«Компетентностный подход на уроках обществознания и географии»
Компетентностный подход на уроках обществознания и географии
Развитие компетентностного подхода в образовании является одной из зон научных и практических поисков, связанных с задачей модернизации содержания среднего образования в России.
В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность . Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Основным для компетентностного подхода является новое в отечественной педагогике понятие «компетенция».
Компетенция готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция этот готовность действовать в ситуации неопределенности.
Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные.
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.
Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных ключевых компетенций:
информационная компетенция готовность к работе с информацией;
коммуникативная компетенция готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
кооперативная компетенция готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
проблемная компетенция готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих.
Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Учебная деятельность, в основе которой лежит компетентностный подход, приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.
Все компетенции имеют над или межпредметный характер. Так, «владеть коммуникативной компетенцией» не означает «владеть родным языком», так как «знать язык и уметь на нем грамотно говорить и писать» не то же самое, что «быть готовым к разрешению разнообразных проблемных ситуаций в общении». Поэтому коммуникативная компетенция развивается не только средствами предмета родной язык, но и на уроках литературы, иностранного языка, на уроках по другим предметам, где требуется устная и письменная речь учащегося в различных жанрах, во внеурочной проектной и исследовательской деятельности, в жизни классного коллектива, а также посредством самообразования и (стихийно) в множестве жизненных ситуаций.
Предметных ключевых компетенций не существует. Существуют предметные знания, умения и навыки, которые могут быть эффективно использованы на практике только в том случае, если человек обладает необходимым набором различных компетенций.
Некоторые базовые компетенции имеют предметную направленность (они так и называются предметные). Но, в отличие от учебных предметов, они имеют не научно-знаниевое , а деятельностно-практическое содержание и включают особые специально-предметные навыки. Основа предметных компетенций готовность к преобразовательной деятельности с теми или иными предметами. Например, математическая предметная компетенция готовность к проведению вычислений прикладного характера (на западе ее иногда на называют «прикладная статистика»). Такого рода базовые компетенции начинают формироваться в условиях профильного обучения на старшей ступени общего образования и затем развиваются в системе профессионального образования, где над ними «надстраиваются» более узкие функциональные компетенции.
Не все учебные предметы с одинаковым успехом можно трансформировать в рамках формирования компетенций. С этой позиции предметы «Обществознание» и «География» очень мобильные и изначально их характер определен как социально- значимый. Обществознание и география занимают приоритетное положение среди других учебных предметов наряду с правом, экономикой, экологией, технологией, информатикой, иностранными языками, ОБЖ, русским языком в деле формирования базовых компетенций. Основу содержания учебного материала предметов составляет изучение форм практической деятельности человека. Знание об обществе не может быть узко специфичным, оно сочетает в себе всю историю человеческого бытия, характера взаимоотношений, развития общества, экономики, государства и права. У учителя обществознания и географии существуют широкие возможности для формирования базовых компетенций школьников: подбор компетентностных форм и методов обучения, проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни обучающихся, организация внеурочной социальной практики по предметам.
Работа над курсом «Обществознание» начинается с серии уроков, направленных на формирование информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций и носящие общий характер.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные компетенции школьников, как:
извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
исследование различных вариантов решения проблемных задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
планирование действий и времени;
оценка результатов своей деятельности и т.д.
В дальнейшем, в старших классах, происходит обучение приемам на более высоком уровне, так, чтобы ребенок смог действовать в ситуации неопределенности.
Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков.
В дальнейшем, на занятиях, активно тренируются, отрабатываются полученные умения. Каждую тему учебного курса целесообразно заканчивать групповым проектом ( например, « Мировые экономические системы», « Глобальные и частные проблемы современности»), индивидуальным рефератом, публичной лекцией. На различных этапах занятия, ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания. Например, в то время, когда учитель вводит новые понятия и термины, ученики выполняют задание «Стрелками укажи связи между терминами и определениями» .
В международном исследовании образовательных достижений обучающихся RISA , с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, но не означает, однако, что наши школьники мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку. Российская школа, верная советским традициям, наполняет головы своих учеников большим количеством информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые водные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. А между тем будущему гражданину недостаточно только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному старению.
Проектная деятельность уже в процессе учебы дает школьникам возможность, наряду с безусловно важными теоретическими познаниями, освоить особое умение – приобретать новые умения и добывать знания. Это умение остается у будущих выпускников, абитуриентов, студентов, молодых специалистов, профессионалов различных областей деятельности через многие годы после школьной учебы, когда конкретные знания из различных дисциплин, может быть забудутся. Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах.
Метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип «обучения посредством деятельности», рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. Я считаю, что в основе этого метода лежит не информационной подход, орие
·нтированный на развитие памяти у учащихся, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию и т.п.), необходимых для исследовательской деятельности.
На наш взгляд, образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: создания у обучающихся образа цельного знания;
соединения усилий разных учителей для синтеза этого знания;
повышения мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний;
изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуаций);
рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у школьников: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации; желание делать свою работу качественно.
Участие в проектировании развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки (в том числе и участие в групповой работе), способность к самоорганизации различных позиций; способность ориентироваться в информационном пространстве (отбирать информацию из различных источников, в том числе с использованием возможностей Интернета); умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Необходимо выделить этапы работы над проектом. Я выделяю три этапа.
На начальном этапе важной представляется выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности в целом и проектной в частности. Личностный интерес способствует осознанному подходу к выполняемому проекту. Подготовка к работе над проектом включает в себя определение руководителей и создание инициативной группы школьников; поиск и выбор проблемы среди спектра вопросов, требующих решения; определение темы с точки зрения ее необходимости, реальности (т.е. соизмеримости с уровнем возможностей исполнителей), актуальности, востребованности, значимости; формулирование цели и постановка конкретных задач проектирования; обсуждение методов реализации проекта и используемых средств; сбор необходимой для начала проектирования информации; макетирование или моделирование финального продукта; планирование предстоящей деятельности; формирование рабочих групп и определения задания для каждой; разработку критериев контроля. Принципиальным является коллективное обсуждение учащимися всех принимаемых решений на основе согласования их интересов (мозговой штурм, анализ первичных идей, выявление альтернатив, выбор оптимального варианта).
Поисковый этап предполагает сбор и анализ информации, полученной на основе наблюдений, данных экспериментов, личного опыта, взаимодействия с компетентными специалистами или сведений, содержащихся в печатных изданиях, архивах. Результаты обсуждают в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные же материалы готовят к защите. Успех проекта во многом зависит от оформления его макета или модели.
Итогом проектной деятельности является и защита ее финального продукта. Подготовка начинается с разработки сопроводительной документации и письменного отчета, а также устного выступления представителей микрогрупп и координаторов проекта на публичном его обсуждении. Одновременно пакет документов передается рецензентам и внешним экспертам для заключения. Остальные обучающиеся знакомятся с материалами из стендовой информации о проектной работе. Во время устной защиты, по форме напоминающей процедуру обсуждения научной работы, авторы представляют и обосновывают актуальность, значимость, новизну и логику своего проекта, отвечают на вопросы слушателей и замечания, содержащиеся в отзывах оппонентов. Однако работа над проектом не может считаться завершенной без анализа самими учащимися (рефлексии) как стадий его подготовки, так и результатов публичной защиты.
Некоторые учебные проекты могут иметь и больше этапов, что определяется в каждом конкретном случае.
Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится учителю, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивает развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обучения.
Практика показывает, что если вдумчиво и внимательно работать с ребенком, то у любого можно выявить способности. Абсолютно все дети по-своему одарены, а наша основная задача состоит в том, чтобы помочь им раскрыть свои способности. Достижения – это результат деятельности, которая всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень воспитания. То, что ребенок делает с интересом, он постоянно совершенствует, реализует все новые замыслы, поэтому можно говорить о развитии деятельности. Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. Проектный метод как раз и выступает средством развития личности.
Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности обучающихся, актуальные для гражданского и обществоведческого образования:
умение извлекать пользу из опыта;
умение опрашивать окружающих;
умение критически относится к тому или иному аспекту общественного развития; умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
умение видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
умение сотрудничать в группе;
умение принимать решения – улаживать разногласия и конфликты;
умение разрабатывать и выполнять контракты;
умение принимать решение и прогнозировать его последствия;
умение нести ответственность.
Проект метод обучения, который успешно применяется в школе, отнимает довольно большое количество времени. Его реализация в рамках урока (мини проект) сама по себе является серьезной проблемой и может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.
На уроках также часто используется решение проблемных задач. Ученики не копируют готовые решения, а занимаются поиском алгоритма решения задач, а затем предлагают своё решение, с опорой на социальный опыт.
Наиболее распространенной формой учебного занятия по обществознанию является групповая работа. Она позволяет в значительной степени повысить успешность школьника, дает возможность приобрести новые знания и умения в процессе общения с товарищами, на практике их применить.
К окончанию учебного года обучающимся также можно предложить задание сформировать свое ученическое портфолио( в том числе по истории и обществознанию) и представить его на уроке.
К концу учебного года удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Изучение обществознания на ступени среднего (полного) общего образования направлено на развитие личности в ответственный период взросления подростка, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе исторической, экономической и правовой) информации и определения собственной позиции, развитие нравственной и правовой культуры. Для формирования социальных компетенций личности необходимо накопление опыта применения исторических и обществоведческих знаний.
Реализация задач, поставленных Программой модернизации российского образования весьма сложное дело, требующее наличие собственной педагогической профессиональной компетентности.
Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы у обучающихся формировалось критическое мышление по отношению к изученным событиям и явлениям, а также возникла потребность в собственной оценке происходящего.
Формы организации труда и технологии обучения должны быть разнообразными, чтобы стимулировать учеников к активной деятельности, давать им возможность для самореализации, а также воспитания таких качеств, как конструктивность, толерантность, гражданственность, ответственность.
В конечном итоге, нужно сформировать у обучающихся ключевые компетенции в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.
Литература:
Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
ИвановД.А. Компетентности и компетентностный поход в современном образовании. Библиотечка « Первого сентября». М. 2007
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002 №31.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. – М.:Новая школа,2003.
Сергеев И.С., В.И. Блинов Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности( практическое пособие)М. АРКТИ, 2007 год.
15