Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме «Холмогорский район в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945».


Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме «Холмогорский район в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945».
Разработала учитель истории
МБОУ «Кехотская СШ»
Жернакова Светлана Валерьевна.
Аннотация
В рамках реализации инновационных технологий в современном учебном процессе мною был разработан урок по общеобразовательным дисциплинам (учебная дисциплина «История») «Холмогорский район в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945»
Полученные на уроке знания по данной теме позволяют учащимся понять наиболее важные аспекты ситуации, сложившейся в нашем регионе в годы Великой Отечественной войны, которые наложили отпечаток на дальнейшее развитие Холмогорского района.
Цели урока успешно реализуются за счет применения инновационных технологий:
проблемное обучение;
исследовательский метод;
информационно – коммуникационная технология обучения.
Для эффективного формирования образовательных компетенций в ход урока включено использование компьютера.
Применяемые мультимедийные устройства обеспечивают интерес к уроку на всех его этапах и активизируют учебную деятельность учащихся. Мультимедийные средства позволяют преподавателю наиболее полно и наглядно раскрыть изучаемую тему.
Задания и материалы направлены на развитие творческого мышления учащихся. При распределении учебных заданий учитывались индивидуальные способности обучающихся.
Домашняя подготовка помогает овладению методами научного познания, формированию опыта исследовательской и творческой работы, что способствует росту мотивации изучения исторического материала и качеству его усвоения.
Используемые на уроке инновационные образовательные технологии направлены на повышение качества обучения, активизацию учебного процесса и деятельности обучающихся. Способствуют повышению уровня компетенций обучающихся, их творческих способностей и самостоятельности.
Тема урока: «Холмогорский район в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945»
Задачи урока:
формирование основных компетенций обучающихся;
дифференциация обучения - работа учащихся с заданиями повышенной трудности, выполнение нестандартных работ творческого характера, что позволяет обучающимся максимально реализовать и развить свои учебные возможности;
разработка наглядности через информатизацию учебного процесса.
Цели урока:
образовательная:
изучение обучающимися событий, освещающих роль Холмогорского района в годы Великой Отечественной войны
изучение значения роли ВКП (б) и других общественных организаций в годы войны; деятельности колхозов и промышленных предприятий Холмогорского района; а так же изучение роли школы и других просветительских учреждений ;развитие умения анализировать исторические факты;
способствование росту мотивации изучения исторического материала и качеству его усвоения.
развивающая:
активизация учебной деятельности обучающихся;
развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
развитие интереса обучающихся к самостоятельным исследованиям, посвященным российской истории;
формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;
развитие умения работать с дополнительным материалом.
воспитательная:
формирование чувств патриотизма и сопричастности к истории Отечества;
повышение уровня духовного развития учащихся.
План урока:
I. Общественно-политическая деятельность государственных и общественных организаций Холмогорского района в годы Великой Отечественной войны.
II. Экономика района в военные годы.
III. Образование и культура района в годы войны.
IV. Герои Советского Союза – жители Холмогорского района.
Тип урока: Урок изучения новой темы с элементами регионального компонента.
Методическое обеспечение:
Карта «Великая Отечественная война»
Мультимедийная презентация урока «Холмогорский район в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945»
Сочинения учащихся «Мой прадед воевал».
Мультимедийный проектор, экран, доска.
Атласы.
Интернет – ресурсы.
Структура урока:
Организация учащихся к уроку.
Изучение нового материала и организации самостоятельной работы учащихся по его осмыслению и усвоению.
Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Рефлексия
Подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки отдельным учащимся за работу в течение всего урока.
Ход урока:
I Организация учащихся к уроку. Вводное слово учителя:
«История Великой Отечественной войны была и остается весьма актуальной темой в отечественной историографии. Нет в России такой семьи, где бы не было жертв той войны. Уже поэтому эта тема священна для каждого россиянина. Об отношении к жертвам той войны свидетельствует недавно прошедшая акция «Бессмертный полк», которая показала, насколько трепетно относится население страны к истории минувшей войны.
Изучение истории Великой Отечественной войны открывает широкие возможности для воспитания патриотизма. На примере героев мы воспитываем патриотов, готовых в любой момент встать на защиту нашей Родины. А краеведческий аспект позволяет ближе и доступнее показать, какой вклад в победу внесли наши земляки.
Сохранение памяти о войне позволяет учесть уроки прошлого для сохранения мира в наше время и избежать войн в будущем».
II Изучение нового материала и организации самостоятельной работы учащихся по его осмыслению и усвоению
Преподаватель: постановка проблемного задания
Сообщения учащихся:
Общественно-политическая жизнь
На начало 1941 года в районе было 20 сельсоветов, население насчитывало 30151 человек.
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
В тот же день райком обратился к коммунистам района со следующим воззванием:
«В ответ на нападение германских фашистов-разбойников на нашу страну 22 июня сего года организуйте митинги и собрания рабочих, служащих и колхозников с разъяснением речи тов. Молотова, произнесенной по радио… о нападении фашистских разбойников на СССР.
Мобилизуйте трудящихся на успешное и организованное проведение хозяйственно-политических задач, на укрепление военной мощи нашей страны, на охрану социалистической собственности и борьбу с нарушителями государственной и трудовой дисциплины».
До вечера 23 июня было проведено 50 митингов и собраний, на которых присутствовали 5521 человек. До проведения мобилизации 72 мужчины и 10 девушек подали заявление о добровольном вступлении в ряды Красной армии.
Основными задачами райкома стали обучение населения района военному делу, изучение программ ПВХО, оказание помощи семьям красноармейцев, своевременное исполнение заказов фронта.
В первый месяц войны в район прибыло 613 человек эвакуированных.
Осенью 1941 года в ряды РККА выбыл из района зав. организационно-инструкторским отделом РК ВКП (б) Алексей Алексеевич Нохин. В связи с уходом коммунистов на фронт в районной парторганизации остался 271 человек, почти половина из них были женщины (123 человека).
В ноябре – декабре 1943 года было выпущено 46 стенных газет. В районе работали 21 изба-читальня, 5 клубов, 1 дом культуры, 5 библиотек, 1 музей, 3 красных уголка, 2 кинопередвижки (маршруты утверждал райком партии)
За 1944 год были призваны в армию 133 человека строевых военнообязанных; нестроевых, годных к физическому труду в промышленности – 42 человека; призыва 1926 года рождения – 25 человек; один офицер запаса, 7 женщин.
Инвалидов Отечественной войны к концу года в районе насчитывалось 393 человека, из них 69 человек нетрудоспособных. На курсах за год было обучено профессиям 29 инвалидов, в порядке ученичества на предприятиях и в мастерских – 23 инвалида.
За 1944 год инвалидам Отечественной войны была организована помощь: бесплатно выданы 365 кг картофеля, 210 кг овощей, 11,1 кг масла, 300 кг зерна; деньгами, как единовременная помощь, выдано 3250 рублей, подарками 90 штук разных личных вещей; отремонтировано 10 квартир; заготовлены и подвезены дрова и т. д.
ОСОАВИАХИМ и РОКК
Перед войной в нашем районе значительно улучшилась оборонная работа. Только в январе-феврале 1940 года 302 человека принято в члены осоавиахима, в колхозах появились 4 новых осоавиахимовских организации и 6 организаций РОКК.
Интерес к оборонной работе среди трудящихся района был огромный, они учились в кружках ПВХО, ГСО и других. За два месяца 146 человек сдали нормы на значок ПВХО первой ступени, и 90 человек – на значок ГСО. Свыше 100 человек с начала 1940 года сдали нормы по лыжам.
С первых дней войны вся работа ОСОАВИАХИМа была перестроена на военный лад. Первичные организации стали работать четче и организованнее, стали появляться и новые осоавиахимовские организации в колхозах им. Кирова (Кривецкий сельсовет), в Залывском, в колхозе «Трудовик» (Ракульский сельсовет) и в ряде других.
Это имело свои результаты. Население района сдало нормы на значок ГТО – Готов к труду и обороне, что означало, что на 90 % было подготовлено население района к ПХВО, около 700 членов Осоавиахима приняло участие в профсоюзно-комсомольском лыжном кроссе. Члены Осоавиахима принимали активное участие в помощи фронту. Были отправлены десятки подарков бойцам Красной армии, много средств собрано было в фонд обороны и на постройку танковой колонны.
В районе были созданы отряд противовоздушной, химической и санитарной обороны из 6 команд, 4 группы самозащиты. К 20 августа 1941 года были вырыты 53 шели, за 1941 год были подготовлены 154 инструктора ПВХО.
В июле 1942 года в Холмогорском подразделении всеобуча проходили занятия по стрельбе из мелкокалиберной винтовки.
В январе 1943 года успешно закончили 110-часовую программу бойцы при Бобровском лесопункте. За три с лишним месяца обучения они изучили и научились хорошо владеть в бою винтовкой, минометом, пулеметом, гранатой и лопатой.
По постановлению ЦК ВЛКСМ и секретариата ВЦСПС с 28 мая по 11 июня 1944 года проводился летний профсоюзно-комсомольский кросс.
Целью кросса было массовое привлечение трудящихся к военно-физической подготовке, к сдаче норм комплекса ГТО, а так же выявление лучших профсоюзных, комсомольских и физкультурных организаций в развитии военизированных видов спорта.
В программе соревнований был бег по пересеченной местности, метание гранаты на дальность стоя и лежа. Соревнования проводились по нормам ГТО.
По итогам кросса, в нем приняло участие 520 человек, из которых уложилось в комплекс ГТО и БГТО – 415 человек.
В районе были созданы истребительный батальон по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе, состоящий из 200 человек, взвод разведки, состоящий из 56 человек (54 мужчины и 2 женщины), базы батальона на территории района и подпольные ячейки ВКП (б)
Помощь фронту
Учащиеся района стали активными участниками сбора средств на постройку танков. Молодые патриоты были охваченные единым стремлением – быстрее разгромить, уничтожить, смести с земли немецких захватчиков.
Только в шести школах района на постройку танка «Юный патриот родины» было собрано 2.027 рублей. Учащиеся Нижне-Койдокурской школы собрали 664 рубля наличными деньгами и на 460 рублей облигаций государственных займов. Коллектив учителей этой школы отчислил свой однодневный заработок.
Для бойцов Красной Армии и Флота от учащихся направлено много посылок.
Учащиеся Угзенгской начальной школы внесли на постройку танка «Юный патриот родины» 74 рубля наличными деньгами и на 50 рублей облигаций государственных займов.
Свыше 500 рулей на постройку самолета «Архангельский пионер» собрали учащиеся Верхне-Матигорской неполной средней школы. Наиболее активное участие в этом деле приняли учащиеся 3 «А» класса.
По всему району был организован сбор вещей для бойцов Красной армии. Так, например, трудящиеся Курейского сельского Совета организовали сбор теплой одежды для посылки в Красную армию. В начале сентября 1941 года для советских воинов сдали свои подарки 40 человек.
трудящиеся Копаческого сельского Совета. Члены сельхозартели «Красный Север» организовали посылку на фронт. Решено было послать от колхоза: 5 баранов, 30,3 килограмма шерсти, 8 пар шерстяных носков, 22 пары рукавиц, малицу, 22 полушубка, 4 фуфайки, 9 брюк, 9 шапок-ушанок, 9 тужурок, 7 одеял, 9 пар нательного белья, 5 носовых платков, 10 полотенец, 7 вязаных рубашек, 34 овчины и много других вещей и продуктов питания. К этой посылке колхозники добавляют каждый свои вещи и продукты.
В фонд обороны страны поступило 735 759 рублей наличными деньгами и 248000 рублей облигациями госзаймов, а так же золотые и серебряные вещи. План реализации лотерее был выполнен на 138,5 %.
За 10 месяцев 1942 года район дал 43015 центнеров молока, 180 тонн мяса, 1140 кг шерсти, 62932 штук яиц.
В середине октября 1943 года 124 головы крупного рогатого скота было выделено колхозами нашего района и отправлено для восстановления животноводства в колхозах Волховского района, освобожденного от немецких захватчиков.
К концу 1943 года, по далеко неполным данным, в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны по району было собрано среди колхозников и выделено из общеколхозных фондов 3850 кг хлеба, 15503 кг картофеля, 2200 кг овощей, 1975 литров молока, 7500 кг сена, 9 кг шерсти, 2 кг масла и 16200 рублей наличными деньгами.В широкой и многообразной помощи народа особое место занимала забота о семьях фронтовиков. В нашем районе было много сделано для улучшения быта семей военнослужащих. Сотни членов семей были устроены на работу, свыше 600 детей помещены в детские сады и ясли, многие дети воинов Красной Армии снабжены теплой обувью.
Промышленность
В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта.
Чтобы срочно перевести народное хозяйство на военные рельсы, в стране вводились обязательная трудовая повинность, военные нормы выдачи населению промышленных товаров и продуктов питания. Повсюду устанавливался чрезвычайный порядок работы для государственных учреждений, промышленных и торговых организаций. Обычной практикой стала сверхурочная работа.
Война круто изменила жизнь северной деревни. Тысячи колхозников ушли на защиту Родины. Их заменили женщины и подростки, которые делали все, чтобы вспахать поля, вовремя убрать урожай, дать фронту больше мяса, масла, зерна.
Всей области были известны в то время имена Шенкурской трактористки А. Ревиной, холмогорских доярок А. Коробовой, П. Яковлевой и многих других. За военные годы труженики села сдали государству около 90 тысяч тонн зерна, 180 тысяч тонн картофеля, более 27 тысяч тонн мяса, свыше 180 тысяч тонн молока. Оленеводы Ненецкого округа направили на Карельский фронт свыше 4000 оленей для перевозки военных грузов и раненых бойцов.
Холмогорский район наравне с другими районами Архангельской области трудился в тылу, чтобы оказать максимальную помощь фронту.
Военное хозяйство предъявляло повышенные требования к лесной промышленности. Для того чтобы обеспечить огромный рост самолетостроения, требовалось большое количество специальной древесины высшего качества. Фанерное березовое сырье, авиационная сосна, авиабрусья, авиапленка, фанера и изделия из нее — таков далеко не полный ассортимент древесины, в которой нуждалась авиационная промышленность. Быстро развивавшееся производство боеприпасов и специальных видов снаряжения также требовало значительного количества леса. Лес был необходим для строительства инженерных сооружений, мостов, понтонов и других переправочных средств.
За годы войны значительно изменился ассортимент продукции деревообрабатывающей промышленности. Для нужд фронта выпускались десятки миллионов штук специальной укупорки для боеприпасов, понтоны, высококачественные изделия для авиации, лыжи и прочая продукция, необходимая армии.
В период вражеской оккупации Донбасса, когда в стране особенно остро ощущался недостаток топлива, рабочие лесной промышленности резко повысили заготовку дров и поставили промышленности, транспорту и городам десятки миллионов кубометров дров. Только железные дороги получили за годы войны около 70 млн. куб. м дров, что позволило сэкономить 14 млн. т угля.
Но были и недостатки в работе лесозаготовительных предприятий.
Так, например, в январе и феврале 1943 Орлецкий леспромхоз работал неудовлетворительно. Не отвечала требованиям военного времени работа леспромхоза и в первой половине марта. Квартальный план по заготовке леса перевыполнен, а подвозка и вывозка древесины недопустимо отставали. План по подвозке был выполнен всего лишь на 78%, а по вывозке только на 67%.
Такое отставание объяснялось, прежде всего, плохой организацией труда лесорубов и возчиков, крайне слабым использованием механизмов и собственного обоза леспромхоза.
В 1944 году в лесной промышленности дела шли неплохо. Здесь, как и в колхозах, большую часть работ выполняли женщины.
Сельское хозяйство
На начало 1941 года в районе насчитывалось 49 колхозов.
Колхозники стали активными участниками митингов, прокатившихся по району, в связи с началом войны.
Летом 1941 года пионеры 4-5 средних школ города Архангельска, отдыхающие в лагерях, выразили свое желание помогать соседним колхозам. Они показали, что могут не только хорошо отдыхать, но и по-настоящему работать.
Большую помощь оказали пионеры в заготовке веточного корма. Кроме заготовки веточного корма, пионеры выполняли и другие работы: прополку картофеля и морковки, так же выражали свое желание помогать колхозникам заготовлять сено.
В связи с тем, что большинство мужчин уходили на фронт, их рабочие места приходилось занимать женщинам. Чтобы подготовить необходимые кадры при Холмогорской МТС в первый месяц войны начали набирать курсы трактористок. Туда пришли изучать сложную, но в то же время очень важную машину – трактор – молодые патриотки-девушки всего района.
С целью широкого показа достижений колхозов, совхозов, МТС, колхозных животноводческих ферм и передовиков сельского хозяйства, добившихся в 1943 году новых производственных успехов в борьбе за высокий урожай и продуктивность животноводства и в целях дальнейшего развертывания социалистического соревнования в сельском хозяйстве области за право получения переходящего Красного Знамени Государственного Комитета Обороны, по решению бюро обкома ВКП и облисполкома с 15 октября по 15 ноября 1943 года проводились во многих районах области районные, а в Емецком, Холмогорском, Архангельском и Приморском – межрайонные сельскохозяйственные выставки.
Была организованна тщательная подготовка к ней, отбор экспонатов и прием заявлений от экспонентов на участие в выставке. Постарались обеспечить подлинно-массовое участие в ней всего колхозного и советского актива, всей советской общественности. Хотелось провести выставку, как массовый народный праздник с тем, чтобы в итоге проведения сельскохозяйственной выставки добиться быстрейшего завершения сельскохозяйственных работ 1943 года, своевременного выполнения плана обязательных поставок сельхозпродуктов государству, выполнения и перевыполнения государственного плана развития животноводства и образцовой подготовки к зимнему содержанию скота.
Весть о том, что Советский союз одержал победу над врагом не оставила равнодушными тружеников нашего района. По району прокатилась волна митингов в честь нашей доблестной армии. А колхозы и промышленные предприятия еще долго проводили соревнования в честь победы.
В годы войны основной задачей всех отраслей сельского хозяйства и промышленности нашего района была организация помощи Красной Армии. Но довольно частым явление в военное время было нежелание работать, халатность и недобросовестное отношение к своей работе.
На тот момент в Холмогорском районе ряд предприятий неплохо справлялись со своими обязанностями. Перед предприятиями Холмогорского района стояла задача по обеспечению Красной Армии всем необходимым, для успешного ведения военных действий, то есть выработка саней, лыж и других материалов, но в этой отрасли было невыполнение имеющегося плана.
Холмогорским районом был организован сбор и выработка теплых вещей для Красной Армии, так, например, было организовано валяние валенок, пошивка полушубков, меховых жилетов, меховых рукавиц, белья, выделка овчин. Хорошо с поставленной задачей справлялись Верхне-Матигорская, Чехчеремская и Усть-Пинежская парторганизации, плохо – Ракульская, Кехотская, Верхне-Койдокурская, Княжестровская и Коскогорская.
Производились отчисления денежных средств и облигаций.
Колхозники осуществляли сдачу зерна, мяса, шерсти, сена, овощей, картофеля, молока, яиц.Большое место в районе занимала маслоделательная промышленность.
Очень часто оказывалась помощь многодетным семьям, в которых было по 5-8 детей. Колхозы Холмогорского района принимали участие в социалистическом соревновании по сельскому хозяйству, участвовали во всесоюзной выставке сельскохозяйственной продукции, направляли людей на трудгужповинности даже в г. Вологду.
Росли производительность труда и качество продукции на лесозаготовках и в сельском хозяйстве, сдавались для фронта продукты питания, деньги, теплые вещи, жители района принимали решения об отчислении одного-двух дневного заработка ежемесячно в фонд обороны.
Образование
За годы советской власти в нашей стране были открытии десятки тысяч школ, миллионы юношей и девушек получили не только низшее, но и среднее, и высшее образование. Существовало всеобщее 4-хлетнее образование в деревне и 7-летнее в городе.
XVIII съезд ВКП (б) поставил огромные задачи в области народного образования. К концу третьей пятилетки было намечено осуществить всеобщее семилетнее обучение в деревне и десятилетнее в городе. Общее число учащихся планировали довести до 40 миллионов. Но такую серьезную задачу можно было выполнить только при поддержке всей общественности.
К сожалению, факты показывают, что общественность нашего района не уделяла должно внимания обучению и воспитанию детей.
Успеваемость в школах района была крайне низкая. Из 5448 учащихся – 1108 имели плохие и очень плохие оценки. В Орлецкой школе, например, из 161 учащегося – 41 неуспевающий. Такое же положение было в Нижне-Койдокурской, Бобровской и ряде других школ. Неуспевающие в учебе были и среди комсомольцев. В 1940 году в районе насчитывалось 488 второгодников, а 27 человек совсем не охвачены учебой. В ряде школ существовала очень слабая дисциплина. Треть учащихся имели пониженные оценки по дисциплине.
По всем неполным средним школам района насчитывалось всего 2 отличника.
Война вмешалась и в школьную жизнь. С младших классов в некоторых школах района были введены уроки военного дела, военно-физической подготовки.
Учиться было трудно. Недоедали, не хватало учебников, тетрадей. Детям приходилось работать в колхозе, помогать взрослым, поэтому было много неуспевающих, ребята пропускали занятия, бросали учебу.
В начале войны в сфере образования района произошли существенные изменения. Как и все основные сферы жизни общества, область образования перестроилась на военный лад.
Учеба и вся воспитательная работа в школе могла быть поставлена на высокий уровень лишь только тогда, когда будет проведена подготовка к учебным занятиям, когда школа будет обеспечена всем необходимым. Партия и советское правительство проводило в школе и учительстве проверку, создавало все необходимые условия для плодотворной работы. Воодушевленные этой заботой, многие учителя района в дни отечественной войны взяли на себя политику провести ремонт старых зданий, привести в надлежащее состояние учебники, учебные пособие и прочее.
Коллектив преподавателей одной из школ, например, под руководством директора, своими силами произвели покраску полов и окон, побелку, штукатурку, ремонт и покраску инвентаря и оборудования. Заботливыми руками учителей приведены в порядок учебники, географические карты и наглядные пособия.
Верхне-Матигорская, Курейская, Нижне-Койдокурская и Ломоносовская неполные средние школы полностью обеспечили себя дровами на весь учебный год, подготовили все необходимое для нормальной работы. Многие школы перевыполнили планы скупки учебников.
Закончив 1942-1943 учебный год, школьники района дружно и организованно вышли на колхозные поля. 1789 детей, по далеко неполным данным, выработали 48287 трудодней. Учащиеся Залывской, Верхне-Койдокурской, Ровдогорской, Нижне-Чухчеремской начальных школ, Ухтостровской, Курейской неполных средних школ и многих других показали, что они умеют замечательно трудиться.
Первая половина 1943-1944 учебного года не принесла желаемых результатов в повышении успеваемости и укрепления дисциплины учащихся.
Общая успеваемость учащихся по школам составила 81%. В школах насчитывалось 824 неуспевающих учащихся. Правила поведения в ряде школ выполнялись неудовлетворительно. Закон о всеобщем обязательном обучении детей не был выполнен 19 школами. 38 учащихся по причинам отсутствия одежды и обуви, плохого материального положения не посещали школы. Отсутствие топлива в Ракульской НСШ и Холмогорской средней школе влияли на нормальную работу учителей и учащихся.
С 1 января 1944 года Наркомпросом РСФСР была введена пятибалльная система оценки успеваемости и поведения учащихся. Словесные оценки – отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо, были заменены цифрами – 5, 4, 3, 2, 1. Цифровая система оценок была введена в целях более точного учета знаний школьников и должна была способствовать повышению качества знаний и укреплению дисциплины.
В конце 1944 года в Холмогорском районе действовали 4 бюджетных детсада: Холмогорский, Рожевский, Ухтостровский и Верхне-Матигорский.
На территории района были расположены три детских дома. Из них: 2 школьных и 1 дошкольный. Всего в детских домах находилось 363 человека.
Всего школ в районе в 1944 году было 51. Из них: средняя - 1, семилетних - 11, начальных - 39.
Всего учащихся было 4576 человек
Не охвачено обучением было всего 90 человек. Это было вызвано различными причинами: 26 человек было освобождено врачами по состоянию здоровья от учебы на год, у 34 человек отсутствовала обувь и одежда, 20 человек не посещали школу по болезни, 10 человек были заняты домашними работами.
Культурная жизнь
Перед войной библиотеку ежедневно посещало до 40 взрослых и до 60 человек детей. Число читателей постоянно увеличивалось. Библиотека ставила своей главной задачей «обеспечить книгами всех трудящихся, привить вкус к художественной литературе, продвинуть в массы марксистско-ленинские идеи и еще шире развернуть агитационную работу.
Силами комсомольцев колхоза «Новый путь» Верхне-Матигорского сельсовета в 1940 году впервые было установлено и начало работать радио. Каждый вечер контора колхоза была переполнена народом, чтобы послушать из Москвы и других городов Советского Союза доклады, лекции, концерты. Домой колхозники расходились в 12 часов ночи, после последних известий.
За 10 месяцев 1940 года в районе было прокачено 13218 звуковых киносеансов 52645 немых. Фильмы посмотрели 103817 человек.
Для восстановления библиотек на территориях, освобожденных от немцев, от трудящихся нашего района в районную библиотеку поступило 575 различных книг на общую сумму 743 рубля 39 копеек. В числе поступивших книг – произведения Ленина и Сталина.
Особенно активное участие в сборе книг приняли школьники. Некоторые из них за неимением своих книг покупали «Вопросы ленинизма» и сдавали для пополнения книжного фонда.
В 1943 году Холмогорская районная библиотека насчитывала около 10 000 экземпляров различных книг. Ее постоянный читательский состав – 336 человек. Читальный зал за три месяца 1943 года посетило более полутора тысяч человек. За это время библиотека выдала читателям 2698 книг. Большой спрос читатели проявляли на историческую литературу и о фронтовой жизни.
В конце 1944 года в районе существовало 21 изба-читальня, 5 библиотек, 1 дом культуры, 1 музей.Народно-хозяйственный план по сети политпросветучреждений был выполнен.
Итоги
В 1945 году территория района была 6177 кв. км, население – 23500 человек, из них колхозников – 13286 человек, рабочих и служащих – 10189 человек, единоличников – 25 человек. В районе было 20 сельсоветов (18 телефонизированных), 53 колхоза (4022 хозяйства колхозников). Посевная площадь составляла 7472 га, сенокосная площадь – 20885 га, крупного рогатого скота 10771 голова, лошадей – 3369 голов, овец и коз – 14885 голов, свиней – 617 голов, птицы – 2533 штуки. В районе было 9 электростанций и гидротурбин, 51 одна школа, 5 библиотек, 5 киноустановок стационарных и 3 передвижных, 1145 радиоточек, 2 больницы, 4 амбулатории, 25 фельдшерских пунктов.
Основными отраслями хозяйства района были племенное животноводство, полеводство, лесозаготовительная промышленность, рыбодобыча. Основной вид транспорта – гужевой, летом – водный.
После сообщения по радио и подписания акта о капитуляции Германии на всех административных зданиях в районе были вывешены флаги, лозунги, портреты вождей. 9 мая были проведены 82 митинга и торжественных собрания, в которых участвовало свыше 9000 человек, на митингах принимались обязательства по проведению сева в сжатые сроки. За 5 дней провели сев зерновых колхозы 18 партсъезда Лявленского, «Красный Октябрь» Княжестровского сельсоветов.
В дни празднования победы над Японией были проведены 73 митинга с участием свыше 7000 человек, была выпущена листовка (300 экземпляров) с обращением Сталина к народу 2 сентября 1945 года. На митингах принимались обязательства по досрочному выполнению плана хлебопоставок государству, успешному окончанию уборки хлеба, выполнению и перевыполнению производственных планов.
За 1941-1945 годы по району были награждены орденами и медалями 571 человек (без учета награждения погибших).
На декабрь 1945 года в сельскую местность района прибыло 843 демобилизованных военнослужащих. На работу в промышленность было определено 175 человек, в учреждения – 138 человек, в колхозы и совхозы – 321 человек, училось 3 человека. Все прибывшие были обеспечены жильем, в райцентре для них были отремонтированы 135 квартир, в колхозах – 6 квартир. По линии сельхозбанка был выдан кредит в сумме 28 тысяч рублей, проданы 13 телок и 2 коровы, оказана помощь продуктами питания и промышленными товарами.
Герои Советского Союза – жители Холмогорского района.РОДИОНОВ МИХАИЛ ЕГОРОВИЧ
Михаил Егорович Родионов родился в 1915 г. в д. Милютино Чувашской АССР.
Работал в колхозе, затем на лесозаводе в городе Архангельске. В армии в 1936-1938 гг. и с 1940 года.
На фронте в Великую Отечественную войну с августа 1941 года. Пулемётчик 426-го стрелкового полка (88-я стрелковая дивизия, Карельский фронт) рядовой Родионов в 6оях у станции Лоухи (Карелия) в ноябре 1941 года при попытке гитлеровцев захватить его, раненного, в плен взорвал себя и пулемет гранатами, уничтожив при этом несколько фашистов. Звание Героя Советского Союза М. Е. Родионову присвоено 22.02.1943 года посмертно.
Похоронен в братской могиле в поселке Сосновый Лоухского района в Карелии. Именем Героя названы улица в поселке Сосновый, школа № 59 и улицы в Архангельске и в родной деревне.
В книге «Золотые звезды северян» Е. И. Овсянкиным о Михаиле Егоровиче Родионове была написана статья «Ни шагу назад».
«Это было осенью 1941 года. Карельский фронт. Отборные части СС "Норд" всеми силами рвались вперед, к Кировской железной дороге, к той единственной магистрали, которая связывала Мурманск со страной и питала всем необходимым доблестных защитников Заполярья.
Нет, никак нельзя допустить неприятеля к дороге, по которой шли составы с важнейшими грузами. Это хорошо понимали воины дивизии, состоящей из жителей Архангельской области. Вчерашние лесорубы, рабочие заводов, инженеры, учителя и колхозники стояли насмерть, изматывая силы врага. В этой дивизии бесстрашно воевал и пулеметчик Михаил Родионов.
Он родился в глухой чувашской деревушке. С детства трудился не покладая рук. Отец со старшими сыновьями часто уходил на заработки. Они плотничали в Казани, Балахне, а десятилетний Миша хозяйничал дома. Наравне со взрослыми пахал, сеял да еще приглядывал за младшими. "Когда у нас организовался колхоз, мы вступили в него, - вспоминает сестра М. Родионова Мария Егоровна. - Кулаки не раз угрожали Мише, но он не боялся... Был он смелым, находчивым, выполнял все, что ни скажи. Какое бы бригадир ни дал задание, Миша, как говорится, в лепешку расшибется, а сделает". Когда в деревне появился первый трактор, Михаил стал трактористом.
Скоро он расстался с родственниками и друзьями, уехал в Архангельск, работал на лесозаводе в Маймаксе и в Холмогорском племсовхозе. Отсюда его призвали в армию.
- Это был, - вспоминает товарищ Михаила по службе М. А. Христофоров, - на редкость веселый, жизнерадостный человек, любимец всех солдат, шутник и заводила. "Меня ни одна пуля не возьмет, - говорил он. - А если придется погибнуть, даром фашисту жизнь не отдам".
Уже в первых боях Михаил проявил себя храбрым воином. Скупо, но точно повествует об этом наградной лист героя: "В августовских, а затем в сентябрьских боях Родионов десятки раз бесстрашно выдвигался вперед со своим пулеметом на выгодные рубежи и уничтожал неприятеля. Тогда он дал обещание товарищам по оружию: "Умру за Родину, но назад ни шагу!"
И он сдержал свое слово.
...Стоял ноябрь. Дули холодные северные ветры. Снег покрыл землю и деревья. Решив до морозов занять железнодорожную линию, враг готовил новое наступление.
Передовая линия нашей обороны проходила неподалеку от старого, наполовину разрушенного моста и тянулась дальше по болотам и соснякам. На этом небольшом участке у моста и разыгралась ожесточенная схватка. Лес содрогался от гула канонады, там и тут отбивали дробь пулеметы. Восемь дней и ночей не стихало сражение. Одна за другой следовали яростные атаки пьяных фашистов.
Однажды на рассвете два свежих батальона войск СС при поддержке артиллерии и минометов ринулись в наступление. Главный удар приняла на себя группа во главе с Шумовым. Таяли ряды наших воинов, но ОБИ упорно держались, отражая атаки.
А на одной из сопок, выдвинувшись далеко вперед, закрепился пулеметный расчет Михаила Родионова. И каждый раз, когда приближались вражеские цепи, Михаил посылал навстречу им раскаленную струю металла... Атака захлебывалась в потоке свинца. Оставшиеся в живых гитлеровцы, прячась, отползали назад.
Один из участников того боя Христофоров рассказывал: "Из своего пулемета Михаил уничтожил у сопки, названной позднее Родионовской, сотни вражеских солдат. Можно смело сказать, что огнем пулемета он приостановил в тот день продвижение врага. Про этот бой Родионова позднее были сложены легенды. В них переплелись и правда, и солдатские домыслы. Но один факт передаю точно. Еще до того, как Михаил попал в окружение, он получил ранение в руку. И когда наш санитар просил его уйти в тыл, пулеметчик заявил: "Этого, друг, не будет. Ты перевязку сделай здесь, прямо у пулемета. Не видишь, дело только началось, а главное - впереди. Будет жарко".
Там, у пулемета, санитар перевязал Михаилу раненую руку. Атаки врага не прекращались. Один за другим погибали товарищи Родионова. Гитлеровцы, вклинившись, наконец, в расположение наших войск, со всех сторон обложили сапку.
Михаила снова ранило. Истекающий кровью, он остался один в а один с озверевшими врагами. Но и раненый, заправив последнюю ленту, продолжал вести огонь.
Иссякли патроны. Осмелевшие фашисты сжимали кольцо окружения. И вот уже со всех сторон лезут вражеские солдаты. Решение пришло мгновенно: "Ни я, ни мой пулемет вам, гады, не достанутся!" Когда фашисты кинулись на героя, он выдернул предохранительную чеку гранаты. Раздался оглушительный взрыв, десять неприятельских солдат было уничтожено в этом огневом крошеве. Смертью храбрых пал и Михаил Родионов.
Через день дивизионная, а затем армейская газеты рассказали о подвиге пулеметчика Родионова.
"Он был моим другом, - писал сержант П. Мочалов.- Я видел его геройскую смерть. Буду мстить врагам за его гибель". Об этом же писал ефрейтор Магомед Гайсуржаев и многие другие.
Со страниц газет не сходили призывы: "Боевые дела пулеметчика Родионова зовут нас на подвиги", "Служи Родине так, как Михаил Родионов". Дивизионные поэты писали о нем стихи и песни. Красноармеец-поэт Л. Чернышев опубликовал в дивизионной газете "Красный гвардеец" поэму о М. Е. Родионове. В ней были такие слова:
Когда же в полях отгрохочет война.
Промчатся суровые грозы,
На сопке расправится снова сосна
И листья распустят березы.
Придем мы к той сопке и свяжем букет,
Где буйные вырастут травы,
Поставим из бронзы на тысячи лет
Незыблемый памятник славы.
Пусть знают потомки, как жил человек,
Как дрался он, силы утроив.
И будет прославлено в песнях навек
Гвардейское племя героев!
Тысячи воинов следовали примеру первого в их дивизии Героя Советского Союза. Отважный пулеметчик продолжал жить в своем полку.
- Гвардии рядовой Михаил Родионов, - говорил командир на каждой почерке.
- Герой Советского Союза Михаил Родионов пал смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины! - четко неслось в ответ. И так всю войну, вплоть до Берлина, Михаил незримо был среди воинов, громил с ними врага.
Именем отважного пулеметчика по праву гордятся северяне. В связи с 20-летием победы над Германией одна из улиц поселка 26-го лесозавода была переименована в улицу Михаила Родионова».
ТОКУЕВ ГРИГОРИЙ АРКАДЬЕВИЧ.
Григорий Аркадьевич Токуев родился 23 декабря 1917 в д. Поташевская ныне Шенурского района Архангельской области . Умер в 1995 г., Белоруссия.
Окончил семилетнюю школу. Работал в Архангельском аэроклубе. В армии с 1938 г. Участник советско-финляндской войны 1939 - 1940 гг.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С июня 1942 г. командир партизанской подрывной группы, с августа 1943 г. командир диверсионного отряда, действовавшего на территории Копаткевичского и Петриковского районов Гомельской области. Партизаны под его командованием пустили под откос 55 эшелонов противника, на личном счету командира - 19. Звание Героя Советского Союза Григорию Аркадьевичу Токуеву присвоено 15 августа 1944 года.
После освобождения Белоруссии Г.А. Токуев окончил техникум физической культуры в Минске. Он работал заместителем председателя республиканского ДСО "Спартак" и на других должностях.
Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Имя Токуева увековечено на центральном обелиске Верхопаденьгской сельской администрации.
Как вспоминает Ханталин Рудольф Афанасьевич, незадолго до войны Токуев Г. А. был председателем районной организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) в Холмогорах. Занимался подготовкой «ворошиловских стрелков», готовя молодых бойцов Красной армии. Часто бывал в школах района, в производственных коллективах. Подготовка бойцов велась организованно.
Подвиг Токуева Г. А. описан Г. Фруменковым в книге «Золотые звезды северян».
«В годы Великой Отечественной войны наш земляк Григорий Аркадьевич Токуев был гордостью белорусских партизан.
Токуев родился в деревне Поташевке Шенкурского района в бедной крестьянской семье. Юношеские годы провел в Архангельске. Здесь началась его трудовая биография и спортивные успехи.
Второй родиной для Токуевастала Белоруссия с ее гостеприимным народом и мягкой природой. Там в воздушно-десантном соединении он проходил действительную военную службу. В Белоруссии, по которой раньше всего прошлась забрызганная кровью колесница гитлеровского нашествия, Токуев получил первое боевое крещение.
В начале войны Григорию Аркадьевичу не повезло. Тяжело раненный, в бессознательном состоянии он попал в плен. Начались томительные дни скитаний по фашистским лагерям смерти.
Но советский патриот не мог жить в рабстве. Токуев несколько раз совершает побег из плена и после долгих блужданий летом 1942 года, наконец, попадает к партизанам Белорусского Полесья.
Полесье - край героический. Как вешние воды разлилось в нем партизанское движение, взбушевалась Белая Русь. Прочно обжили лес партизаны. Каждый разлапистый дуб, каждый куст был союзником патриотов и их отчим домам. Бескрайние пущи стали для грозных мстителей школой борьбы за свободу и независимость Родины.
В одном из отрядов полесского соединения Токуев возглавлял диверсионную группу. Летом 1942 года наш земляк вместе с двумя спутниками по трудной партизанской тропе первый раз "спел гитлеровцам песню подрывника". Он минировал железную дорогу и пустил под откос вражеский эшелон с карательным отрядом эсэсовцев. Военные классные вагоны раскрошило в щепки, костьми легло около 200 солдат фюрера. Словом, получился "бифштекс по-партизански". Лицевой счет врагу был открыт.
Первая удача окрылила токуевцев. Через несколько дней второй поезд со снарядами полетел под откос, затем - третий, четвертый, пятый. Токуевцы изводили свои, партизанские порядки на участке железной дороги, по которой непрерывно шло снабжение фронта людьми, техникой, оружием, горючим. Что ни день, то на "железке" совершалась диверсия.
Штаб партизанского движения сообщал в Архангельский обком ВЛКСМ: "Комсомолец вашей организации Токуев Григорий Аркадьевич борется с немецкими оккупантами в их глубоком тылу в Белоруссии. Рады сообщить, что он ведет себя как герой. Токуев командует комсомольской группой подрывников. Эта группа взорвала 11 вражеских эшелонов. Во всех проводимых отрядом операциях Токуев служит образцом героизма".
Добрая слава о Токуеве игла по всему Полесью. Вести о боевых делах подрывника и его друзей передавались из уст в уста, дополнялись рассказчиками, перерождались в легенду. Лесные солдаты любовно называли Григория "Токуем", а фрицы окрестили его "беловолосым чертом" и как огня боялись встречи с дерзким и неуловимым спортсменом-диверсантом.
Немецкое командование было крайне обеспокоено подрывными ударами партизан Полесья. Оккупанты вынуждены были реорганизовать железнодорожную охрану. Если в первые дни войны гитлеровцы доверяли охрану дороги крестьянам окрестных деревень, то после участившихся случаев крушений поездов охрану полотна железной дороги несли сами немцы.
Возросла бдительность противника. По всей линии через каждые триста метров были сделаны дзоты с пулеметными гнездами, через каждые полтораста метров стоял часовой. На километр пути приходилось две наблюдательные сторожевые вышки с крупнокалиберными пулеметами. Чтобы не дать возможности партизанам скрытно подойти к насыпи, гитлеровцы с обеих сторон полотна на сто метров вырубали деревья и кусты. Деревни, расположенные у железной дороги, сжигали. Жителей расстреливали или угоняли на каторгу.
Участились засады на подрывников. На борьбу с ними направлялись снятые с фронта батальоны эсэсовцев с артиллерией, авиацией, танками.
Была изменена тактика движения поездов. Впереди воинского состава немцы стали пускать контрольный маневренный паровоз с пятью-шестью товарными платформами, груженными песком. Бывало и так, что несколько предохранительных площадок с балластом катил перед собой паровоз, тянувший воинский эшелон.
Все эти меры не спасали захватчиков. Подрывники по-прежнему выходили на боевые операции, ставили мины с замедленным взрывателем, мины "на шнур". Взрывы на железной дороге не прекращались.
Летом 1943 года в жизни прославленного подрывника, постигшего к этому времени в совершенстве сложную партизанскую науку и уже награжденного за свои подвиги орденом Ленина, произошло важное событие.
В дни подготовки к 25-летию ВЛКСМ среди молодых партизан развернулось соревнование за то, чтобы увеличить личный боевой счет каждого комсомольца. С этой целью были созданы комсомольско-молодежные отряды. Центральный штаб партизанского движения поручает Токуеву организовать и возглавить отдельный комсомольско-молодежный отряд.
В 1943 году массовость и тактическая зрелость партизанского движения выросли настолько, что Центральный штаб партизанского движения смог поставить перед народными мстителями ответственную задачу - разгромить железнодорожные коммуникации врага. Нужно было лишить противника возможности пополнять фронт живой силой и техникой, а также вывозить в Германию советских людей и награбленное в нашей стране добро.
В "рельсовой войне" участвовали все бригады и отряды полесского соединения, в том числе и молодежный отряд Токуева.
По сигналу ракеты темной ночью токуевцы вместе с партизанами соседних отрядов ураганом налетели на стальные магистрали, смяли железнодорожную охрану и стали "обрабатывать" полотно: заложили толовые шашки и подожгли бикфордовы шнуры. Загромыхали взрывы. Полетели рельсы, шпалы. Попутно партизаны подняли на воздух дзоты и спилили телеграфные столбы. На железнодорожном полотне на несколько километров протянулись сплошные ямы и ухабы, вдоль насыпи валялись обломки телеграфных столбов.
К осени 1943 года на боевом счету комсомольоко-молодежного диверсионного отряда Токуева числилось 55 подорванных вражеских эшелонов, десятки взорванных автомашин, до 1500 уничтоженных гитлеровцев. Сам Токуев пустил под откос 19 вражеских эшелонов.
В августе 1944 года боевые соратники Григория Аркадьевича Токуева сердечно поздравляли своего командира с присвоением ему высокого звания Героя Советского Союза.
Сейчас герой Великой Отечественной войны живет и трудится в столице Советской Белоруссии.
С тех пор минуло более четверти века. Неузнаваемы стали места партизанской славы. Давно зарубцевались раны на изрытой окопами, исклеванной снарядами белорусской земле. Весной в Полесье слышится веселый рокот тракторов, цветут вишни и яблони, а летом буйно колосятся хлеба.
ГАЛУШИН ПРОКОПИЙ ИВАНОВИЧ.
Прокопий Иванович Галушин родился 19 июля 1925 г. в деревне Бушково ныне Холмогорского района.
До войны окончил среднюю школу № 2 в Архангельске, был учеником машиниста, машинистом парохода "Сура" Северного морского пароходства.
18-летним юношей Прокопий Галушин в январе 1943 года призван в ряды армии. Прошел боевую выучку в авиадесантных войсках и в конце 1944 года стал разведчиком. В ночь на 18 марта 1945 года близ деревни Шеред в Венгрии двадцатилетний воин, жертвуя жизнью, двумя противотанковыми гранатами подорвал самоходное орудие "Фердинанд", обеспечив наступление батальона, но и сам погиб. 29.06.1945 года Прокопию Ивановичу Галушину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Похоронен в деревне Шеред. П.И. Галушин навечно зачислен в списки воинской части. Именем Героя названа улица в г. Архангельске. В 1981 году на одном из домов на ней установлена мемориальная доска, посвященная памяти П. И. Галушина. В селе Холмогоры установлен бюст.
В сборнике «Золотые Звезды северян» о П. И. Галушине есть статья В. Федорова «Герой остается в строю».
«Герой Советского Союза, гвардии рядовой Прокопий Иванович Галушин. Звание присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июня 1945 г. Весна 1945 года была дружной и радостной. Наш народ, прогнав фашистов с родной земли, начинал залечивать раны войны. На месте развалин быстро росли города и села, вступали в строй фабрики и заводы. Доблестная Советская Армия воевала теперь за рубежами Советского Союза, помогая народам Европы избавиться от фашистского гнета.
Под мощным натиском наших войск противник отступал, но еще жестоко огрызался. Упорнейшие бои с врагом развернулись на венгерской земле, в районе озера Балатон. В ту пору здесь, на одном из участков фронта, сражался гвардейский стрелковый полк под командованием полковника Г. Голофаста, в котором служил двадцатилетний комсомолец гвардии рядовой Прокопий Галушин. Вдали от Родины, под венгерской деревней Шеред, простой крестьянский парень из села Ломоносове и совершил свой бессмертный подвиг.
...Восемнадцатого марта 1945 года гвардейцы вели бои за сильно укрепленный населенный пункт Шеред. Противник оказывал решительное сопротивление наступающему батальону, введя в бой тяжелые самоходные орудия "фердинанд". Самоходки врага атаковали батальон с флангов, непрерывно обстреливали его боевые порядки. Нужно было во что бы то ни стало отразить танковый удар противника. Гвардейцы сражались героически. Часть вражеских танков и самоходок была подбита артиллерией. Но некоторые из них приближались к переднему краю нашей части. Нависла угроза выхода врага на тыловые коммуникации.
Разведчик Галушин находился в то время в боевых порядках батальона. Понимая серьезность создавшейся обстановки, он пополз со связкой противотанковых гранат к головному "фердинанду". С каждой секундой расстояние между ними сокращалось. Стальное чудовище, строча пулеметами, угрожающе приближалось к нему. Боевые друзья с затаенным дыханием следила за этим беспримерным поединком.
Когда бронированная масса надвинулась на Галушина, он встал перед ней с противотанковыми гранатами в руках и бросился под гусеницы. Мощный грохот потряс воздух. Будто сама земля ахнула и удивилась силе русского богатыря. Вражеская самоходка замерла на месте, окутавшись клубами черного дыма. Советский воин победил в этом поединке. Вторая самоходка, шедшая за головной, отстреливаясь, поползла назад.
Весть о бесстрашном подвиге П. Галушина с быстротой молнии облетела гвардейцев. Его боевые друзья поднялись в атаку. Дружное "ура" покатилось по цепи. Гвардейцы стремительно ринулись вперед и опрокинули врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии рядовому Прокопию Ивановичу Галушину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а приказом Министра Обороны СССР он навечно зачислен в списки воинской части, в которой воевал в годы Великой Отечественной войны.
"Его беззаветная преданность социалистической Родине и верность военной присяге будут служить примером для всего личного состава Вооруженных Сил СССР", - говорится в приказе Министра Обороны.
Ежедневно на вечор ней поверке в воинской части, в которой служил Прокопий Галушин, первым называется имя героя-северянина. В роте в одном ряду с кроватями теперешних солдат стоит кровать Героя, а над нею висит его портрет.
О подвиге комсомольца П. Галушина было подробно рассказано на страницах центрального органа Венгерского Коммунистического Союза молодежи "Мадьяр ифьюшаг". О нем знают и помнят венгерские друзья, земли которых он самоотверженно защищал.
Прокотшй Галушин родился в 1925 году в селе Ломоносове Холмогорского района. В семье он был последним, двенадцатым ребенком. Жизнь не баловала мальчика. Едва Проще исполнилось десять лет, как умер его отец. Материальное положение семьи усложнилось.
В то время Галушины уже жили в Архангельске. Учился Проша во 2-й неполной средней школе Октябрьского района, которая находилась тогда в Банковском переулке. Любили ребята свою школу за чистоту и порядок, дисциплину и дружный коллектив. Бывшие учителя и ученики тех лет вспоминают: Проша был коренастым, небольшого роста пареньком, со светлыми волосами и голубыми глазами. Одевался скромно, но всегда чисто и опрятно. Был дисциплинированным и любознательным учеником. Отличался большим остроумием и смышленостью. Увлекался играми и спортом. Зимой катался на лыжах и коньках, а летом - на лодке, купался, играл в футбол. Он занимался в спортивном .кружке школы, в самодеятельных кружках Дома пионеров.
Учиться бы Проше, да в семью Галушиных снова пришло горе - на финском фронте погиб один из старших братьев - Иван. Пришлось Проше оставить школу и пойти работать. Потянуло его море своей романтикой - штормами и путешествиями в дальние страны. И вот пятнадцатилетний мальчишка поступает учеником моториста в Севморпуть, Самозабвенно трудится, осваивает новое ремесло.
Весной 1941 года Галушин был принят в Северное государственное морское пароходство учеником машиниста на пароход "Сура" - настоящий морской пароход. Он с увлечением взялся изучать сердце корабля - машину. Пытливость и сметка, упорство в достижении поставленной цели дали плоды. Вскоре из учеников Прошу перевели в машинисты.
Началась война. Старшие братья ушли на фронт, родной город бомбили вражеские стервятники. Проша работал, не считаясь со временем, а если выпадали свободные от вахты часы, изучал военное дело, живо интересовался событиями на фронте.
Полыхало пламя войны... Отдали жизнь за Родину два брата Прокопия - Евгений и Григорий. В эти тяжелые минуты младший Галушин мечтал попасть на фронт, чтобы отомстить врагу за смерть братьев, за страдание и горе своего народа. Он настойчиво просит в военкомате отправить его на передовую.
И вот 10 февраля 1943 года Прокопия Галушина призвали в ряды Советской Армии. Началась новая жизнь. До того как попасть на фронт, Прокопий прошел хорошую выучку в авиадесантных частях, еще более закалил свой характер, волю, стал боевым солдатом-гвардейцем.
С конца 1944 года Прокопий Галушин - воин-разведчик в Гвардейском стрелковом полку, которым командовал гвардии полковник Г. Голофаст. Он бесстрашно воюет и в конце своего боевого пути геройски гибнет, жертвуя жизнью для мира и счастья будущих поколений.
Трудящиеся Архангельской области свято чтят память героя-земляка. Архангельскому городскому Дворцу пионеров и школьников присвоено имя П. И. Галушина. Его именем названы пионерские дружины. На морском пароходе "Сура" любовно оборудован уголок, посвященный Герою Советского Союза Прокопию Ивановичу Галушину. Имя его присвоено новому мощному лесовозу, который побывал уже во многих портах мира.
На родине Галушина, в селе Холмогоры, воздвигнут памятник. На постаменте - бюст Героя.
II. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.
Назвать основные даты начало и окончание ВОВ, оценить роль Холмогорского района для победы над врагом.
III. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Написание сочинения «Мой прадед воевал», возможно создание презентации, использование фотографий из семейного архива.
IV. Рефлексия
Историческое значение жителей Холмогорского района в годы ВОВ.
V. Подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки отдельным учащимся за работу в течение всего урока.