Урок русского языка, 4 класс. Тема Активное речевое развитие в играх и игровых упражнениях
Урок русского языка, 4 класс.
Тема "Активное речевое развитие в играх и игровых упражнениях"
Цель: обобщить знания учащихся о частях речи (существительное, прилагательное), при помощи игр, игровых упражнений развивать речь, накапливать словарь, видеть красоту природы.
Оборудование: карточки, сочинения детей, кроссворд.
Пояснение: игра как эффективное средство закрепления и проверки знаний занимает прочное место на уроках. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Интерес вызывают зашифровки-загадки, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки, особенно эффективны кроссворды при закреплении материала - важнейших орфограмм начального курса русского языка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа учителя. Сегодня мы будем продолжать работать над большой темой, которая называется "Активное речевое развитие в играх и игровых упражнениях".
- Для чего нужна людям речь? /ответ детей: Речь нужна людям для того, чтобы сообщить друг другу о чем либо, или спросить о чем-нибудь. Речь состоит из предложений, а предложения из слов/.
- С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает интонации их голосов. Подрастая, человек учится говорить, а потом читать и писать на своем родном языке. Откройте тетради, запишем число, классная работа.
3. Словарная работа.
- Запишите словарные слова, в каждой теме по три слова. Темы "Школа", "Птицы", Животные", "Овощи", "Зимние месяцы".
- Проверяем, какие слова вы записали по темам (запись слов на доске с объяснением).
4. 1. Беседа о зиме. Работа над стихотворениями.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Как сказать на калмыцком языке? (үвл)
1) Вьюга злится за окном,
Белая береза
Вся окутана кругом
Инеем мороза.
2) Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей!
А с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
- Прочитайте стихотворения про себя.
- О каком времени года говорится в первом четверостишии? (о зиме)
- А во втором четверостишии? (о весне)
- Как вы догадались об этом?
- Теперь прочитаем эти чудесные стихи о зиме вслух выразительно и красиво 3 раза.
- Запишите это стихотворение в тетради по памяти.
- Проверьте, так ли вы написали, исправьте ошибки.
4.2. Чтение сочинений «Почему зиму называют волшебницей?».
- Домашним заданием было написать сочинение «Почему зиму называют волшебницей?». Сейчас мы послушаем несколько сочинений.
5. Физминутка.
6. Работа со словами.
- Какие части речи мы знаем?
- Что такое имя существительное?
- Что такое имя прилагательное?
- Что такое глагол?
- Образуйте от имени существительного прилагательное и глагол.
Смех – смешной, смешить
Зима – зимний, зимует
Ласка – ласковый, ласкает
7. Игра «Чей ряд быстрее».
- Проведем игру, в которой победит тот ряд, который быстрее напишет существительное и по окончанию напишет новое слово:
Мир
Река
Акула
Аист
8. Выполнение упражнения № 300 (стр.132).
Цвет: красный, …, …
Форма: круглый, …, …
Размер: большой, …, …
Вкус: кислый, …, …
Материал: деревянный, …, …
Качество: добрый, …, …
9. Кроссворд.
По горизонтали:
1. То он блин, то он – клин, ночью на небе один (месяц).
2. Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть мочи день-деньской (молоток).
3. Растет на грядке зеленая ветка, а на ней красные детки (помидоры)
По вертикали:
4. Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
5. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья, мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью (сапоги).
6. В лесу кланяется, придет домой, растянется (топор).
10. Работа над предложением.
Запись под диктовку предложения «В холодном воздухе носились белые пушинки». Определите и выделите имена существительное, прилагательное, глагол, какой падеж.
11. Игра «Подери слово».
- На доске нарисованы три варианта схемы слов. Самостоятельно подберите подходящие по составу слова.
1) корень, суффикс к, окончание а
2) корень, суффикс ок3) корень, суффикс н, окончание ий12. Подведение итогов урока. Выставление оценок.