Компетентностный подход в обучении
Компетентностный подход в обучении
Ахметова А.Т. Караобинская СШ
Актогайский район
Образование – это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.
Д. ХиббенПонятие компетентность давно используется в психологической и педагогической литературе, но повышенный интерес к нему появился лишь в последнее время. Данный вопрос представляет особый интерес в связи с проблемой детской одаренности. Во все времена образование актуализировало проблему прогноза развития одаренной личности. Обнаружился факт угасания одаренности после вступления детьми во взрослую жизнь. Дети же, которые не состояли в числе одаренных, добились больших результатов, нежели учащиеся, которые на протяжении длительного времени считались вундеркиндами. На сегодняшнем этапе умения преобладают над знаниями. Выпускники школы вынуждены жить в быстро меняющемся мире, а для этого нужно не только знать, но и уметь.
Единственный выход из сложившейся ситуации – изменение образовательной модели. Необходимо пересмотреть прежние принципы, перекроить отношения участников образовательного процесса, обновить его содержание и формы и применять новые критерии оценивания.
В силу современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, которое ориентировалось только на получение знаний – это ориентация на прошлое. В наш век прогресса и инноваций система образования должна формировать новые качества выпускника: инициативность, мобильность, динамизм, конструктивность и инновационность. Будущему профессионалу необходимо обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями, идти в ногу со временем. Выпускники школы должны уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, уметь работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения новых методов и форм работы. Необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность с целью формирования компетентностного выпускника.
Формирование коммуникативной компетенции обеспечивает и личностно-ориентированный подход при обучении русскому языку, разработку общих и частных вопросов обучения, решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.
Слово компетентность имеет латинские корни и происходит от – «competо», что переводится на русский язык как – «…добиваюсь, соответствую, подхожу». (Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохоров, изд. 2-е, - СПб, 2001 –с.557). Понятие компетентность тесно связано с другой дефиницией – «компетенция». Его толкование в Большом психологическом словаре представлено в двух вариантах:
Во-первых –круг полномочий, представленных законом, уставом или актом конкретному органу или должностному лицу;
Во-вторых – знания, опыт в той области (Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохоров, изд. 2-е, - СПб, 2001 –с.557). Существует понятие «формальная» компетенция и «реальная» компетенция. Например, человек, пишущий книги или проводящий научные исследования, сам может считать себя кем угодно, но общество признает его писателем или ученым (формально компетентным) только после обретения им определенных статусных характеристик. Это могут быть: диплом об окончании специального учебного заведения, членство в союзе писателей, ученая степень или другие формальные характеристики. Это пример «формальной» компетенции.
Ни для кого не секрет, что многие талантливее ученые-философы, получившие звания, престижные премии, награды часто получали дипломы физиков, математиков и т.д., а не учились на философских факультетах. Это им не помешало стать «реально компетентными». Это «реальная компетентность».
Мировая практика показывает также, что нередко оказывается более целесообразным доверять высшие посты управления непрофессионалам. Значительно выше ценится в этих условиях способность широкого взгляда на мир и разносторонняя подготовка, которая, как правило. Не совмещается с какой-либо узкой специальностью. Поэтому платой за должность управленца высокого уровня, как правило, становится утрата связи со своей профессией.
Воспитание компетентностного человека – главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Неслучайно государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.