросом. Например, девятиклассники должны показать, как понимают взаимоотношение трёх неразрывных звеньев единой цепи: автора, образа, им созданного, и читателя, воспринимающего этот образ.
Изучение регионального компонента позволяет максимально приблизить исследовательскую деятельность к жизни учащихся и их ближайшего окружения, поэтому элементы исследования использую почти на всех уроках, посвящённых изучению регионального компонента. Например, в 5 классе после изучения малых жанров устного народного творчества провожу урок-игру «Чудо-дерево». До урока учащиеся получают задания: 1) записать колыбельные, считалки, дразнилки, игровые стихи, которые помнят взрослые в семье; 2) сравнить их с русскими вариантами, выявить отличия и попытаться их объяснить.
На уроках литературы исследовательская деятельность класса стимулируется также умело поставленными проблемными вопросами. Урок не завершается звонком, его кульминационный момент может оказаться за пределами занятия.
На уроках русского языка я часто предлагаю детям стать ненадолго пытливыми исследователями какой-либо лингвистической проблемы.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений( на доступном для определённого возраста уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умения анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования.
Следует отметить, что на первом этапе работы – 5 – 7 классы – активно использую самые разные педагогические технологии в зависимости от уровня знаний учащихся, от их умений и навыков, от их психологического состояния.
Одной из важнейших является игровая технология преподавания, которая помогает сделать переход от начальной школы в основную более незаметным. К тому же игры на уроке развивают такие важные качества, как быстроту, логику и нестандартность мышления.
Развитие аналитического мышления, развитие способностей сопоставлять, выделять главное, аргументировать свой ответ даёт использование разных видов диктантов (они активно используются на всех уроках русского языка во всех классах и в разных формах – коллективной, индивидуальной): распределительного, выборочного, объяснительного, лингвистического. Такие задания хороши при использовании на уроках русского языка приёмов проблемного обучения.
К проблемной технологии преподавания можно отнести и задания, связанные с различными видами разборов на уроках русского языка (это универсальный способ систематизации изученного материала во всех классах), которые помогают развитию логики мышления учащихся.
Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в в 7 – 9 классах). И её тоже можно положить в копилку проблемной технологии.
При личностно ориентированном обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения). Данные качества развивают всевозможные творческие работы, задания, связанные с лексикой.
Приведу примеры наиболее типичных заданий, используемых мною на уроках русского языка:
Задание 1.
Подготовьте развёрнутый ответ- исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
Что общего между шпаргалкой и пеленой?
Являются ли родственными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? И другие.
Задание 2.
Напишите сочинение на одну из тем ( в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др.- в зависимости от формулировки темы).
Волшебник по имени Йот.
«Портреты» суффиксов (-чик-, -щик-, тель), приставок (пре-/ при-, раз-/ рас-), корней-омонимов.
Знакомые незнакомцы ( о заимствованных словах).
Как вас теперь называть? (о переходе слов из одной части речи в другую).
Пропала буква ( детективное расследование)
Задание 3.
Перед вами ящик «Справочное бюро». В нём вопрос, касающийся русского языка. Вам необходимо провести мини-исследование. Победителем станет тот, кому удастся быстрее всех и правильно ответить на вопрос. Затем победитель задаёт классу свой вопрос.
Иногда учащиеся над проблемой работают в группах, и тогда я предлагаю им провести исследование в форме деловой или ролевой игры: подготовить инсценировку, сказку, путешествие, детективную историю.
Задание 4.
Разгадайте (составьте) кроссворд. (выполняя такую работу, ученики обращаются к учебнику, справочнику, словарям, чтобы, например, уточнить определение понятия).
Задание 5.
Составьте дидактический материал на изученную тему
Задание 6.
Расскажите о слове, используя разные типы словарей. В качестве вывода нарисуйте своё видение слова и напишите об этом.
Задание 7.
Составьте справочник «Говорите правильно!»
Задание 8.
Подберите фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия, и другие.
Задание 9.
Исследуйте предложенный отрывок с точки зрения орфографии, пунктуации, стилистики, художественно - изобразительных средств
От отдельных заданий я делаю переход к целым урокам, способствующим развитию творческого и интеллектуального потенциала школьников.
В качестве примера представляю урок русского языка в 5 классе по теме «Повторение знаний о существительном. Слово «доброта», который входит в серию уроков по морфологии (по учебному комплексу В.В.Бабайцевой).
Если разобрать этот урок по этапам, то можно увидеть, что для достижения учебной, развивающей и воспитательной целей были использованы самые разные педагогические технологии. На первом этапе – на разминке – был использован игровой момент - и благодаря ему создан нужный эмоциональный тон, а также последующий переход к теме урока. При объяснении нового материала использовалась проблемная ситуация, которая помогла пробудить интерес учащихся к теме урока.
Работа в мобильных группах воспитывала чувство коллективизма и уверенность в себе. Индивидуальная работа помогала проявить себя ученикам как личностям. Итоговое мини-сочинение проверило не только первичное закрепление материала, но и помогло учащимся в очередной раз поверить в собственные силы. А всё вкупе учит детей-пятиклассников мыслить, в том числе и самостоятельно (очень важное умение для последующих занятий исследовательской деятельностью).
В качестве следующего примера предлагаю урок русского языка в 7 классе по теме «Безличные глаголы» (по учебному комплексу В.В.Бабайцевой).
Данный урок – пример личностно ориентированного обучения. Все задания на всех этапах урока должны были помочь проявить себя каждому учащемуся, помочь поверить в собственные силы, учить самостоятельности мышления, умению принимать решения самостоятельно. Итоговое составление текста с использованием безличных глаголов внесло в учебную деятельность не только желание получить хорошую оценку, но и дух соревнования, желание отличиться, проявить свою индивидуальность.
Обращаю внимание на тот факт, что на одном уроке могут использоваться фрагментарно различные педагогические технологии – игровая, поисковая, проблемная, личностно ориентированная – для того, чтобы развивать и индивидуальность учащихся, и творческий потенциал, и, самое главное, исследовательскую культуру.
Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся вкуса к предмету «русский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. Так у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.
На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования.
На многих уроках для объяснения нового материала использую мини-исследование. Совместно с учащимися выдвигаем гипотезу, учащиеся проводят самостоятельный анализ языкового материала, делают самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии, а также последующие занятия по теме. Это прямое доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами получения знаний) активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.
Такие же мини-исследования можно предлагать продвинутым ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома.
Проблемой развития исследовательской культуры обучающихся я занимаюсь и во внеурочное время, на занятиях краеведческого микрокружка. Так, в течение двух лет (с 2006 по 2008 гг.) я работала с группой учащихся над проектом «История деревни Абултаево с древнейших времён до сегодняшних дней». Нами были также собраны материалы о лучших людях деревни Абултаево, о воинах-интернационалистах и оформлены альбомы. В этом году мои ученицы выступили с проектом «История Абултаевской школы и народного образования района» на районной краеведческой конференции.
Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Об эффективности использования исследовательского метода на уроках русского языка и литературы говорят результаты, достигнутые моими учениками:
2007- 2008 учебный год.
1 место в районном конкурсе исследовательских работ на краеведческой конференции «Отечество»;
1 место в конкурсе творческих работ «Что тебя удивило в музее?»;
3 место в конкурсе сочинений на тему: «Загляните в семейный альбом».
Результаты ЕГЭ: % выполнения-100,
% качества-67.
2008-2009 учебный год.
3 место на районной олимпиаде по русскому языку;
2 место на районной олимпиаде по литературе (10 класс ).
2009- 2010 учебный год.
2 место на районной олимпиаде по литературе (10 класс ).
2010-2011 учебный год.
1 место в районном конкурсе исследовательских работ на краеведческой конференции «Отечество»;
2 место на районной олимпиаде по литературе;
3 место на районной олимпиаде по русскому языку;
3 место на заочной областной олимпиаде по литературе.