Статья Компетентностный подход как фактор повышения качества процесса обучения в начальных классах
Компетентностный подход как фактор повышения качества обучения учащихся
начальной школы
(Слайд 1)
Начальная школа десятилетиями продолжает оценивать младшего школьника на предмет соответствия его знаний требованиям стандарта, а не сформированности умений самостоятельных учебных и познавательных действий. Гораздо более ценными были бы умения удивляться и желания узнать самому, умение (и желание!) трудиться на уровне своих сил и своей скорости, а не по «команде» учителя и уметь применять свои знания, умения и навыки на практике. (Слайд 2)
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социумам (учебные заведения, семья, производство) нужны не всезнайки, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенций» и «компетентности». (Слайд 3)
Компетентность – это способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром. В ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир.
- Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач. (Слайд 4)
Следует отличать "компетенции" от "образовательных компетенций". Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие "взрослых" компетенций, и чтобы ему не готовится лишь к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.
Введение этих понятий в педагогическую практику средней школы потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.
Определение выпускника, владеющего компетенциями, т.е. тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию с формирования знаний, умения и навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций.
Иерархия компетенций. (Слайд 5) В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выделяют трехуровневую иерархию компетенций: (Слайд 6)
Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения;
Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
- Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурная компетенция. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
- Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках данной компетенции определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационная компетенция. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативная компетенция. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовая компетенция. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи). Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. (Слайд 7)
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Таблица 2.
Приоритетные отличия управления образовательным учреждением в контексте компетентностого подхода от традиционного подхода
Ключевые
характеристики
Компетентностный
подход
Традиционный
“знаниевый” подход
Цель системы образования
- создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;
- обновление структуры и содержания образования;
- формирование системы непрерывного образования
- формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство
Задачи системы образования
- обеспечение качества образовательных услуг;
- совершенствование технологий образования;
- повышение эффективности управления в сфере образования;
- совершенствование экономических механизмов в сфере образования
- обеспечение высокого уровня знаний;
- совершенствование структуры образования;
- подготовка молодежи к общественно полезному, производительному труду;
- воспитание активной жизненной позиции
Цели школьного образования
- научить учиться (определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать и др.);
- научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др;
- научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных и др);
- научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения;
- научить решать проблемы профессионального выбора;
- и другие
- сформировать основные знания, умения, навыки;
- совершенствовать идейно-политическое воспитание;
- формировать у учащихся сознательную дисциплину;
- повышать ответственность учащихся за качество учебы;
- содействовать нравственному и правовому воспитанию;
- организация общественно полезного, производительного труда
и другие.
Представления о путях формирования ценных ориентаций и личностных качеств обучающихся
- за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблем
- за счет приобретения основ знаний по предметам
Содержание образования
Представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем:
- обеспечение фундаментальных знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов;
- освоение разных видов деятельности;
- развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта
- увеличение объема изучаемого материала;
- издание новых учебников и учебных пособий;
- введение новых предметов в учебные планы;
Главные пути изменения содержания
интенсивный путь (предусматривает сопряжение программ, модульное обучение, дифференцированное образование, интерактивные формы обучения)
экстенсивный путь (предусматривает дробное предметное деление, увеличение программ)
Ориентиры
- развитие умений эффективно пользоваться знаниями;
- вариативность сроков обучения;
- индивидуальная траектория обучения
- накопление знаний;
- регламентированность сроков обучения;
- фронтальная форма обучения
Ожидаемые результаты
- формирование ключевых компетентностей;
- личностный рост обучающихся, педагогических и руководящих работников;
- обеспечение качественного образования;
- формирование каровой элиты
- формирование знаний, умений, навыков
Необходимо построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы главной его целью было формирование ключевых компетенций у младших школьников. Важной компетенцией учащихся начальных классов становится умение учиться. Формирование этого умения является задачей всех ступеней образования, однако в начальной школе должны быть заложены его основы. Среди умений учиться, можно выделить две важные составляющие: рефлексивные (чему учиться?) и поисковые действия (как учиться?) Именно в начальной школе начинается освоение опыта познавательной деятельности человека и формируется умение самому добывать знания. (Слайд 8)
Приоритетом начального общего образования становится формирование ключевых компетенций:
учебно-познавательной,
коммуникативной,
информационной,
лингвистической,
ценностно-смысловой.
Ребёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это происходит из-за того, что ученик не знает, зачем ему нужны эти знания и где они могут пригодиться, т.е. отсутствует мотив. А следовательно не возникает желания изучать новый материал. Задача учителя помочь ребенку определить для чего нужно изучать материал данного урока.
Дети сами формулируют тему урока, опираясь на содержание учебника. Затем проводится актуализация знаний, путём постановки вопросов: «Где в жизни вы встречались с этим объектом, явлением, приёмом и т.п.? Как вы думаете, где в жизни вам пригодятся эти знания?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, определяют круг своих знаний и «незнаний» и тем самым нацеливаются на самостоятельную познавательную деятельность. Удачным приёмом считаю давать задания, опирающиеся на жизненный опыт детей, которые на уроках можно использовать в качестве проблемной ситуации и для контроля уровня компетенций.
Таблица 3. Содержание работы по формированию у детей младшего школьного возраста компетентности на уроках русского языка
Компетенции
Темы и цели уроков,
объекты
Сущность заданий
Учебно – познавательная
Цель: привитие интереса к русскому языку.
Новый материал
Проблемный способ изложения новой темы: учитель создаёт такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребёнка.
«Обращение»
Напишите поздравительную открытку, письмо, записку другу или подруге.
«Правописание слога [цы] в корне и на конце слова»
Дождь смыл буквы на афише, попробуйте восстановить смытые буквы:
Ц_рк
Выступают:
ц_гане, птиц_, акробаты, ц_плёнок, певц_ и клоуны.
«Мягкий знак – обозначение женского рода имен существительных»
Вы - продавцы магазина. Напишите этикетки к игрушкам и книгам: мяч_, меч_, мыш_, обруч_, «Родная реч_».
Написание частицы не со словами, называющими действия
Вы директор школы, водитель автобуса, спасатель на лодочной станции, администратор театра – напишите правила поведения, состоящие из запретов.
Содержание работы по формированию у детей компетентности на уроках математики в начальных классах
Компетенция
Темы и цели уроков, математического объекта
Сущность заданий
Ценностно-смысловая.
Цель: осмысленная организация собственной деятельности.
Содержание новой темы.
Математическая цель урока, текст учебника.
Изучение новой темы.
Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинающихся со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», оценивается самый интересный.
Используя жизненный опыт ребенка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель.
Создание проблемной ситуации на уроке.
«Радиус и диаметр окружности»
Вам необходимо выбрать поддон для цветочного горшка. Диаметр горшка 6 сантиметров. Подойдёт ли вам поддон радиусом 2 сантиметра? А – 4 сантиметра?
«Периметр прямоугольника и квадрата»
Вам необходимо построить забор вокруг участка прямоугольной формы, размером 10м*15м. Сколько метров сетки-рабицы вы купите в магазине?
«Площадь прямоугольника»
Сегодня вам необходимо оклеить обоями стену. Высота этой стены 3м, а ширина 5м. Сколько метров обоев вам нужно купить?
«Окружность и круг»
Приведи примеры из жизни, что является кругом, а что окружностью?
Коза, привязанная на верёвке, вытоптала всю траву. Что надо сделать, что бы накормить её свежей травой?
«Разрядные слагаемые»
Когда в реальной жизни тебе приходилось считать, используя сумму разрядных слагаемых.
[Деньги: сотни, десятки, единицы]
(Слайд 9)
Определено древо компетенций, формируемых на уроках русского языка, и определены методы и приемы, способствующие их формированию. Опираясь на особенности психологических процессов у детей младшего школьного возраста (преобладание наглядно – образного мышления над абстрактным), я отвожу важнейшую роль в формировании предметной компетенции (владение орфографическими навыками) принципу предметности, используя схемы – таблицы с элементами моделирования.
(Слайд 10)
Орфограмму « Непроизносимые согласные» мы называем «Звук под шапкой – невидимкой» и наглядно на месте непроизносимого звука изображаем «шапку – невидимку». Детям становится и интересно, и вместе с тем понятно, что происходит со звуком при произношении слова. Чтобы звук «снял шапочку – невидимку», нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук ясно слышится.
Работа над орфограммой, с использованием опорных схем – таблиц с элементами моделирования, даёт возможность учителю наиболее доступным способом объяснить детям орфографическое правило и дифференцированно работать над ним. Часто в составлении схем - таблиц учащиеся принимают активное участие.
( Слайд 11)
На уроках русского языка на этапе актуализации знаний было решено проводить такие виды работы, как запись предложения с комментированным управлением (по методике С.М. Лысенковой). Каждую орфограмму обозначаем (по договоренности) сигнальным огоньком определенного цвета. Этот приём даёт возможность выработать такую компетенцию, как навык орфографической зоркости.
Ключевые компетенции формируются и при выполнении учениками таких видов заданий, как: моделирование схемы предложений за партой каждым ребёнком(Слайд 12) и у доски (Слайд 13), составление модели текста у доски (Слайд 14) и за партой (Слайд 15) и воссозданию формы изучаемой буквы. (Слайд 16)
Древо компетенций, формируемых на уроках литературного чтения (Слайд 17), представленное вашему вниманию в виде схемы.
Важной общепредметной компетенцией для учеников начальных классов является отбор и анализ информации.
(Слайд18)
На уроках литературного чтения, при анализе стихотворных произведений, работу по формированию литературоведческих понятий решено проводить при помощи схем – таблиц, которые схематично раскрывают смысл этих понятий.
Олицетворение – неживым предметам приписываются свойства живых предметов, они как бы «оживляются» (сосны спят; поёт зима, аукает). Это слова, помогающие нам представить неодушевлённый предмет, как живое существо, как человека. (завила кудри берёза, ручей поёт песенки).
Метафора – слова, употребленные в переносном значении (серебряный ручей, роса медвяная сияет в серебре).
Учебно – познавательная компетенция формируется и на уроках математики. (Слайд19) Схема общепредметных и предметных компетенций представлена на слайде.
Также на уроках математики происходит формирование информационной компетенции. (Слайд20) На схеме видно общепредметные и предметные компетенции.
Построение уроков в форме исследовательской работы способствует формированию у детей ряда ключевых компетенций.
Построение исследовательско - поисковой работы осуществляется по правилам «Четыре «Сами» (Слайд21) Учитель, используя жизненный опыт ребенка, помогает ученикам самим сформулировать проблему, цель, задачи урока и наметить пути решения проблемной ситуации.
На первом этапе детям сообщается тема урока и дается задание придумать вопросы по данной теме, на которые они хотели бы получить ответы. Лучшие вопросы записываются на доске. Сначала выясняется уровень знаний детей по теме урока, затем определяются проблемные вопросы и далее начинается исследовательская работа детей, нацеленная на разрешение противоречий между знаниями и не знаниями. Применение этого приёма позволяет заинтересовать самых пассивных и нелюбознательных детей. Глаза детей загораются огоньком любознательности, и начинается плодотворный исследовательский поиск ответов на поставленные вопросы. Знания, полученные таким путём, усваиваются прочно и, как показывает срезовый контроль, на практике используются умело. У учеников формируется ценностно–смысловая компетенция.
Важным качеством каждой личности и фактором успешности является коммуникативность. Поэтому формированию этой компетенции должно уделяться большое внимание.
(Слайд22) Древо коммуникативности учащихся начальных классов нам представляется таким образом.
Приобретение компетенций зависит от активности обучающихся. Исходя из данного положения, одним из важнейших путей решения задачи по овладению обучающимися ключевыми компетенциями видится в поиске и внедрении в учебный процесс методов интерактивного обучения (Слайд23): работа в парах и группах, проектная и исследовательская работа.
Компетентностный подход к организации процесса обучения является основой успешного овладения младшими школьниками программного материала и способствует формированию у учащихся ключевых компетенций.
Заголовок 1Заголовок 215