Поурочное планирование урока по изобразительному искусству на тему«Красота человека. Женский образ» (4 класс)
Ф.И.О Ельшина Любовь Васильевна
Учебный предмет: «Изобразительное искусство. 4 класс».
Примерная рабочая программа «Изобразительное искусство 1-4 класс», авторская группа: Н.А Горяева, О.В. Островская, под руководством Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2012 г.
Учебник: Л.А.Неменская «Каждый народ – художник», под руководством Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2013г.
Тема четверти: «Истоки родного искусства».
Урок № 4.. Тема урока «Красота человека. Женский образ»
сентябрь
Цель
и задачи:
формирование понимания русская красавица как образ мягкой душевной силы нежности и величавости.
Образовательная:
характеризовать образ женской красоты как образ птицы счастья, которая ходит по земле, плывёт по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе;
понятие о сохранении традиций в ношении русского костюма. Символ крестьянского головного убора.
знакомиться с красотой русского народного костюма. Украшение его орнаментом
использовать выразительные средства для украшения костюма.
Воспитательная:
воспитывать в детях чувство восхищения красотой русской народной одежды;
воспитание патриотических чувств: гордости за русских мастеров, создавших неповторимое произведение архитектуры
воспитывать восприятие народного костюма как не просто одежда, а образная модель мира...
Развивающая:
развивать понимание роли Братьев-Мастеров в творческой работе;
Развивать умения и навыки изображения женского народного костюма
Тип урока комбинированный
Форма работы индивидуально-фронтальная.
Планируемые образовательные результаты Личностные:
формировать эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
умение организовать место занятий;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование мировоззрения детей, возможность обретения самостоятельных устремлений в понимании мира вокруг, в обретении смысла жизни.
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
Предметные:
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений искусства.
овладеваем навыками работы в технике работы гуашью и акварелью, навыками изображения фигур в разном положении или портрета в русском костюме.
Технологии Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, личностно-ориентационные
Музыкальный ряд: Музыка для фона, русская народная. Русская народная песня «В низенькой светёлке»
Литературный ряд: Стихи Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях.
Материал: Лист А4, карандаш, краски гуашевые, кисть.
Задание: Выполнение фигур человека в русской народной одежде, занятые трудом .
Оборудование Проектор, компьютер,
НДМ (наглядно-демонстративный материал) Репродукции картин Венецианова, Сурикова, Аргунова, К.Коровина, Константина Маковского, А. Шилова.
Основные понятия Кокошник, сарафан, кичка, сорока. Понёва, лапти, черевики, сенокос, пашня, жать, скородить.
«Красота человека. Женский образ».
План урока:
Организационный этап (2 минуты)
Мотивация (2 минуты)
Приобретение знаний. Просмотр презентации( 8 минут)
Физкультминутка (1 мин)
Переход к практической работе (3 минуты)
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Подведение итогов занятия (2 мин)
Рефлексия учебной деятельности (2 мин).
Ход урока
1.Организационный этап (2 минуты). Создание положительного эмоционального настроя обучающихся. Вступительное слово учителя. Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, готовность к уроку. Приветствуют учителя, готовят рабочее место. Личн.УУД: самоорганизация. Метапредм. УУД: организация своего рабочего места.
Регул. УУД: организация деят-ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы.
2. Мотивация (2 минуты). Определить тему и задачу урока. Создаётся проблемная ситуация. Показ слайда и наводящие вопросы. Посмотрев фото на фоне стихов, определите, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Метапредм. УУД. Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.
Слайд 1. Главной целью в проведении урока является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задаётся вопрос: - В этих произведениях раскрывается что? Ответом будет тема урока. Дети выдвигают свои версии.
Примерные ответы для угадывания темы урока:
- Женский образ
Русская красавица.
- Красота человека. Правильно. А точнее тема урока «Красота человека. Женский образ».
Надо отдать дань глубокого уважения художникам, которые сумели в своих произведениях рассказать о красоте женщин, девочек, девушек. С давних времён бытует выражение « русская красавица».
Чтение в учебнике со слов о женской красоте на стр. 35. Красота человека.
3. Приобретение знаний (8 минут) Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. Участие Братьев-Мастеров в создании художественного образа неродного русского костюма. Изучение материала в учебнике. Наблюдаем, сравниваем, анализируем. Помогает, контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения картин художников «Образ русской женщины». Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью художники писали картины с изображением женщины? Просмотр слайдов Рассматриваем картины художников. Анализируем, сравниваем Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем. Познавательные, развивающие технологии.
Слад 2.
Большое значение придавалось лицу как выражению души и характера.
Заглянуть в лицо человека, значит заглянуть ему в душу. Аргунов Иван Петрович «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Читаем в учебнике стр.36. В женщине видели начало жизни. Она – мать всей природы, всего мира.
В статности её движений, величии осанки сохранился древний образ праматери, которой поклонялись далёкие предки. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили её достоинство и душевную отзывчивость, теплоту.
Как вы думаете, можно ли применить к этому милому лицу выражение «русская красавица»? А, если можно, то почему?
- Художник здесь запечатлел доброту, скромность, приветливость.
- Молодцы ребята, хорошо сказали об этом замечательном женском образе. Действительно, художник изобразил милый, добрый и привлекательный образ.
Слайд 3. Благодаря картинам, выполненных русскими мастерами прошлых веков, мы узнаём как жили люди раньше до нашего времени, как они одевались. Венецианов Алексей Гаврилович. Образы крестьянок с орудиями труда в поле.
Слайд 4. Венецианов А.Г. «На пашне. Весна». Вот ещё один женский образ, выполненный русским художником начала 19 века Венециановым. Женщина, одетая в русский костюм. Наступила весна. Крестьянка вышла на работу. Очень красиво всё кругом. Освещённая яркими лучами весеннего солнца крестьянка, словно сама весна шагает босиком по тёплой весенней земле. Природа словно любуется её красотой. Посмотрите, в чём одета крестьянка?
- Белая рубашка, сарафан ярко-красный. Сарафан подвязан поясом с золотым шитьём. Красивый головной убор – кокошник.
- Молодцы, знаете старинную женскую одежду.
Что касается кокошника, он был закрытым даже со стороны затылка. В течении длительного времени у нас в России складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать свои волосы. С открытой головой могли ходить только девушки. Поэтому сорвать головной убор у замужней женщины считалось оскорблением.
Слайд 5. Картина «На жатве. Лето» еще один шедевр Алексея Гавриловича Венецианова, демонстрирующий многогранный талант выдающегося русского художника. Тема времен года объединяет это полотно с другой, не менее известной работой художника «На пашне. Весна». Малиновый сарафан жницы ярко выделяется на фоне золотистой ржи и неяркой зелени травы. Венецианов мастерски, используя цветовую палитру, создает картину жаркого летнего дня. Статичные горизонтальные линии: помост, на котором сидит крестьянка, поверхность ржи и уходящие к горизонту чередующиеся цветовые полосы усиливают впечатление погруженной в летнюю истому природы.
Слайд 6 и 7. А теперь посмотрим ещё женские образы, выполненные русскими художниками. Василий Суриков «Русская красавица»; Константин Маковский «За прялкой», «Русская красавица».
Слайд 8. На картине Константина Коровина «Северная идиллия» больше напоминает декорацию в театре. Здесь в картине изображён мощный контраст зеленого, красного и белого цветов. Это излюбленное в народе сочетание подчеркивает связь между национальным чувством красоты и природой. Фигуры нарядных девушек образуют выразительную группу на фоне “левитановского” пейзажа с пасмурным вечерним небом, низкорослыми северными деревцами. Поверхность травы на картине покрыта узорчатой сеткой ромашек. Пастушок играет на свирели, девушки погружены в звуки незатейливой задумчивой мелодии. Кажется, что и природа притихла, заслушавшись.
Слайд 9. Присмотритесь. Что же изображено на этом слайде?
Дети:
- Фрагмент картины «Северная идиллия» точь в точь созвучна реальной сцене людей в ярких русских костюмах.
Небольшой отдых. Физкультминутка.
Слайд 10.
Есть женщины в русских селеньях, С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Их разве слепой не заметит,
А, зрячий, о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Н. А. Некрасов.
Слайд 11. Женские образы в русских народных костюмах.
4.Физкультминутка (1 мин). Здоровьесберегающие технологии. Выполнение упражнений на движение. Учитель контролирует и помогает выполнению упражнений. Дети выполняют физические упражнения. Личн.УУД: самоорганизация Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….
5. Переход к практической работе (3 минуты). Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. Как будем изображать женский образ. Учитель показывает изображение фигуры человека в разных положениях сразу кистью. Внимание на пропорции. Метапр. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Предм. УУД: рисуем фигуру человека сразу кистью и краской в разных положениях. Можно нарисовать карандашом, а за тем – в цвете. Но напоминаем : на карандаш – не нажимать. В процессе работы делает пояснение, что голова к подбородку уже, а форма головы напоминает форму яйца.. Шея статная, высокая – признак женской красоты. Затем показывает губы, глаза, нос. Учитель подводит учеников к тому, что красота ещё будет достигаться благодаря цвету. Сарафаны носили яркие, красные, это символ красоты. У нас в Воронежской области девушки носили сарафаны чёрного цвета. Цвет этот соответствовал цвету земли.
Женщины же носили юбки в клетку - понёвы. Клетка – это участки земли, а полоски это дорожки между полями. А сверху рубашки и понёвы женщины носили запан. Одежда украшалась геометрическим узором: полоски, ромбики и др.
6. Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. Практическая работа. Рисуем человека: женский образ в народной русской одежде, идущей справа налево, слева - направо и прямо. Учитель контролирует работу учеников. Создаём образ русской женщины. Личност. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.
Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа женщины.
Предм. УУД. Умеем видеть образ в создаваемых формах. Фантазируем, представляем и создаём.
Слайд 12.Ребята. Только что вы были наблюдателями, а сейчас вам предстоит самим стать художниками и изобразить женский образ. Читаем задание на стр. 28 и 29.
Рисунок выполняем сразу кистью и красками без предварительного рисунка карандашом.
7. Подведение итогов занятия (2 мин). Анализируем работы. Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненной работе. Метапредм. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.
8. РЕФЛЕКСИЯ:
Сегодня на уроке: мы узнали
Открыли для себя,
Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя…
А теперь оцените наш урок и нашу работу с помощью смайликов. Если вам понравился урок, поднимите смайлики с улыбкой жёлтого цвета. Если не понравилось, то подняли синего цвета.
- Я вам желаю добра, любви и творческих удач!
К следующему уроку принести пластилин, стеки, дощечку. Спасибо за работу на уроке.