Доклад на тему Компетентностный подход в обучении математики


2505075-626110Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Доклад на тему:
«Компетентностный подход
в обучении математики»
Преподаватель математики
Мордасова О.В.
2015 год
Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей студентов.
Под ключевыми компетентностями понимается способность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
По результатам международного исследования (1999г.) большое число стран показало невысокие результаты уровня математической грамотности обучающихся 15 – летнего возраста (это касается и российских учащихся), что привлекло повышенное внимание в мире к проверке компетентности выпускников школ, лицеев, колледжей в области математики. Под грамотностью фактически понималась «функциональная грамотность» — «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Одной из главных целей обучения математике является подготовка обучающихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.
Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности - совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить обучающихся тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный человек сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:
1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.
6. Социально – трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
7. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Исходя из вышеперечисленного я хочу рассказать о той работе, которая позволяет мне отрабатывать на своих уроках приемы формирования данных компетенций.
Например, учебно – познавательная компетенция. Вот уже несколько лет подряд я использую новые методики и технологии, в последнее время меня заинтересовала технология «Педагогические мастерские». О том, как и на каких этапах урока данная технология способствует формированию определенных компетенций, можно проследить на примере обобщающего урока «Геометрия в моей профессии и ее влияние на комфортность жизни человека» по теме «Объемы тел».
Данная технология позволяет обучающимся, видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. (1)
Работа с цветными фотографиями деталей запасных частей для крана, холодильника, автомобиля; моделей автомобилей разных стран, аксессуаров; всевозможных построек зданий в виде шара, конуса или цилиндра у обучающихся вызывает ряд вопросов, в которых, они, должны быть хорошо осведомлены. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственные основы жизни человека, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль религии в жизни человека, их влияние на окружающий мир. (2)
Из опыта работы убедилась в большом значении организации самостоятельной работы на уроках. При самостоятельном изучении информационного материала, обучающиеся, овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из первоисточников, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, а также у них формируется умение отличать факты от домыслов, использование статистических и иных методов познания.
Поэтому на своих уроках для повышения мотивации обучающихся, я широко использую презентацию, учебники, информационные листы, раздаточный материал, готовые чертежи, для самостоятельной работы с предоставленным материалом. В данных случаях у них возрастает познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к учению. Поскольку познавательный интерес носит поисковый характер и у обучающихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами постоянно и активно ищут в дополнительных справочниках или в интернет ресурсах. При этом поисковая деятельность обучающегося совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных задач, задач практического содержания, где прослеживается связь не только с общеобразовательными предметами, но и предметами профессионального цикла. Например, рассматриваем понятие: 1) полного объёма цилиндра; 2) объем камеры сгорания; 3) рабочий объём цилиндра.
Задача: Найти полный объём цилиндр двигателя автомобиля, если объём сгорания 250 см3 4 диаметра поршня 100 мм. Ход поршня 150 мм. Определить марку автомобиля. (УАЗ-31-51)
Задача. Зная размеры кузовов различных марок машины, выяснить какой из них более вместителен.
Вопрос: Как можно определить без люфометра люфт рулевого колеса, т.е. угол поворота? Нормальный люфт не превышает 20°.
Задача: Рассчитайте, может ли башенный кран с наибольшей грузоподъемностью в 10 тонн поднимать блок- подушку фундамента формой прямоугольного параллелепипеда с размерами 500× 2800 ×750, если плотность бетона равна 1800кг/м3. Определите марку крана.
Задача: Определите ёмкость масляного бака насоса гидроусилителя автомобиля, если диаметр его 126 мм, а высота 140мм.
Задача: На сколько увеличится объем камеры сгорания двигателя, если диаметр поршня 10см, а ход поршня 9 см.
Накануне таких уроков я прошу студентов самостоятельно сформулировать по теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», я оцениваю самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа. В результате студенты четко представляют, что, когда и как они изучали. Кроме того, данный прием позволяет им понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала урока во всей теме.
Таким образом, давая обучающимся возможность внести свой вклад в поиски связей математики со спецдисциплинами профтехцикла, я не только побуждаю их работать творчески, упорнее, но и развиваю у них желательный склад ума (профессиональный), так как справедливы слова: « То, что вы были вынуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость». Г. Лихтенберг.
В итоге обучающиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя. При проведении уроков по данной технологии я убедилась, что данные уроки способствуют формированию ключевых компетенций.
При преподавании математики в профессиональном колледже возникает проблема:
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
У обучающихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Цель математического образования в профессиональном колледже состоит в том, что используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями студента с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Задачи математического образования в колледже :
Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари), передавать ее.
Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.
Вносить посильный вклад в достижение общего результата.
Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.
Прививать навыки самостоятельной творческой работы.
Учить грамотно использовать в речи математические термины.
Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Результативность математического образования в колледже:
Студенты используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в высших учебных заведениях.
Студенты осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
Студенты овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных.
У обучающихся формируется представление о математике, как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У обучающихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Естественно трудно провести современный урок без использования информационных технологий, и при формировании ключевых компетенций я уделяю должное внимание использованию ИКТ на уроках математики.
Таким образом, компетентностный подход в обучении математики предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать студенту. Его главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
Меняется мир непрерывно, неспешно,
Меняется все – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов!
П. Калита