Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс по курсу Риторика
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- давать оценку невежливому речевому поведению;
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
-определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста;
- находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
Коммуникативные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
II. Содержание курса
Цель риторики – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
-проблемно - ценностное общение.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); – речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Формы организации:
- занятие-диспут,
- практическая работа,
- беседа,
- конкурсы.
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И.,
Сорокина Г. И. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса.
2.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В. Книга для учителя. Уроки риторики в школе.-М –Баласс 2012
Учебно-методическое обеспечение для ученика:
1.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И., Сорокина Г. И. Учебник-тетрадь для 3 класса. в 2 частях. – М.: Баласс, 2014
III. Тематическое планирование
№ п/п Дата
Тема Форма организации
ОБЩЕНИЕ (17 часов)
1.1 Наука риторика, ее значение в жизни людей. Беседа
1.2 Речевые ситуации. Занятие-диспут
1.3 Твои речевые роли. (Повторение.) Занятие-диспут
1.4 Задачи общения. Беседа
1.5 Неподготовленная речь. Практическая работа
1.6 Подготовленная речь. Практическая работа
1.7 Приёмы подготовки. Беседа
1.8 Говорим подробно. Беседа
1.9 Говорим кратко. Беседа
1.10 Похвала (комплимент) Практическая работа
1.11 Слушаем, вдумываемся. Беседа
1.12 Слушаем по-разному. Беседа
1.13 Читаем учебные тексты. Беседа
1.14 Учимся писать, редактировать.
Практическая работа
1.15 Правка текста. Практическая работа
1.16 Что такое вежливость. Беседа
1.17 Добрые дела – добрые слова. Викторина
2.РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (17 часов)
2.1 Систематизация и обобщение знаний по теме «Тексты». Беседа
2.2 Диалог и монолог. Беседа
2.3 Пиши правильно. Конкурс
2.4 Произноси правильно.
Практическая работа
2.5 Употребляй слова правильно. Занятие-диспут
2.6 Пересказ.
Практическая работа
2.7 Выборочный пересказ.
Практическая работа
2.8 Цитата в пересказе. Практическая работа
2.9 Кратко о книге (аннотация).
Практическая работа
2.10 Структура устного и письменного поздравления. Занятие-праздник
2.11 Текст поздравления в соответствии с речевой ситуацией. Конкурс
2.12 Рассуждение, вывод в рассуждении. Беседа
2.13 Правило и цитата в доказательстве. Беседа
2.14 Сравни и скажи.
Практическая работа
2.15 Правила сравнения. Практическая работа
2.16 Структура сравнительных текстов. Беседа
2.17 Систематизация и обобщение знаний по теме « Текст. Речевые жанры» Беседа
ИТОГо: 34 часа