Конспект урока по литературному чтению на тему С. А. Есенин Черёмуха (3 класс)
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «В»
Тема: «Черёмуха» С.Есенин
Тип урока: комбинированный.
Цели: познакомить детей со стихотворением С.Есенина, развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях, формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнение, звукопись), воспитывать любовь к слову, к родной природе.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки;
Умение анализировать произведение;
Формирование открыто выражать свою позицию
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других;
Оформлять свои мысли в устной форме;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний;
Осуществлять анализ объектов;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Личностные:
Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям;
Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Предметные:
Учиться читать произведение со смыслом;
Анализировать и отвечать на поставленные вопросы.
Метапредметные:
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний;
Осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать речь других;
Оформлять свои мысли в устной форме.
Задачи:
воспитательные: воспитание трудолюбия, стремления к получению знаний;
развивающие: уметь определять идею произведения; развитие оценочных суждений; формировать положительное отношение к труду.
образовательные: дать представление об авторе и познакомить с произведением.
Основные понятия:
Межпредметные связи: Русский язык
Ресурсы:
основные: литература 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Клейманова, В.Г. Горецкий Школа России. «Просвещение» 2013г., презентация к уроку.
Организация пространства: фронтальная работа, самостоятельная работа.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
1. Организационный момент
- Здравствуйте дети, меня зовут Оксана Владимировна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Присаживайтесь.
- Приветствуют учителя, садятся за парты.
Регулятивные УУД:
Формирование способности к организации своей деятельности.
2. Актуализация раннее изученного
Что вы знаете о Александре Александровиче Блоке? (16 ноября 1880 - 07 августа 1921
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки. Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира.)
- Какие стихотворения Блока вы уже знаете?
- Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним стихотворением А.А. Блока, «Ворона». И сейчас я вам его прочту.
«Ворона» Александр Блок
Вот ворона на крыше покатойТак с зимы и осталась лохматойА уж в воздухе вешние звоны,Даже дух занялся у вороныВдруг запрыгала в бок глупым скоком,Вниз на землю глядит она боком:Что белеет под нежною травкой?Вот желтеют под серою лавкойПрошлогодние мокрые стружкиЭто все у вороны игрушки.И уж так-то ворона довольна,Что весна, и дышать ей привольно!..
- Как вы поняли, о каком времени года это стихотворение?
- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? Какой была зима, если ворона осталась лохматой?
- Как понять «дух занялся»?
- Почему ворона запрыгала глупым скоком, как ворона глядит?
- Что её заинтересовало?
- И что она там нашла?
- Почему ворона довольна?
- А теперь, вы попробуйте прочесть стихотворение выразительно.
- Ответы учащихся.
- Ветхая избушка, сны.
- Внимательно слушают стихотворение.
- В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.
-Здесь ему помогает слово лохматой. Ветряной, суровой.
- остановился, замер от удивления.
- она что-то увидела, с любопытством.
-Что-то блестящее, желтое.
- прошлогодние струшки, они для неё игрушки.
- потому что зима закончилась и пришла весна.
- выборочное чтение стихотворения.
Познавательные УУД:
Ориентировка в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя; оформление своих мыслей в устной форме.
Личностные УУД: открыто выражать свою позицию.
Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний; нахождение ответов в тексте; составление ответов на поставленные вопросы.
3. Изучение новой темы.
Вы такие молодцы! Мне очень понравилось как вы читали. Александр Александрович Блок был талантлив во всём, а также видел талант в других. Так он разглядел талант в юном поэте Сергее Александровиче Есенине. Вам знаком этот поэт ?
Это русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.
С.Есенин свои первые стихи написал в 9 лет. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.
- А теперь вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это..Черёмуха. О ней много сложено песен, стихотворений. С одним из них мы сегодня познакомимся.
- Я вам прочту стихотворение, а вы закройте глаза и представьте картину, попробуйте прочувствовать это прекрасное стихотворение.
«Черемуха» Сергей Есенин
Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом, у проталинки,В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черемуха душистаяРазвесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит.Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет.
- Поделимся своими впечатлениями. Какое настроение поэта вы почувствовали в этих словах? Поделитесь своими мыслями.
- Какие картины вы бы нарисовали, какие бы краски использовали? Почему?
- Ответы учащихся
- Слушают учителя.
- Слушаю учителя, представляют весну.
- Слушают чтение стихотворения.
- Радостное т. к. начинается весна, природа просыпается, всё радует поэта.
Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний, знание определений предоставленным учителем.
Коммуникативные УУД: слушание и понимание учителя; оформление своих мыслей в устной форме.
4. Дыхательная
Физкультминутка
Дыхательные упражнения.
а) И.п. – основная стойка, руки на затылке, локти вперёд. 1-2 – подняться на носки, отведя локти в сторону, медленный глубокий вдох через нос.3-4 – глубокий выдох через рот, возвращаясь в и. п.
б) «Гуси шипят» - И.п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс, 1-4 наклониться вперёд и вытянуть шею, произнести на удлинённом выдохе ш-ш-ш-ш.
- Выполняют дыхательную физкультминутку.
Коммуникативные УУД :сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий , сравнивать полученные результаты ,выслушивать партнера , корректно сообщать товарищу об ошибках.
5. Продолжение изучения новой темы. Словарная работа.
Перед тем как мы будем дальше работать над стихотворением, давайте разберем некоторые трудные слова.
Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда)
Зелень пряная (с острым ароматным запахом)
Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки
Вкрадчиво – осторожно, доверительно.
Под кручею – под обрывом.
А теперь прочтите стихотворение про себя.
Итак, какие художественные приёмы использует автор, чтобы мы смогли представить весеннюю картину, почувствовали и увидели краски, запахи, цвета, услышали звуки?
- Какие вы знаете приёмы художественной речи?(олицетворение, эпитеты, сравнение, метафора)
- Ребята, так для чего поэт использовал художественные приемы?
- Теперь, когда понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.
- Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо?(неторопливо, с любованием).
Выразительное чтение 2-3 учащихся, показывая интонацией настроение автора, свои чувства.
Это стихотворение о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.
- Чтобы мы смогли представить картину, столь милую его сердцу.
Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и обдумывание последующих действий в тексте.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь товарищей и учителя; договор с учителем о правилах поведения при чтении.
6. Итог урока. Рефлексия. Д.з.
- Как вы думаете, для чего написано это стихотворение? Что поэт хотел показать?
- С.Есенин любил родной край. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину.
Личностные УУД: самооценка
15