ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ «Компетентностный подход в трудовом обучении – основа трудового воспитания обучающихся в школе»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кенгер- Менеузмуниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято Утверждено на совете школы
на заседании педагогического совета «___»__________ 20___г.
школы Председатель Совета школы
Протокол № ____ __________ Ахметзянова Б.Т.
«_____»_________ 20__г.
Директор школы
___________ Ахметзянов В.Г.
ПРОГРАММА
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
«Компетентностный подход в трудовом обучении – основа трудового воспитания обучающихся в школе»
2015 г.
Пояснительная записка
В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Признание прав обучающихся, их интересов, потребностей, оказания помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. И наконец, трудовая деятельность – это объективная потребность общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться.
На этапе инновационных изменений в школе возникла потребность в создании комплексной программы, корректировке традиционных целей и соответственно задач трудового воспитания и обучения.
Целью программы по трудовому обучению и воспитанию является создание образовательного пространства, направленного на эффективную подготовку учащихся к самостоятельному выполнению несложных видов работ в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного производства.
Задачи программы:
создание условий для осуществления трудового обучения и предпрофильной подготовки; для развития творческой деятельности педагогического коллектива и обучающихся, воспитанников;
интеграция детей в социум, социальная и профессиональная адаптация;
развитие технических и технологических компетентностей в области трудового обучения учащихся;
развитие умения анализировать информацию, приобретение навыков практической работы и опыта решения реальных задач;
совершенствование трудовой и общей культуры общения и социального поведения обучающихся, воспитанников.
Основные направленияпрограммы:
образовательное, обеспечивающее усвоение системы знаний, формирование трудовых умений и навыков, развитие познавательного интереса, активизация познавательной деятельности;
воспитательное, направленное на социальное формирование личности с нравственными, умственными, трудовыми и эстетическими потребностями;оздоровительно-профилактическое, обеспечивающее укрепление здоровья учащихся посредством повышения двигательной активности в процессе трудовой деятельности; применение элементов здоровье сбережения.
Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся общеобразовательной школы.
Сроки реализации
Структура и содержание программы определяется на пять лет. В ходе реализации программы возможна корректировка в соответствии с реальными условиями.
Содержание программы
Трудовое и предпрофильное обучение и воспитание в образовательном учреждении организовано по следующим направлениям:
Трудовое обучение
Сельскохозяйственный труд–учащиеся изучают основные медоносные растения, работу на пасеке.
Начальная трудовая подготовка - учащиеся приобретают элементарные технико-технологические знания и практические умения, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке; обучаются доступным видам труда: работа с бумагой и картоном, с природным материалом, с текстильным материалом, с древесиной.
Трудовая деятельность в процессе обучения(межпредметные связи)– при изучении других дисциплин учащимися осуществляется: приобретениеорганизационных умений в труде, решение специальных задач, направленных на коррекцию умственной деятельности (анализ объекта, установление логических последовательностей, определение правильности действий и результатов).
Внеурочная трудовая деятельность–воспитанники закрепляют трудовые знания и умения, необходимые им для дальнейшей самостоятельной жизни. Знакомятся с дополнительными элементами прикладного творчества: техника бисероплетения, изонить, вышивка, вязание, соломка, папье-маше.
Предпрофильное обучение
Столярное дело – учащиеся приобретают навыки работы со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками; могут самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели своими руками.
Швейное дело – учащиеся работают на швейных машинках с различными приспособлениями, учатся их обслуживать, овладевают технологией изготовления различных швейных изделий.
Пчеловодство - В процессе обучения изготавливают рамки, магазины, ульи.
Обоснованность выбора направлений трудового обучения и воспитания:
Следующий этап профессиональной подготовки учащихся:
ПУ-149 с.Бижбуляк. Аксеновский Сельскохозяйственный техникум с.Ким.
Образовательное учреждение тесно сотрудничает с данными ПУисходя из направлений трудового обучения и воспитания в ОУ и в целях дальнейшего успешного обучения выпускников.
По окончании школы учащиеся в основном проживают в сельской местности, исходя из этого, возрастает необходимость организации сельскохозяйственных практических работ на школьном огороде и в школьной теплице, развития навыков и умений ухода за растениями (посадка, полив, прополка, сбор урожаяВ процессе начальной трудовой подготовки учащихся, делается акцент на работу с текстильным материалом и древесиной, для дальнейшего успешного трудового обучения в школе швейному и столярному делу.
Направления внеурочной трудовой деятельности определяются исходя из профессионального творческого мастерства педагогов и дальнейшей профессиональной подготовки учащихся.
Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создаётся благодаря:
формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (обучение с опорой на интерес, создание ситуации успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;
использованию методов, активизирующих учебный процесс;
неразрывному единству обучения и воспитания.
Проанализировав все противоречия, мы пришели к выводу, что, обучая школьников труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития учащихся.Такую возможность предоставляют инновационные технологии: метод проектов и использование в трудовом обучении информационных компьютерных технологий.
Метод проектов
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат;
достаточно высокой эффективностью уроков;
развитием и поддержанием интереса к предмету;
практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
развитием коммуникативных навыков учащихся;
созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации познавательного интереса к предмету.
Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, он может быть использован при обучении детей с разными возможностями. Идеи проектных работ успешно находят не только учителя, но и сами учащиеся.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп учащихся применительно к урокам трудового обучения школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;
учащиеся с разносторонними интересами трудовой деятельности;
Использование метода проектов позволяет учителю на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении, а учащимся – на практике использовать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин.
Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов.
Цель работы над такими проектами – включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до её осуществления. Этот метод позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
Классификация проектов
№ п/п Параметры Виды проектов
1 Уровень творчества Исполнительские (репродуктивные)
Конструктивные
Творческие
2 Содержание МонопредметныеМежпредметныеНадпредметные (вне школьной программы)
3 Назначение Учебные
Личные (семейные)
Общественные
Производственные
4 База для выполнения Школьные
Внешкольные (выполняются на базе учреждений дополнительного образования, в семье, на производстве)Комплексные
5 Количественный состав исполнителей Индивидуальные
Групповые
Коллективные
6 Возрастной состав исполнителей Одновозрастные
Разновозрастные
7 Продолжительность исполнения Мини-проекты (несколько занятий)
Четвертные, полугодовые
Годовые, многолетние
Осуществление проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определённая часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.
На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчётов учащихся, выставку лучших изделий.
Характеристика основных этапов учебного проектирования
Из опыта работы учителей технологии Абзалова Р.Ш. (столярное дело)
Каюмова Р.Б. (сельскохозяйственный труд)
№ п/п Этапы проектирования Решаемые задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя Формы и методы обучения
1 Поиско-вый- поиск и анализ
проблемы;
- выбор темы
проекта;
- планирование
проектной
деятельности поэтапам;
- сбор, изучение,
обработка и
анализ
информации потеме проекта. - обсуждают
проблему сучителем и
сверстниками;
- формируют
задачи;
- уточняют и
анализируют
информацию;
- устанавливают
цели и выбирают
план действий;
- проводят
исследования,
фиксируют
результаты (под контролем
учителя). - ставит перед
участниками
проблему и
организует её
обсуждение,
объясняет цели
проекта;
- наблюдает;
- консультирует. -проблемная
беседа;
- рассказ;
- консультация;
- самостоя -
тельная работа;
- экскурсия.
2 Конструк-торский- поиск
оптимального
решения задачи
проекта;
- исследование
вариантов
конструкции сучетом
требований
дизайна;
- выбор технологии
изготовления;
- экономическая
оценка;
- экологическая
экспертиза;
- составление
конструкторской,
технологической
документации. - работают с
информацией;
- проводят
синтез, анализ
и оценку идей
(под руководством
учителя);
- выполняют
графические
работы
(совместно с учителем);
- оформляют
документацию (по алгоритму). - организует,
активизирует и
направляет
поиск и
выработку идей;
- высказывает
предположения;
- помогает в
выборе решений;
- советует;
- рекомендует;
- наблюдает;
- консультирует. - беседа;
- дискуссия;
- «мозговой
штурм»;
- дизайн-
анализ;
- самостоятель-
ная работа.
3 Техноло-гический- составление плана
практической
реализации
проекта, подбор
необходимых
инструментов,
материалов и
оборудования;
- выполнение
запланированных
технологических
операций;
- текущий контроль
качества;
- внесение принеобходимости
изменений вконструкцию и
технологию. - выполняют
необходимую
подготовку,
-изготавливают
изделие;
- осуществляют
- самоконтроль,
коррекцию
своей
деятельности;
- проводят
контроль
качества
обработки
деталей
изделия
(учитель координирует
действия). - обеспечивает
материальную
базу;
- косвенно
руководит
деятельностью
учащихся;
- организует и
координирует
процесс
изготовления;
- знакомит с
новыми приёмами
обработки
материалов;
- консультирует,
советует. - беседа;
- показ;
- упражнение;
-самостоя -
тельная
работа;
- практическая
работа.
4 Заключи-тельный- оценка качества
выполнения
изделия;
- анализ процесса и
результатов
выполнения
проекта;
- изучение
возможности
использования
результатов
проектирования. - осуществляют
самоанализ и
самооценку
результатов
проектиро -
вания;
- защищают
проект;
- участвуют в
коллективном
обсуждении. - консультирует;
- оказывает
помощь;
- организует
защиту и
обсуждение
проектов;
- слушает;
- участвует в
анализе и оценке
результатов
проекта. - беседа;
- дискуссия;
- консультация;
- деловая
ролевая игра;
- имитационно - деятельнос-
тная игра.
Проектный метод обучения является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс даёт учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников.
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
Использование в трудовом обучении информационных компьютерных технологий
(из опыта работы учителя технологии Хисамутдиновой Г.А. - швейное дело).
Создание, обработка, хранение и совместная демонстрация текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в цифровом формате.
Разработка мультимедийных презентаций, тестов-вопросников, создаваемых с учётом психофизических особенностей адресата средствами Word и Excel, а также тесты, созданные инструментальной системой MicrosoftFrontPage
Применение видеороликов, видеоклипов разъясняющих сущность протекания технологических процессов и их управление.
Необходимая информация предоставляется из Интернет-ресурсов, педагоги корректируют данный материал, работая в программах редактирующих видеоинформацию.
Компьютерные программы создаются без учёта специфики коррекционного образовательного учреждения, исходя из этого, возникает необходимость создания презентаций на основе существующих компьютерных программ, собственных разработок с разным уровнем сложности, использование иллюстративного материала, с учётом возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Главныекритерии эффективности применения данной технологии:
экономия времени;
мобильность;
качество получаемой информации;
обширный выбор материала;
многообразие цветового разрешения слайдов;
эстетичный вид предлагаемой информации.
Применение данной технологии расширяет возможности творчества, как учителя, так и учащихся, повышает интерес к урокам труда, что ведёт к интенсификации процесса трудового обучения и воспитания.
Внеурочная трудовая деятельность обучающихся, воспитанников
Направления работы:
Начальные классы:
отработка навыков учебного поведения;
вооружение основными навыками самообслуживания;
формирование навыков трудовой коллективной деятельности, потребности трудиться;
развитие механизмов творческого восприятия, мышления.
Средние классы:
отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями;
участие в природоохранных акциях;
развитие самостоятельного творческого мышления.
Старшие классы:
профессиональное самоопределение – развитие способности конструировать возможные варианты будущего;
трудовое воспитание;
осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться;
овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда, профессионального самоопределения, анализа перспектив;
развитие способностей строить картину воображаемого будущего, соотносимого с рядом фактов.
Внеурочная трудовая деятельность– воспитанники закрепляют трудовые знания и умения, необходимые им для дальнейшей самостоятельной жизни.
Дополнительные элементы прикладного творчества:
бисероплетение;
изонить;
вязание;
соломка;
вышивка;
папье-маше.
Данные занятия развивают творческое воображение, фантазию, умение моделировать творческую работу из заданных объектов, формируют навыки аккуратности, умение самостоятельно работать.
Происходит коррекция мышления, зрительного восприятия на основе упражнений в классификации, узнавании и различении (цвет бисера, ниток). Коррекция мелкой моторики, формирование способности к согласованным движениям на основе упражнений в скоординированных движениях пальцев (вязание, соломка, бисероплетение, папье-маше).
9
Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы.Педагогическая деятельность в образовательном учреждении направлена на создание системы творческого трудового обучения учащихся.
Система образовательной работы по трудовому обучению и воспитанию
Направления работы Цель Формы и методы
Трудовое обучение
Столярное дело
Швейное дело
Сельскохозяй-
ственный труд
Начальная трудовая подготовка Усвоение системы знаний, формирование трудовых умений и навыков, развитие познавательного интереса, активизация познавательной деятельности.
Социальная адаптация учащихся посредством организации эффективной системы трудового обучения и воспитания. Различные виды уроков (урок-экскурсия, урок КВН, интегрированный урок, урок – путешествие, урок-викторина, практические и лабораторные работы). Экскурсии на производство.Экран работы учащихся.
Исследовательский метод. Применение ИКТ.
Педагогический процесс (межпредметные связи) Использование педагогами в учебной деятельности разнообразных видов работ с учащимися, направленных на формирование у них трудовых умений и навыков. Интерактивные методы обучения: работа в группах, в парах. Творческие работы, проектная деятельность.
Подготовка к выставкам творческих работ. Кружковая работа.
Тематические недели Расширенная информация об определённом направлении трудовой деятельности. Тематические конкурсы. Экскурсии, акции. Выпуск стенгазет, плакатов, рисунков.
Праздник труда
(проведение поэтапно в течение двух месяцев) Профориентационная работа. Формирование знаний и представлений о труде направленное на формирование положительной мотивации к труду. Выставка творческих работ, соревновательный метод, показательные выступления, коллективные проекты.
Волонтёрское движение Создание трудовых объединений. Развитие умения работать в коллективе. Разнообразные акции, трудовой десант, экологический десант.
Внеклассные трудовые объединения Развитие творческих способностей, развитие умения работать в коллективе.
Формирование теоретических и практических умений и навыков. Кружковая работа, подготовка к выставкам, коллективные и индивидуальные творческие проекты.
Информационно-просветительская работа Профориентация учащихся.
Вузов средних .Приглашение педагогов профессиональных училищ.
Комплексная информация о профессиях, о людях труда. Акция, выпуск плаката, стенгазета, конкурс рисунков, викторина, Беседы с людьми занятыми на производстве.
Индивидуальная работа Подготовка к творческим конкурсам, выставкам. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. Дополнительные занятия, консультации, индивидуальные проекты.
Показатели освоения программы
Базовый уровень:
-сформированность трудовых умений и навыков;
-сформированность положительной мотивации к труду;
-сформированность умений и навыков к самостоятельному труду;
- высокая творческая активность.
Уровень ниже базового:
-недостаточная сформированность трудовых умений и навыков;
-недостаточная сформированность умений и навыков к самостоятельному труду;
-недостаточная сформированность умений и навыков к самостоятельному труду;
- отсутствие творческой активности.
Для успешного осуществления программы предложены следующие методические рекомендации
В обучении:
Формировать содержание программ трудового обучения таким образом, чтобы оно максимально подходило как к особенностям детей, так и к условиям их текущей и предполагаемой будущей жизни;
Включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и жизненной необходимости в содержании материала уроков;
Использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивацию к учению.
В воспитании:
Использовать каждую ситуацию обучения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного) поведения в жизненных ситуациях;
Включать в содержание учебных программ отработку правильного поведения в социально-ролевых взаимодействиях;
Обучать точному соблюдению принятых правил в общественных местах, в том числе и школе, в мастерских, на уроках;
Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации.
Ресурсное обеспечение программы
Организационно-управленческое:
Директор школы: Ахметзянов В.Г
Заместитель директора по учебной части: Ахметзянова Б.Т
Учителя технологии:
Абзалов Р.Ш Каюмов Р.Б, Хисамутдинова Г.А., Хисматуллина З.Х.
Интеллектуально-профессиональное:
Учителя технологии, трудового обучения, информатики, социально-бытовой
ориентировки, классные руководители, предметники.
Методико-технологическое:
Арсенал методического кабинета, библиотеки, компьютерного класса, интернет-
ресурсы.
Материально-техническая база:
Столярная мастерская
Кабинет обслуживающего труда
Пришкольный участок
Компьютерный класс
Школьная пасека
Все объекты укомплектованы современным оборудованием.
Список литературы:
Бобровская А. Н. Использование проектной деятельности на уроках технологии. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта. – М.: Аркти, 2003.
Результаты реализации программы
Виды труда, выполняемые учащимися для благоустройства и развития школы
Направления трудовой деятельности Виды труда
Столярное дело Ремонт школьной мебели (парты, стулья).
Изготовление кухонного инвентаря для школьной столовой, кабинета СБО (разделочные доски, скалки, деревянные лопатки, веселки).
Изготовление инвентаря для техперсонала (швабры).
Изготовление хозяйственного инвентаря (черенки, топорища, ручки для молотка, плечики для одежды).
Изготовление спортивного инвентаря для спортплощадки (баскетбольные щиты, футбольные ворота).
Ремонт помещений школы (трудовые бригады).
Сувениры (кухонные наборы, игрушки).
Швейное дело Ремонт одежды.
Пошив постельного белья.
Пошив сценических костюмов.
Пошив атрибутов для украшения праздничных колонн (флаги, флажки).
Сувениры (набор прихваток, игольницы, мягкие игрушки).
Пошив спецодежды для школьной столовой.
Сельскохозяйственный труд Выращивание овощейдля школьной столовой: картофель, морковь, свёкла, лук, кабачки, капуста, огурцы, помидоры.Выращивание рассады овощных (капуста, лук, помидоры) и цветочно-декоративных культур (разнообразные).
Выращивание цветов (канны, каллы, гиппеаструм).
Консервирование овощей (капуста) для школьной столовой.
Выращивание плодовых деревьев (яблоня, вишня).
Из данных таблицы можно сделать вывод, что учащиеся школы вносят большой вклад в развитие школы. Силами школьников производится уборка овощей
Использование в образовательном процессе комплексной программы по трудовому обучению и воспитанию позволяет нашим выпускникам достичь значительного уровня социальной активности.
Информационная открытость образовательного учреждения
На школьном сайте (http://kenger-meneus.ucoz.ru/) представлена полная информация о системе трудового обучения и воспитания в образовательном учреждении.Педагоги школы принимают активное участие в работе республиканских конференций, семинаров. Распространяют инновационный опыт в сфере трудового обучения и воспитания.
Педагоги школы постоянно повышают профессиональный уровень, совершенствуют педагогическое мастерство.
В школе отработана система материального поощрения педагогических работников за достижения в конкурсах, проектах, выставках педагогов и их воспитанников.
На основании вышеизложенного, очевидно, что в образовательном учреждении созданы все условия для развития творческой деятельности педагогического коллектива и обучающихся воспитанников.