Компетентностный подход в исследовательской деятельности учащихся начальной школы (из опыта работы)

Губина Марина Николаевна, заведующая кафедры начальной школы МОУ «Лицей», г. Протвино Московской области.
Компетентностный подход в исследовательской деятельности учащихся начальной школы (из опыта работы).
Проблема выбора необходимого метода работы возникает перед педагогом всегда. Но в современных условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя так же должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых учебных компетенций? Вот вопросы, которые сегодня стоят перед учителем. Именно, поэтому ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является компетентностный подход, согласно которому под компетентностью понимают качество личности, проявляющейся в деятельности, основанной на знании и опыте.
Компетентность учащегося – способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении. Эту способность можно только сформировать, передать ее, как знание, невозможно. Вот почему говорить о компетентности можно только применительно к деятельности, т.к. вне опыта реального дела быть компетентным в этом деле невозможно. Компетентностный подход не отрицает значимости знаний, акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Формирование компетентности идет не только через изучение учебных предметов, но и через другие формы организации школьной деятельности. В формировании учебных компетенций большое значение имеют проектная и исследовательская технология обучения.
Некоторые ученые предлагают методику организации исследовательской деятельности младших школьников, но в основном она направлена на работу с «одаренными» детьми. Но, ведь дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Поэтому в нашей работе рассматривается возможность организации учебно-исследовательской деятельности всех без исключения младших школьников. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
В основе метода исследований лежит:
- развитие познавательных умений и навыков;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умения интегрировать знания из различных наук;
- умение критически мыслить.
Опишу свой опыт организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников:
Исследовательской деятельностью с детьми в начальной школе я занимаюсь 5 лет, не надо бояться начинать эту работу в начальной школе, даже в первом классе. Работа над детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно, ведь дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Большое значение в подобной деятельности школьников имеют программы и учебники, по которым занимается класс, технологии используемые учителем. Теория учебной деятельности и методов начального развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова успешно реализуется на базе нашего лицея уже 19 лет. Последовательное применение данной системы позволило развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивать творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения. Дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
Успех исследования во многом зависит от его организации. Учебно-исследовательский процесс необходимо строить, следуя определенной методологии. Начальным этапом в моей работе стало анкетирование учащихся. В результате анкетирования детей выявилось их понимание значения слова «исследование», удалось установить исследовательский интерес каждого ребенка. На основе анализа данных определились 7 направлений: животные, растения, человек, механизмы, история, литература, речь и язык. Проблематику исследовательских работ определили интересы детей, а дети данного возраста особенно любознательны. Они все замечают, удивляются, по-своему все объясняют (то есть, выдвигают гипотезы). Это стало первым этапом в работе над исследованием. Например, Беркмуш-Антипов Андрей предположил, что книга «Приключения барона Мюнхгаузена» является произведением не одного автора, а сборником рассказов нескольких авторов. Турик Софья выдвинула гипотезу, что неправильный ранец вредит здоровью ребёнка. Калинина Алина предположила, что по отпечаткам пальцев можно определить особенности личности человека. Исходя из выдвинутой гипотезы, тема становится интересной и актуальной для каждого ребенка.
Отдельным направлением, а это второй этап, стала работа с родителями, в ходе которой определилась степень участия каждой семьи в исследовательской деятельности детей. Третьим этапом стало проведение цикла занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни каждого человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательской работы. Организованная работа по направлениям, позволила на данном этапе обсудить значимые вопросы и каждому определить для себя план действий, поставить задачи. На этом этапе планирование учебно-исследовательской деятельности осуществлялось при помощи педагога. Отдельное время, а это четвёртый этап, выделяется для посещения библиотек и изучения литературных источников. Теперь ребёнок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок начинает действовать самостоятельно, задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить работу и сделать сообщение по результатам исследования. Сегодня в своём арсенале дети с помощью взрослых активно используют Интернет. Возраст первоклассников не позволяет им самостоятельно справиться с исследованием, потому родители участвуют в работе, но к 4 классу учащиеся способны уже самостоятельно проводить исследование. Большая роль отводится получению информации из «живых источников» - благодаря наблюдениям и экспериментам. Например, Калинина Алина провела дактилоскопическое исследование, взяв отпечатки пальцев у одноклассников. Боровик Мария с помощью экспериментов изучила плоды Танзании. Беркмуш-Антипов Андрей посетил частный музей барона Мюнхгаузена в Москве. От создателя музея писателя и драматурга Сергея Львовича Макеева узнал, что в Германии в XVIII веке на самом деле жил дворянин Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен. Подобрав достаточно литературы, дети детально изучают объект исследования, ведут дневники наблюдений. Например, Турик Софья в течение двух лет следила за соблюдением одноклассниками режима дня и изменением их состояния здоровья. Калинина Алина, определив дельтовый индекс, наблюдала за влиянием его на уровень ОФП. Ученики составляют и проводят опрос, анкетирование детей в классе, в школе, среди знакомых. Например, Ларионова Анастасия с помощью опроса узнавала, какого же цвета Винни-Пух, а с помощью анкетирования определяла уровень воспитанности учащихся начальной школы. Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Дети с удовольствием показывают свои наблюдения с помощью красочных рисунков, схем, диаграмм, дают образные сравнения, делают выводы, составляют рукописные книги, памятки, альбомы и журналы по своей теме. Например, составлен и издан сборник «Индивидуальные характеристики одноклассников по папиллярному узору», напечатан сборник рассказов «Новейшие приключения Барона Мюнхгаузена» и создан на уроке информатики мультфильм «Спаситель мира» в программе Microsoft Office PowerPoint, сконструирован памятник Белому гусю.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Информация получена в результате практического участия в опытах. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Пятый этап работы. В работу подключаются родители. Совместно с учителем учащиеся создают презентации своих работ.
Для этого требуется:
- дать определение основным понятиям;
- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
- выявить и обозначить все известные парадоксы;
- ранжировать свои идеи;
- предложить метафоры и сравнения;
- выработать метафоры и умозаключения;
- сделать выводы;
- указать пути дальнейшего изучения явления;
- продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;
- приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Школьники оформляют результаты работы исследования с помощью презентаций, рисунков, видеофрагментов, сочинений-сказок, фото-отчетов и других форм.
Результат работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. Например, презентация работы «Узнай себя по отпечаткам пальцев» или «Школьный ранец». На презентацию своих работ дети приглашают родителей и учащихся других классов. В нашем лицее такой взаимообмен происходит на школьной конференции исследовательских работ учащихся начальной школы. Конференция младших школьников имела положительные отзывы, как специалистов области образования, так и родителей. Были высказаны рекомендации о продолжении исследовательской работы в начальной школе. Каждый школьник также собрал свои исследовательские работы в портфолио. Лучшие работы были представлены на конференциях: городской (3 призёра и 5 победителей), областной (1 победитель), Всероссийских (3 участника, 4 лауреата, 4 призёра и 9 победителей) и Международной (1 призёр).
Исследовательская деятельность с позиции компетентностного подхода способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток прочных знаний по выбранной теме порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Здесь помощь педагога необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжить исследование. Наша практика работы над исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей. Радость, интерес, творческий поиск, споры - вот составляющие исследовательской деятельности.
Основным принципом в исследовательской деятельности для меня являются строки:
«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно
Дай мне приглядеться
Потрогать и подержать в руках
Послушать
Понюхать
И может быть попробовать на вкус
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»

Литература:
Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы. Журнал «Директор школы».- М.: «Сентябрь», 2002, №2
Дереклеева Н. И. Научно - исследовательская работа в школе.- М.: Вербум-М.,2001
Леонтьев А. А. Социальная психология.- М., МГУ, 1988
Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.,2004
Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».- М.: «Сентябрь»,2003, №8
Сергеев Н. К.т. Особенности организации и содержания научно – исследовательской деятельности. М.- 1993г.