Рабочая программа по дисциплине ОД.01.08 Русский язык по специальности 071501 Народное художественное творчество: Театральное творчество, Хореографическое творчество

ГОБУ СПО «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ


Р У С С К И Й
Я З Ы К







по специальности
51.02.01 Народное художественное творчество:
Театральное творчество,
Хореографическое творчество







Санкт-Петербург
2014


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), по специальности 51.02.01
Народное художественное творчество: Театральное творчество, Хореографическое творчество Рабочего учебного плана ЛОККиИ.

Организация-разработчик:
ГОБУ СПО «Ленинградский областной колледж культуры и искусств»




Разработчик:
Е.Б. Иванников, преподаватель русского языка и литературы ГОБУ СПО ЛОККиИ

Рабочая программа рекомендована методическим советом Ленинградского областного колледжа культуры и искусства.


Утверждена: «____» ___________ 2014г.



Зам. директора по учебной работе:
Агапитова М.А.

Председатель гуманитарной комиссии
Ветринская А.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . 4
1.2. Область применения программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.4. Перечень формируемых компетенций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . . . . . . .6
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины. . . . . . . . . ...7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. . . . . . 32
3.2. Информационное обеспечение обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3213 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
154. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 071501 Народное художественное творчество: Театральное творчество, Хореографическое творчество.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

ОД.01.08 Федеральный компонент среднего (полного) общего образования.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
о связи языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК)
ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):

Максимальная учебная нагрузка студента 140 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 93 часов,
- самостоятельная работа студента 47 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
140

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
93

в том числе:


лекции
23

лабораторные работы
*

практические занятия
68

контрольные работы
2

курсовая работа (если предусмотрена)
*

Самостоятельная работа студента (всего)
47

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (если предусмотрена)
*

подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ)
43

подготовка к промежуточной аттестации
2

Подготовка к экзамену
2

Итоговая аттестация экзамен в 3 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел I.
Общие понятия о русском языке




Тема 1.1.
Введение.
Содержание учебного материала:
Повторение изученного материала в школе.
Задачи дисциплины.
Основные требования курса.
1
1

Тема 1.2.
Язык и речь.
Содержание учебного материала:
Язык как система.
Основные единицы языка.
Понятие о национальном языке.
Понятие о литературном языке.
Понятие о литературной норме.
Типы нормы.
2
1


Самостоятельная работа:
Словари русского языка.
1


Тема 1.3.
Нормы русского правописания. Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм.
Содержание учебного материала:
Определение понятия «орфография».
Принципы русской орфографии: традиционный, фонетический и морфологический.
Типы и виды орфограмм: правописание гласных и согласных.
1
2


Самостоятельная работа:
Правописание сложных слов и частей речи.
1


1
2
3
4

Раздел II.
Правописание гласных.




Тема 2.1.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные
Содержание учебного материала:
Безударные гласные в корне проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.
Гласные о – а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать).
В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения.
0,5
1


Практическое занятие:
тест
0,5



Самостоятельная работа:
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю.
1


1
2
3
4

Тема 2.2.
Чередование гласных в корне
Содержание учебного материала:
В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о. Исключения: вы
·гарки, ъзгарь, пръгарь (специальные и диалектные слова).
В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а. Исключения: зорянка, зоревбть.
В корне кас- – кос- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а.
В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о.
В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о. Исключение: пулог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).
Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость». В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.
Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне». Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий». В корне рас- – рос- пишется а, если дальше следует согласная т (также перед щ); в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов и др.
В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а, перед ч – о. Исключения: скачук, скачэ.
В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о. Исключение: этварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-).
В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-.
0,5


2


Практическое занятие:
тест.
0,5



Самостоятельная работа:
В корнях -бер-, -бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-. Исключения: сочетать, сочетание.
1


1
2
3
4

Тема 2.3.
Гласные о-е(ё) после шипящих согласных ж, ч, ш, щ
Содержание учебного материала:
После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и. Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.
Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюль, Жюли и т. п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро и т. п.).
После шипящих под ударением в корне пишется е(ё), соответствующее в произношении звуку о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е; при отсутствии таких соотношений пишется о.
Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог.
Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг (последние сопоставляются с корнем жечь – жёг).
Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой «о».
0,5
2


Практическое занятие:
тест.
0,5



Самостоятельная работа:
В словах иноязычного происхождения возможно написание «о» после шипящих в безударном слоге.
1


1
2
3
4

Раздел III. Правописание согласных.




Тема 3.1.
Правописание двойных согласных
Содержание учебного материала:
Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними.
При наличии звукового чередования зг – зж, зд – зж пишется не двойное ж, а зж.
В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.
Двойное с пишется в слове ссора и однокоренных с ним. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной.
В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная.
В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются.
В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная.
Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной.
Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю.
С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилетант, импресарио, карикатура, катар, лилипут, нивелир, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.
0,5
2


Практическое занятие:
тест.
0,5



Самостоятельная работа:
В суффиксе –есс-а- пишутся два с (поэтесса, стюардесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (актриса, директриса).
В суффиксе -етта пишутся два т, например: ариетта, оперетта, симфониетта.
1


1
2
3
4

Раздел IV.
Правописание букв в различных морфемах.




Тема 4.1.
Правописание приставок: буквы «и» и «ы» после приставок; пре и при
Содержание учебного материала:
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы в соответствии с произношением.
Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова.
В слове взимать пишется и согласно произношению.
После приставок меж- и сверх- сохраняется и, так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы.
Сохраняется и после иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-.
Приставка пре- придает словам:
а) значение высокой степени качества или действия (можно заменить приставку словами «очень», «весьма».
б) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-).
Приставка при- придает словам следующие значения:
а) пространственной близости, смежности.
б) прибавления, приближения, присоединения.
в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок.
г) доведения действия до конца.
д) совершения действия в чьих-либо интересах.
0,5
2


Практическое занятие:
тест.
0,5



Самостоятельная работа:
Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-: пребывать – прибывать, предать – придать, предел – придел, преемник – приёмник, восприемник, презирать – призирать, преклонить – приклонить, преступить – приступить, претворить – притворить, преуменьшать – приуменьшать, преходящий – приходящий и др.
1


1
2
3
4

Тема 4.2.
Правописание «н» и «нн» в суффиксах различных частей речи
Содержание учебного материала:
В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишутся два н; как правило, эти причастия имеют при себе приставки или пояснительные слова. При отсутствии приставок или пояснительных слов обычно образуются имена прилагательные, в которых пишется одно н.
Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выяснение вопроса о написании нн – н) иногда производится не по формальному признаку, а по смысловому значению.
При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова.
Не влияет на написание отглагольных прилагательных наличие приставки –не.
Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов.
Два н пишутся в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида.
С двумя н пишутся приставочные образования, даже если они имеют значение имени прилагательного.
С двумя н пишутся прилагательные глагольного происхождения на -ованный, -ёванный.
В прилагательных кованый и жёваный сочетания -ов- и -ёв- входят в состав корня, а не суффикса.
В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется два н или одно н в соответствии с производящей основой.
В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется одно н, в кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание двух н.
Некоторые отглагольные прилагательные пишутся в полной форме с двумя н, а в краткой – с одним н, подобно причастиям, с которыми их сближает наличие приставки и значение вида.
0,5
2


Практическое занятие:
тест.
0,5



Самостоятельная работа:
В некоторых именах прилагательных допускается двоякое написание в краткой форме в зависимости от значения и конструкции.
1


1
2
3
4

Тема 4.3.
Правописание частиц
Содержание учебного материала:
Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно.
Правило не распространяется на те случаи, когда указанные частицы входят в состав цельных слов.
Раздельно пишутся частицы ведь, вот, мол и некоторые другие.
Пишутся через дефис частицы -то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, -тка, -тко,
Частица -то присоединяется дефисом к местоимениям и наречиям не только для выражения неопределенности, но и для придания им оттенка эмоциональности.
Пишется также через дефис слово как-то перед перечислением однородных членов предложения.
Если частица -то попадает в середину сложного слова, часть которого соединяется дефисом, то дефис пишется только перед частицей, а после нее опускается.
Частица кое-(кой-), оторванная от местоимения предлогом, пишется отдельно.
Частица -таки пишется через дефис:
а) после наречий.
б) после частиц.
в) после глаголов.
В остальных случаях -таки пишется отдельно.
Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается.
Правописание не с именами существительными.
Правописание не с именами прилагательными.
Правописание не с именами числительными.
Правописание не с местоимениями.
Правописание не с глаголами.
Правописание не с причастиями.
Правописание не с наречиями.
0,5
2


Контрольная работа:
Диктант на знания основных орфографических правил.
0,5



Самостоятельная работа:
Правописание частицы «ни».
1


1
2
3
4

Раздел V.
Нормы пунктуации.




Тема 5.1.
Знаки препинания в простом предложении; однородные члены предложения
Содержание учебного материала:
Однородные члены, не соединенные союзами.
Однородные и неоднородные определения.
Однородные и неоднородные приложения.
Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами.
Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами.
Однородные члены, соединенные парными союзами.
1
1


Практическое занятие:
Разбор предложений.
2



Самостоятельная работа:
Обобщающие слова при однородных членах.
1


Тема 5.2.
Знаки препинания в сложном предложении (бессоюзное, сложноподчиненное и сложносочиненное предложение)
Содержание учебного материала:
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1.1 Запятая в сложносочиненном предложении.
1.2 Точка с запятой в сложносочиненном предложении.
1.3 Тире в сложносочиненном предложении.
2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
2.1 Запятая между главным и придаточным предложениями.
2.2 Запятая при сложных подчинительных союзах.
2.3 Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
2.4 Запятая на стыке двух союзов.
2.5 Тире в сложноподчиненном предложении.
2.6 Двоеточие в сложноподчиненном предложении.
3. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
3.1 Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
3.2 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
3.3 Тире в бессоюзном сложном предложении.
2
2


Самостоятельная работа:
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении.
1



Контрольная работа:
Диктант на знания основных пунктуационных правил.
1



Подготовка к контрольной работе:
Повторение изученного материала по разделу «Нормы пунктуации».
1


1
2
3
4

Раздел VI.
Фонетика и орфоэпия.




Тема 6.1.
Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения
Содержание учебного материала:
Фонетика.
Гласные и согласные звуки.
Ударение.
Слог.
Звуковые законы в русском языке.
Орфоэпия.
Стили произношения.
Произношение безударных гласных звуков.
Произношение согласных звуков.
Особенности произношения иностранных слов.
Фонетические средства речевой выразительности.
Благозвучие речи.
Звукопись.
Звукоподражание.
3
2


Практическое занятие:
Расстановка ударений в словах.
3



Самостоятельная работа:
Как произносить имена и отчества.
Литературное ударение.
2


1
2
3
4

Раздел VII.
Лексика и фразеология.




Тема 7.1.
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.
Содержание учебного материала:
Лексическая система.
Лексико-семантическая система языка и ее специфика.
Лексико-семантическая группы (ЛСГ).
Семантическое поле как лексико-семантическая категория высшего порядка. Его природа и определение.
Гипонимия, ее логическая и лингвистическая природа.
Многозначность (полисемия), ее природа и определение. Асимметрия знака и значения в многозначном слове.
Фразеологические сращения.
Фразеологические единства.
Фразеологические сочетания.
3
2


Практическое занятие:
Работа со словарём.
3



Самостоятельная работа:
Типы полисемии по характеру языковой мотивированности, топологии и видам оппозиции.
2


1
2
3
4

Тема 7.2.
Лексические ошибки и их исправление.
Содержание учебного материала:
Речевые ошибки
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).
Неправильное употребление паронимов.
Лексическая сочетаемость.
Употребление синонимов.
Употребление омонимов.
Употребление многозначных слов.
Многословие.
Лексическая неполнота высказывания.
1
2


Практическое занятие:
Работа со словарём.
3



Самостоятельная работа:
Новые слова.
Устаревшие слова.
Слова иноязычного происхождения.
Диалектизмы.
Разговорные и просторечные слова.
Профессиональные жаргонизмы.
Клише и штампы.
2


Тема 7.3.
Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление
Содержание учебного материала:
Замена компонента фразеологического сочетания.
Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота.
Использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания.
Контаминация (смешение) двух оборотов.
Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма.
Нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами.
Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту.
1
2


Практическое занятие:
Работа со словарём
3



Самостоятельная работа:
Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота.
1


1
2
3
4

Раздел VIII. Словообразование.




Тема 8.1.
Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.
Содержание учебного материала:
Способы словообразования в русском языке.
Стилистическая оценка русского словообразования.
Выразительные возможности словообразования.
Экспрессивное словообразование в художественной речи.
Стилистическое переосмысление форм субъективной оценки в словоупотреблении.
1
2


Практическое занятие:
Морфемный разбор слов.
5



Самостоятельная работа:
Стилевая закреплённость словообразовательных средств.
1


Раздел IX.
Морфология.




Тема 9.1. Самостоятельные и служебные части.
Содержание учебного материала:
Самостоятельные части речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
Причастие.
Деепричастие.
Наречие.
Слова категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог.
Союзы.
Частицы.
Междометия, звукоподражательные слова.
2
2


Самостоятельная работа: Слова категории состояния.
Междометия, звукоподражательные слова.
1


1
2
3
4

Тема 9.2.
Нормативное употребление форм слов. Стилистика частей речи
Содержание учебного материала:
Стилистика имени существительного.
Место имени существительного в разных стилях речи.
Стилистическое использование имен существительных в художественной речи.
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного. Стилистическая характеристика категории рода. Стилистическая характеристика категории числа. Стилистическая характеристика вариантов падежных форм.
Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен существительных.
Стилистика имени прилагательного.
Место имени прилагательного в разных стилях речи.
Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи.
Стилистическая оценка разрядов имен прилагательных.
Стилистическое использование грамматических форм имен прилагательных.
Стилистическая оценка кратких прилагательных.
Стилистическая характеристика вариантных форм прилагательных.
Синонимия прилагательных и существительных в косвенных падежах.
Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных.
4
2


Самостоятельная работа:
1. Стилистика имени числительного.
1.1 Место имени числительного в разных стилях речи.
1.2 Стилистическое использование имен числительных в художественной речи.
1.3 Синонимия количественно-именных сочетаний.
1.4 Стилистическая характеристика вариантных форм имени числительного.
Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен числительных.
2


1
2
3
4

Тема 9.3. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм имен существительных, прилагательных, местоимений.
Содержание учебного материала:
Существительные конкретные и неконкретные (вещественные, собирательные, отвлеченные).
Существительные нарицательные и собственные.
Существительные одушевленные и неодушевленные.
Существительные общего рода.
Род существительных с размерно-оценочными суффиксами.
Род существительных, образованных словосложением.
Род несклоняемых существительных.
Род сложносокращенных слов (аббревиатур).
Родовые варианты.
Стилистическое использование категории рода.
Существительные, имеющие форму только единственного числа.
Существительные, имеющие форму только множественного числа.
Использование формы единственного числа существительных, изменяющихся по числам.
Использование формы множественного числа существительных, изменяющихся по числам.
Использование формы множественного числа существительных, не изменяющихся по числам.
Ошибочное употребление формы множественного числа существительных.
Склонение имен существительных.
Особенности в образовании падежных форм.
Особенности в образовании падежных форм в единственном числе некоторых групп существительных 2-го склонения.
Склонение существительных с первым компонентом пол (пол-).
Варианты падежных окончаний существительных разных склонений в единственном числе.
1-е склонение. Родительный падеж существительных мужского рода.
Предложный падеж существительных мужского рода.
2-е и 3-е склонение.
Особенности образования форм именительного падежа множественного числа отдельных групп имен существительных.
Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения.
Родительный падеж множественного числа. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа.
Варианты окончаний творительного падежа множественного числа.
Склонение собственных имен.

3
3

1
2
3
4


Качественные прилагательные.
Относительные прилагательные.
Притяжательные прилагательные.
Степени сравнения качественных прилагательных.
Значение и образование сравнительной и превосходной степени.
Стилистическая окраска и употребление степеней сравнения прилагательных.
Сравнительная степень.
Превосходная степень.
Образование краткой формы прилагательных.
Употребление кратких и полных прилагательных (стилистические, смысловые и конструктивно обусловленные различия между краткой и полной формой).
Употребление качественных, относительных и притяжательных прилагательных в современных текстах.
Переход других частей речи в прилагательные.
Переход прилагательных в существительные.




Практическое занятие:
Грамматический анализ форм существительных, прилагательных и местоимений: определение рода, числа, падежа, склонения (если есть).
3



Самостоятельная работа:
3.1 Личные местоимения.
3.2 Грамматическая противопоставленность личных местоимений как средство повышения выразительности речи.
3.3 Притяжательные местоимения.
3.4 Указательные местоимения.
3.5 Определительные местоимения.
Неопределенные местоимения.
3


1
2
3
4

Тема 9.4.
Ошибки в образовании и правописании глаголов, причастий и деепричастий, наречий, предлогов.
Склонение числительных.
Содержание учебного материала:
При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе.
При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч.
При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-.
При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе.
Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.
1
3


Самостоятельная работа:
Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву.
В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т-.

2



Практическое занятие: Грамматический анализ форм глаголов, причастий, деепричастий, наречий и числительных.
4



Подготовка к контрольной работе: повторение раздела «Морфология»
1



Контрольная работа:
Диктант на знание правописаний знаменательных и служебных частей речи.
1


1
2
3
4

Раздел X.
Синтаксис.




Тема 10.1.
Синтаксис как раздел науки о языке.
Содержание учебного материала:
Предмет синтаксиса.
Система синтаксических единиц.
Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.
Грамматические значения синтаксических единиц.
Синтаксис в системе языка.
2
1


Самостоятельная работа:
Синтаксические связи и отношения.
1


Тема 10.2.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, единое синтаксическое целое.
Содержание учебного материала:
Понятие «словосочетание».
Понятие «предложение».
Понятие «единое синтаксическое целое».
2
2


Самостоятельная работа:
Понятие «текст».
1


Тема 10.3. Словосочетание и его типология.
Содержание учебного материала:
Синтаксически свободные и несвободные словосочетания.
Простые и сложные словосочетания.
Глагольные, именные и наречные словосочетания.
Определительные, объектные и обстоятельственные словосочетания.
2
2


Самостоятельная работа:
Словосочетания по типу связи: согласование, управление и примыкание.
1


Тема 10.4.
Простое предложение. Предикативность как основная грамматическая категория предложения.
Содержание учебного материала:
Общие сведения.
Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Двусоставные и односоставные предложения.
1
2


Практическая работа: тест
1



Самостоятельная работа:
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Восклицательные предложения.
1


1
2
3
4

Тема 10.5.
Типология простого предложения.
Содержание учебного материала:
Простое предложение. Строение двусоставного предложения.
Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего.
Типы сказуемого и способы его выражения.
Простое глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Именное сказуемое.
Сложное сказуемое.
Типы односоставных предложений.
Общие сведения. К истории вопроса.
Определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения.
Обобщенно-личные предложения.
Безличные предложения.
1
2


Практическая работа:
тест.
1



Самостоятельная работа:
Инфинитивные предложения.
Номинативные предложения.
Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями.
2


1
2
3
4

Тема 10.6
Однородность как грамматическое явление. Обособление второстепенных членов.
Содержание учебного материала:
Предложения с однородными членами.
Понятие об однородных членах.
Союзы при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения.
Однородные определения.
Неоднородные определения.
Согласование в предложениях с однородными членами.
Форма сказуемого при однородных подлежащих.
Согласование определений с определяемым словом.
Предлоги при однородных членах.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Предложения с обособленными членами.
Общие понятия.
Обособленные согласованные определения.
Обособленные несогласованные определения.
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями.
Обособление оборотов со значением включения, исключения, замещения.
Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.
1
3


Практическая работа:
Тест.
1



Самостоятельная работа:
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.
1


1
2
3
4

Тема 10.7
Грамматически не связанные с предложением конструкции.
Содержание учебного материала:
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.
Вводные слова и словосочетания.
Вводные предложения.
Вставные конструкции.
Обращение.
Понятие об обращении.
Способы выражения обращения.
Присоединительные конструкции.
Краткая история вопроса.
Сущность присоединения.
Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций.
1
3


Практическая работа:
Синтаксический разбор предложений.
1



Самостоятельная работа:
Союзные присоединительные конструкции.
Бессоюзные присоединительные конструкции.
1


Тема 10.8.
Актуальное членение предложения
Содержание учебного материала:
Синтаксическое и актуальное членение предложения.
Тема-рематическое членение.
1
3


Практическая работа:
Вычленение темы и ремы в предложениях и в тексте в целом.
1



Самостоятельная работа:
Виды тема-рематического членения.
1


1
2
3
4

Тема 10.9. Коммуникативные и стилистические особенности порядка слов в современном русском языке.
Содержание учебного материала:
Коммуникативное, синтаксическое и стилистическое значение порядка слов.
Место дополнения в предложении.
Место определения в предложении.
Место обстоятельств в предложении.
1



3


Практическая работа:
Полный синтаксический разбор предложений.
1



Самостоятельная работа:
Место подлежащего и сказуемого в простом предложении.

1


Тема 10.10.
Типология сложных предложений
Содержание учебного материала:
Понятие о сложном предложении.
Сочинение и подчинение в сложном предложении.
1
3


Практическая работа:
Составить сравнительную таблицу простого и сложного предложений на основе анализа текста.
1



Самостоятельная работа:
Средства выражения отношений между частями сложного предложения.
1


Тема 10.11.
Типы сложносочиненных предложений
Содержание учебного материала:
Структура сложносочиненных предложений.
Синтаксические отношения между частями сложносочиненных предложений.
1
3


Практическая работа:
тест
1



Самостоятельная работа:
Сложносочиненные предложения, выражающие присоединительные отношения.
1


1
2
3
4

Тема 10.12.
Основные группы придаточных предложений
Содержание учебного материала:
Общие сведения.
Краткая история вопроса о сложноподчиненном предложении.
Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью частей.
Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении.
Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью.
Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью уступительной.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной.
1
3


Практическая работа:
Тест.
1



Самостоятельная работа:
Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями.
Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями.
1


Тема 10.13.
Бессоюзное сложное предложение.
Содержание учебного материала:
Общие сведения.
Виды бессоюзных сложных предложений.
1
3


Практическая работа:
Синтаксический разбор текста с бессоюзными предложениями.
1



Самостоятельная работа:
История вопроса об выделении бессоюзных предложений как отдельного типа сложного предложения.
1


1
2
3
4

Тема 10.14.
Сложное синтаксическое целое.
Содержание учебного материала:
Сложные синтаксические конструкции.
Общие сведения.
Разновидности сложных синтаксических конструкций.
Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство).
Общие сведения.
Структурные особенности сложных синтаксических целых.

1
3


Контрольная работа:
Диктант по итогам изученного раздела «Синтаксис»
1



Подготовка к контрольной работе:
Повторение изученного материала по темам: простое и сложное предложение, обособленные, однородные и грамматически несвязанные члены предложения.
1


Тема 10.15.
Многочленное сложное предложение.
Содержание учебного материала:
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями.
Сложноподчиненные предложения с несколькими главными частями и одной придаточной.
1
3


Практическая работа:
Синтаксический разбор предложений.
1



Самостоятельная работа:
Период.
1


1
2
3
4

Тема 10.16.
Текст как высшее коммуникативно-синтаксическое единство.
Содержание учебного материала:
Абзац.
Общие сведения.
Абзац и сложное синтаксическое целое.
Абзац в диалогическом и монологическом тексте.
Прямая и косвенная речь.
Понятие о прямой и косвенной речи.
Прямая речь.
Косвенная речь.
1
3


Практическая работа:
Синтаксический разбор предложений.
1



Самостоятельная работа:
Несобственно-прямая речь.
1




Подготовка к экзамену
2


Всего:
140



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.

Оборудование учебного кабинета:
- стол и стул для преподавателя.
- столы и стулья для студентов;
- доска;
- орфографические, толковые, этимологический, словообразовательный , аспектные словари, словарь иностранных слов, фразеологический словарь;
- справочники по истории литературы;
- раздаточные материалы справочного характера;
- дидактические материалы;
- обучающие материалы для самостоятельной работы студентов.

Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, телевизор или экран для демонстрации мультимедийных материалов.




3.1. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классов. М., 2010.
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2008.
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. . Русский язык и культура речи. М,. 2011.
4. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи. Оникс, 2010.
5. Герасименко Н.А. Русский язык. М.: Академия, 2010.

Дополнительная литература:

1. Культура речи: нормы русского языка (Подготовимся к ЕГЭ). Екатеринбург,
2005.
2. Культура русской речи: учебник / отв.ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. М.,
2008.
3. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2004.
4..Ипполитова Н.А , Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи.
Практикум. М., 2006.
5. Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи.
под ред. В.Д.Черняк. СПб-М, 2006.
6. Руднев В.Н. русский язык и культура речи. Кнобус, 2012.
7. Лекант П.А. Русский язык и культура речи. Дрофа, 2009.
8. ЕГЭ: Русский язык. Контрольные измерительные материалы. 2010. М.-СПб,. 2010.
9. Данилевская Н.В., Дускаева Л.Р. Русская грамматика в таблицах и тестах. Пермь, 2007.
10. Карпова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Нормы русского языка в таблицах и тестах. Пермь, 2008.
11. Лазарева Н.В. Русский язык. Система подготовки к экзаменам (ЕГЭ). Практикум. СПб, 2004.



Интернет-ресурсы:

русскоязычные www.aport.ru, www.yandex.ru, www.rambler.ru,
англоязычная – www.yahoo.com.
www.gramma.ru
www.gramota.ru
Энциклопедии и словари – www.mega.km.ru, www.lib.ru, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


















4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, проектов.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины, итоговая аттестация проводится в форме экзамена в 3 семестре.

Текущий контроль проводится в форме разностороннего анализа текстов разных типов речи и функциональных стилей речи, выполнением практических заданий различного уровня сложности, отработкой и закреплением орфографических, пунктуационных навыков студентов, созданием текстов различных типов речи и функциональных стилей.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы контроля результатов обучения
Методы
Контроля
результатов обучения
Оценка результатов обучения

Освоенные умения:

- умение осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей,
- навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых языковых и речевых средств;
- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
- вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации

Усвоенные знания:

- знания о связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения.











Входной


Текущий


Промежу-точный



Итоговый

























































































Входной


Текущий


Промежуточный


Итоговый























-тестирование;
- экспертная оценка лингвистического анализа текстов разных типов и стилей речи;
- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы;
- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);
- оценивание проведенных исследований;
- участие в деловой игре, дискуссии
















































































- Анализ текстов разных типов речи и разных функци-ональных стилей с отработкой орфографических, пунктуационных, лексических, словообразовательных и грамматических умений и навыков,
- продуцирование текстов разных типов речи и функциональных стилей,
- рецензирование прочитанных текстов,
- отработка навыков конспектирования учебного материала по дисциплинам гуманитарного цикла,
- выработка навыков устного высказывания,
- тестирование с проверкой отдельных навыков по различным видам анализа текста,
- тренинги различных ситуаций с выработкой навыков речевого поведения в различных сферах и ситуациях,
- отработка навыков ведения дискуссии


Выставляет-ся в соот-ветствии с 5-балльной системой
































































































Выставляется в соответ-ствии с 5-балльной системой





























Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме анализа текстов из классических произведений: обоснование орфографических ошибок, морфологический разбор слов по составу, расстановка пунктуационных знаков препинания и определение синтаксических конструкций.












13PAGE \* MERGEFORMAT143315




Заголовок 1 Заголовок 2ўђ Заголовок 315