Рабочая программа внеурочной деятельности Риторика 1-4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Арсентьевская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района
РАССМОТРЕНО
на заседании МО протокол № 1
от 29.08.2014 г.
Рук. МО_____________ ПРИНЯТО
педагогическим советом протокол № 1 от 29.08.2014 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Арсентьевская СОШ»
_______А.Д.Чугулева
Приказ № 126 от 29.08.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Риторика
1-4 классы
2014-2015
Составитель: Пасечник Л.М.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Риторике» для 1-4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Арсентьевская СОШ» (новая редакция) утвержденной приказом № 126 от 29.08.2014 года, принятой педагогическим советом, протокол № 1 от 29.08.2014 года, авторской программы «Риторика» Т.А. Ладыженской.
Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики 2 часа в неделю, общий объём учебного времени составляет 70 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Содержание учебного предмета
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Тематическое планирование
Тема урока Кол-во часов Основные виды
учебной деятельности
ОБЩЕНИЕ
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.
4
Называть компоненты речевой ситуации
Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении
Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). 4 Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику
Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения
Особенности говорения.
Речевые отрезки и паузы.
4 Называть словесные и несловесные средства устной речи
Объяснять роль пауз, логических ударений
Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении
Демонстрировать уместное употребление несловесных средств
Успокоить, утешить словом.
Утешить – помочь, утешить – поддержать. 4 Называть этикетные формулы утешения
Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации
Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом
Какой я слушатель. 2 Оценивать себя как слушателя
Я – читатель. 2 Оценивать себя как читателя
ТЕКСТ
Типы текстов.
Яркие признаки текста.
Абзацные отступы, завершающий абзац.
6 Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев
Называть признаки текста
Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. 2 Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации ( Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения
Знаки вокруг нас, дорожные знаки.
Знаки-символы и знаки-копии. 4 Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни
Различать знаки-символы и знаки-копии
Называть языковые знаки
Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков
Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное
Опорные конспекты.
Составляем опорный конспект. 4 Описание – деловое и
художественное.
Вежливая оценка.
2
Различать описания разных стилей Реализовывать описания двух разных стилей
Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости
Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д.
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).
Во-первых, во-вторых, в-третьих …
Вступление и заключение.
6
Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Словарная статья.
4 Анализировать словарную статью
Реализовывать словарную статью к новым словам
Рассказ.
Хочу рассказать. 4 Анализировать типичную структуру рассказа
Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни
Служба новостей, что такое информация.
Газетная информация, факты, события и отношение к ним.
Информационные жанры: хроника, заметка.
Подпись под фотографией. 8 Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д.
ОБОБЩЕНИЕ
Говорю, пишу, читаю, слушаю.
Речевые жанры.
Этикетные жанры и слова вежливости.
Этикетные диалоги, речевые привычки.
10 Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности
Называть изученные речевые жанры
Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются
Называть этикетные речевые жанры
Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам
Оценивать свои речевые привычки
Формулировать правила эффективного общения
Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Детская риторика. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс; Ювента, 2012.
Речевые уроки. Книга для учителя начальных классов / Т.А. Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина и др/. – М. : Просвещение, 1994.
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Магнитная доска
Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате изучения курса «Риторика» учащиеся научатся:
-видеть разнообразие речевых ситуаций;
- определять виды общения;
- определять особенности употребления несловесных средств;
- определять основные виды речевой деятельности и их связь;
- использовать разные виды словарей;
-делать сжатый пересказ;
-определять типы текста, их особенности.
Получат возможность научиться:
-рассуждать используя доказательства: факты (научные, житейские), ссылки на авторитеты.
- выполнять описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
- рассказывать о памятных событиях своей жизни.
- делать подпись к фотографии.
-делать информационные заметки.
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.