Статья из опыта работы Компетентностный подход к образованию школьников на уроках технологии как фактор, определяющий их социальную адаптпцию
Из опыта работы
учителя технологии МКОУ «СОШ № 7»
с. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края
Ашировой Марины Александровны
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ИХ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ
Педагогический лозунг «Свяжем школу с жизнью!», звучавший в 20-е, а затем в 50-е годы прошлого столетия, остаётся актуальным и сегодня. Сегодня - даже ещё более актуальным, чем в прошлом столетии.
Школа и жизнь следует своими курсами, порой теряя друг друга из вида. В результате педагогическое сообщество создаёт своё понимание жизни и её ценностей, в которых «образовательные потребности личности» превращается в самоценность. Педагогам очень хочется, чтобы у каждого ученика были такие образовательные потребности, и тогда стоит только пробудить их, и никаких проблем в школе не будет.
Сегодняшняя экономика по - своему смотрит на человека. Человек – рабочая сила, человек – ресурс, человек – капитал. Человек становится капиталом в том случае, если он является носителем способностей, мотиваций, знаний, умений и готовностей к выполнению определённых трудовых функций. Важно не просто уметь что-то делать, но необходимо хотеть делать и быть готовым делать. Накопление человеческого капитала – это не простое совершенствование умений и знаний, но развитие личностных качеств, что достигается не только обучением в узком смысле, но и воспитанием в самом широком смысле этого слова, обретением жизненного и производственного опыта.
Результат образования и воспитания - фактор, перекрывающий своей значимостью все остальные.
Качество результатов образования - понятие сложное в научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям:
человек самостоятелен и ответственен;
человек может что–то делать;
человек желает делать то, что может;
экономикой данного периода жизни человека востребовано то, что он может и желает делать;
человек готов совершенствоваться, понимая, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность.
Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:
хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
медалист школы, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз;
молодой специалист – выпускник института – слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объём профессиональных знаний и умений, полученных им в институте, вполне достаточен;
в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;
подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса в массовой школе, который в своей основе является «некомпетентностным». Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни.
Проанализировав выше изложенное, я пришла к выводу, что мне, как учителю технологии, необходимо освоить и реализовать на практике компетентностный подход к процессу обучения. Изучив необходимую педагогическую литературу, я поняла, что компетентностный подход позволит мне:
согласовывать цели обучения с собственными целями учащихся;
подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам (прежде всего – это получение и удержание рабочего места, соответствующего интересам и потребностям самого человека, и как дальнейший профессиональный рост в условиях рыночной экономики);
повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
повысить степень самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;
обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Уже ко второму году обучения на второй ступени учащиеся умеют пользоваться справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами и др.. Учащийся должен при необходимости быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости. Одно из наиболее удачных определений компетентности дано философом П.В.Симоновым: «Компетентность это не просто обладание знаниями, но скорее потенциальная готовность решать задачи со знанием дела». Компетенции подразделяются на ключевые и профессиональные.
Ключевые компетенции применимы в различных жизненных ситуациях, т.е. являются ключом к успешной жизни человека в обществе, они представляют собой способы социальной деятельности, т.е. они социальны. Ключевые компетенции складываются из 4-х элементарных ключевых компетенций:
информационная компетенция – готовность работы с информацией;
коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Профессиональные компетенции ограничиваются проявлением в той или иной профессиональной деятельности человека и подразделяются на базовые и функциональные.
Важнейшие базовые компетенции:
предметная – готовность к деятельности по преобразованию различных предметов (знаковых систем, химических веществ, живых организмов, сырья и материалов и др.);
методологическая – готовность использовать различные методы деятельности;
технологическая – готовность к использованию различных технологических процессов;
менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер;
предпринимательская - готовность к профессиональной деятельности, имеющей инновационный характер.
Реализация компетентностного подхода невозможна без получения глубоких знаний, так как важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем.
Каким хочет видеть выпускника учебных заведений современный российский работодатель?
Формула изменения потребностей работодателя формулируется следующим образом: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику. Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста (прежде всего – специальную профессиональную подготовленность), но это ещё и человек команды, готовый ответственно принимать самостоятельно решения, инициативный, способный к инновациям.
Рассмотрим применение компетентностного подхода на примере одного урока в 5 классе «Введение в проектную деятельность». Планируя урок, чётко ставлю цель: сформировать у учащихся представление о методе проектов и алгоритме его выполнения. Сразу же определяю: какие компетенции будут развиваться у учащихся для достижения цели.
Целеполагание ключевых компетенций в 5 классе
Ключевая компетенция
Учащиеся должны знать (или понимать)
Учащиеся должны уметь
Коммуникативная
Правила формального и неформального общения
Различать ситуации формального и неформального общения;
Иметь и высказывать собственное мнение; пользоваться «правилом поднятой руки» и слушать высказывания других, не перебивая собеседников.
Кооперативная
Различия ролей лидера и ведомого (исполнителя) в деятельности;
Значение совместной деятельности и взаимопомощи в решении сложных проблем.
Объединяться в группы по 3 – 7 человек для выполнения групповых проектов;
Действовать в группе в роли исполнителя;
Осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
Проблемная
Неизбежность возникновения трудностей и проблем в ходе любой деятельности;
Значение собственных усилий для преодоления возникающих трудностей.
Замечать возникшую проблему в учении, в том числе в выполнении учебного проекта, и обращаться за помощью к учителю;
Формулировать возникшую проблему в учении, в том числе в выполнении учебного проекта.
Информационная
Правила работы со словарями, справочниками, каталогами, энциклопедиями.
Находить нужную информацию в справочниках и других источниках;
Выделять из массы собранной информации необходимый объём главного.
Использую такую форму проведения занятия, как деловая игра «Научно – исследовательский институт». Участникам перед началом урока предлагается разбиться на группы (н-р, выбрать любимое время года и сесть за этот стол, где оно указано или выбрать карточку любимого цвета и объединиться в группы в соответствии с выбранным цветом и др.). Каждая группа – отдельное конструкторское бюро. Учитель и приглашённые гости (это могут быть учащиеся 7 – 8 классов) играют роль учёного совета. Группам даётся задание: разработать мини – проект и представить его учёному совету (н-р, придумать и выполнить сувенир или открытку к какому- либо празднику). Необходимо выбрать объект для выполнения, из имеющихся на столе материалов выполнить задуманный объект, придумать на него рекламу и защитить свою работу перед учёным советом и другими группами участников, являющихся на тот момент экспертами: оптимисты, пессимисты, реалисты. После защиты своего проекта – самооценки – поочерёдно выступают эксперты, указывающие: оптимисты - на положительные стороны проекта, пессимисты – на отрицательные стороны, а реалисты – обобщают ответы и оценивают проект. Затем группы меняются ролями, и весь процесс повторяется до тех пор, пока каждая группа не выступит в каждой из ролей. В завершение ученый совет подводит итоги и объявляет, чей проект получил «путёвку в жизнь», т.е. право на реализацию. Чтобы сделать игру более приближенной к реальной жизни, можно в состав учёного совета ввести представителей бизнеса, т.е. заинтересованных в данном проекте и они сразу же предлагают конструкторскому бюро, чей проект набрал наибольшее количество голосов, подписать контракт на совместное сотрудничество.
А теперь проанализируем, формировались и развивались ли на данном уроке ключевые компетенции: коммуникативная, кооперативная, проблемная, информационная. Использовались ли на уроке типичные методы формирования и развития ключевых композиций:
обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, - их прежний опыт;
решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;
дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций;
игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологиченский тренинг или практикум;
проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини – проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.
Ответим на вопрос о том, какие качества и какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего. По всем признакам, это предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. Все эти свойства и качества необходимы любому человеку в любой профессиональной деятельности. Они и являются ключевыми компетенциями. Все эти компетенции сегодня формировались и развивались на нашем занятии.
Применение мной компетентностного подхода на уроках технологии позволило учащимся выполнить довольно интересные практико – ориентированные проекты, которые представлялись на олимпиадах и конкурсах различных уровней: районных, краевых, международном. Портфолио достижений позволяет говорить о том, что компетентностный подход к обучению применяется уже на протяжении нескольких лет.
Список литературы
Андреев А.А. Знания или компетенции. // Высшее образование в России – 2005. - № 2.
Г.В. Пичугина. Компетентностный подход в технологическом образовании. //Школа и производство. – 2006. - № 1.
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ, 2007.
Сериков В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе. // Известия Волгоградского гос. пед. университета. – 2003. - № 1.
13PAGE 15
13PAGE 14815