Компетентностный подход в обучении младших школьников
1. Компетенция (в переводе с лат.)- круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. В свете модернизации российского образования под понятием «компетенция» надо понимать – то, на что претендуют или то, что необходимо достичь.Термины «компетенция» и «компетентность» часто используют как синонимы. Но это неграмотно.
«Компетентность» определяет, что из желаемого достиг конкретный человек.Компетентность – мера освоения компетенции.
Основой массовой школы должен стать деятельностно - компетентностный подход, включающий развитие ключевых и предметных компетенций.Что такое компетентностный подход?
Компетентностный подход предполагает усвоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях прфессиональной, личной и общественной жизни.
Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых ситуациях.
Знание – это посох, который помогает идти дальше.
Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования.Теоретические знания должны перестать быть мёртвым грузом. Компетентностный подход заключается не в увеличении объёма информированности учащихся, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации.
Когда формируются компетентности?
1 . Если обучение носит деятельностный характер.Б.Шоу говорил: «Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность»Прежде чем перейти к обучению нужно задать компетенции в деятельностной форме.
Например: ( коммуникативные компетенции) уметь взаимодействовать с окружающими людьми, иметь навыки работы в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе и т.д.
Коммуникативные компетенции - качества личности, необходимые для достижения жизненного успеха.
Чтобы услышать мнение каждого ребёнка с 1 класса ввожу знаковое обозначение «согласие», «несогласие». Неоднократно задаю вопросы: «С чем не согласны?»
Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении
Поддерживаю все высказывания, обращаю своё внимание и внимание учеников на каждый ответ товарищей.
Т.е. педагог формируя данный вид компетентности, задаёт своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организует взаимодействие учащихся друг с другом.
2. Компетентностный подход предполагает ориентацию учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского характера.
3 . Компетентности формируются, если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
О создании атмосферы заинтересованности было сказано в докладе Светланы Владимировны.
Применяются такие технологии, как рефлексия, исследовательский, проблемный методы, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение.Явление рефлексии состоит в том, что субъект познания сам для себя становится объектом познания.
Условием успешного формирования самостоятельности учащихся является совместная выработка правил, алгоритмов, определений, инициирование детского поиска по решению задач. В совместной деятельности формируются рефлексивные и коммуникативные умения.
Развивающее обучение способствует тому, что ребёнок заинтересован в самоизменении и способен к нему.
Способом фиксирования индивидуальных достижений школьника является ведение портфолио ученика.
У меня в классе портфолио классический:*Портрет
*Коллектор*Рабочие материалы*ДостиженияВ основе структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:-овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной активности
-воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умение организовывать и оценивать учебную деятельность.
Усиление практической направленности школьного образования.
(через деловые, имитационные игры, творческие встречи, круглые столы)
5 . Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.
Ещё Дистервег говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»
А для этого хороший учитель должен сам обладать педагогической компетентностью, т.е. быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим человеком. Он должен постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, быть культурным и привлекательным.