Устное народное творчесвоУстное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка в дошкольном возрасте.


Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики,  не в смене политической системы, а в разрушении   личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.   Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.   Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь    со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить,    разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.    Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.    А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство, литература – богатейший источник,  побудитель чувств специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).    Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые  встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного  чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой,  приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего  являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом  многообразии: потешки, частушки, загадки, считалки, перевертыши,  пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим  содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и  развития ребенка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Актуальность моей работы работы по этой теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника духовно-нравственного развития детей. Для начала я отобрали  и распределили фольклорный  материал с учетом возрастных возможностей детей. прищедших в дошкольную группу .Для детей этого возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности.  При этом мной используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.
Это и рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов, демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий, коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям сочинение стихов с родителями, игры-драматизации, игры-инсценировки, упражнения в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.При этом большую роль я уделяю выразительности  своей речи,  так как  интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.   Знакомство с народным творчеством для детей впервые пришедших в группу я начинаю с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить. С приходом в группу у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь нам приходят потешки.  Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Даю возможность рассмотреть, рассказываем о персонаже потешки, объясняем новые слова.  Мы  ставили перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Дети всей группой учаться двигаться,  говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могут передать характер персонажа, но с каким интересом относятся к нашему маленькому «театру». И в нем вскоре появились свои незаменимые артисты. По синю, морю корабль бежит, Серый волк на носу сидит, А медведь паруса крепит, Заюшка кораблик за веревку ведет, Лисичка из-за кустика хитро глядит - Как бы зайку украсть, - Как бы веревку сорвать. С помощью  потешки я учу своих воспитанников не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес» Приято   наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Также я заметили, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым,  заботу, нежность, веру в благополучное будущее Потешки я использую во всех режимных процессах . Правильно подобранная  потешка,  помогает мне устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, .вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными..  Например: При умывании потешки  Кран откройся, Нос умойся! Мойтесь сразу Оба глаза,  Хорошенько! Мойся шейка. Во время еды чтение потешки: Умница Катенька ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую, - способствует установлению  контакта с малышом, пробуждению  чувства симпатии к взрослым. Использую потешки как  пальчиковые игры: (поочерёдно загибаем пальчики) Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, Этот пальчик — Ванечка.  что  позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Ещё один вид малых форм  словесного народного творчества, который я использую в своей работе - это загадки.   Загадки – полезное упражнение для детского ума.  Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки мы  используем  на любом занятии, а также на прогулках , например,  зачем мы сегодня будем наблюдать: «Белая простыня Всю землю обошла»      (Облако) И зелен, и густ- На грядке вырос куст. Начали щипать – Стали плакать и  рыдать.  (Лук) Продолжая знакомить детей с домашними  животными,  загадывала такую загадку: «Посреди двора Стоит копна: Спереди -  вилы     Сзади -  метла                    ( корова) Вместо  хвостика,-  крючок, Вместо носа – пятачок. Пятачок дырявый, А крючок  вертлявый.                              (Поросенок) В старшей группе дети знакомятся с экзотическими животными Закрепляя о них знания  загадывала уже загадки- рифмовки: Вот зеленое бревно Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит …………..    (Крокодил ) Он ходит,  голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он…….. (Жираф)     Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Вместе с тем  загадки дают нам возможность вести беседы на нравственную тематику: «Как нужно заботиться о домашних питомцах», «Как не обижать наших братьев меньших».   Использую пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем во всех процессах воспитательной работы.    Например: Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации неаккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, применяем такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит»,  «Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды используем различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. Часто меткая пословица, сказанная в нужный момент, могла урезонить обидчика. Хорошего друга хвалили : « Друг познается в беде».  «Скучен день до вечера коли делать нечего» говорили о том , кто не может найти себе занятие. Призывали детей дружить: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Некоторые пословицы содержали в себе поучение,  выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть - играй, да дело знай»,  иногда  в форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да  бабушка» или « Люди с базара, а Назар на базар». Некоторые  поговорки  давали меткую характеристику человеку или его деятельности: «Наш пострел  везде поспел», «всё готово, да бестолково», «поспешишь - людей насмешишь». Дети легко запоминали пословицы и поговорки и использовали их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогали нам прививать  детям  нравственные нормы поведения, показывали им моральные эталоны. Помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств считалки - это истории,  придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере    развивают считалки. Чаще всего считалки используем при проведении подвижных игр на свежем воздухе. Требования считалки разнообразны и редко повторяются,  например: в считалке  «На золотом крыльце сидели Царь, Царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты такой Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей! Нужно правильно ответить на вопрос: «Кто ты такой» Есть считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний: Катилась торба С высокого горба; В этой торбе: Хлеб, пшеница С кем хочешь, С тем поделился. Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта!     Большое внимание мы уделяем  русской народной сказке, которая  помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей , потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам.  Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, мы используем образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Дети меня радостно приглашают сесть и, конечно же, с нетерпением ждут новой сказки. Слушая сказочный голос,  дети запоминают сказку, а потом пересказывают,  манипулируя игрушками, имитируя  мою интонацию. Стараюсь учить ребятишек находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, побуждали их к выразительности диалогов, используя при этом мимическую гимнастику («Фотография», «Веселая зарядка», Походка и настроение»), пособие «Угадай настроение». Под впечатлением услышанной сказки  у детей возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка, для этого  разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали  меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая,  а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая. В группе кратковременного пребывания для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества,  раскрытия своих творческих способностей, предлагаю  детям поиграть в сказку,  чтобы почувствовать себя ее героем, волшебником, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации, поэтому учим детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми, тем самым, помогая им реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подводим детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставим перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря этому у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Кроме того, предлагаю  детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: "Репка, репонька, вот какая крепенька" , «» Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. С помощью сказок мы формируем  у детей умения быть дружными  трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и  бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми  («Хаврошечка», «Царевна Лягушка»). Внедряю в свою работу народные игры, хороводы, привлекая внимание своих воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность. Не забываю про календарные праздники: предлагаю праздник проводы осени (покров )Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, я создала соответствующую развивающую среду в группе кратковременного пребывания. В интерьер группы включила ширма, пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров, фотографии. Родителями сшиты для детей элементы костюмов.  Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементам костюмов. Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств провожу вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, обучаю самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. Родителям даются рекомендации по  проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке,  изготавливают декорации и рекламки к драматизируемой сказке в группе, учат  ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею  вызываемые и т.д. Так же родители размножили нам раскраски по русским  сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивают их, воспроизводя при  этом содержание сказки, оформили книжки-малышки по загадкам, изготовили ширму для театрализованной деятельности. По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность  ребенка в жизни,  становление его как личности.