Конспект урока по физике на тему Механические волны, электромагнитные волны и их источники (9 класс)


Тема урока: Механические волны, электромагнитные волны и их источники
Цели:
Анализ существующих источников излучения, формирование понятий от которых оно зависит.
Научить учащихся отличать электромагнитные волны от механических.
Формулировка области применения знаний о электрогманитных источниках излучения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение с элементами постановки проблемной задачи
Оборудование:
Динамики для воспроизведения аудиофайлов.
Раздаточные тексты разного уровня.
Проектор
Ноутбук
Слайды презентации
Волновая машина
Источники света.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, самостоятельно-поисковая работа, групповая работа.
Ход урока:
Орг.момент:
Приветствие, проверка все ли присутствуют, подготовка учащихся к уроку.
Мотивация. С помощью постановки проблемного вопроса.
-Сейчас нам необходимо прослушать два аудиофайла, а затем мы их обсудим и попытаемся найти в них схожие черты.
Обучающиеся слушают аудиойфайл с звуком колебания мембраны колонок при входящем звонке на телефон
Затем слушают файл с шумом морской волны.
Примечание:
В ходе обсуждения необходимо вывести учащихся на умозаключение ,через эвристическую. Беседу о том, что в обоих аудиофайлах была волна, либо радиоволна либо морская волна (механическая волна)
Вспоминаем что такое волна:
-возмущение в пространстве.
Подводим к теме занятия:
Примечание: учащиеся формулируют тему занятия, по возможности самостоятельно.
Как вы уже могли понять, наше сегодня с вами занятие будет о механических волнах, электромагнитных волнах и их источниках.
Теперь, когда мы поняли, о чем пойдет речь, как вы считаете, что будет дальше?
Примечание:
Формулируем вместе с учащимися учебную задачу, о том, что нам требуется изучить, что такое источники механических и электромагнитных волн, а так же попытаться выявить разницу между ними, рассмотреть источники излучения
Данная тема имеет высокую актуальность в контексте ОГЭ и ЕГЭ.
Изучение нового материала:
Для изучения нового материала были составлены учебные тексты с разными уровнями сложности материала, а так же с разными вопросами к этому материалу.( Приложение 1)
Обучающимся предложено ознакомится с этими материалами. Дальнейшая наша с вами работа будет основана на том, как ученики смогут в нем разобраться.
В качестве контроля, после текста есть вопросы, которые также имеют разный уровень сложности. Ответы на вопросы необходимо фиксировать письменно. Если ученик уверен в своих силах то может попытаться пересказать материал одноклассникам, дать устный ответ на поставленные вопросы.
Примечание: Эта работа дополнительно оценивается.
Время работы 15 минут.
В течении работы учащихся, ходим и проверяем их деятельность.
На случай быстрого выполнения, можно выдать второй учебный текст. (Приложение 2)
Постановка учебной задачи. Первичное закрепление.
Окружающий нас мир очень не прост и когда с каждым днем сложность различных электронных систем все возрастает, с ростом сложности систем повышается и актуальность понимания учащимися той области с которой связанная тема, а именно об источниках электромагнитного излучения их видах и наносят ли они вред живым организмам.
Проверка результатов работы с учебными текстами
Когда кто-либо из учащихся сигнализирует о готовности выполненного задания. Для дальнейшей работы есть несколько сценариев развития событий:
Учащийся, который готов, пересказывает свой текст соседу, после чего сосед пытается ответить на те же вопросы, что были к тексту, но не прочитав текст, а на основе рассказа.
Примечание:
Этот вариант подходит для учащихся, сидящих за одной партой, работающими с разными текстами. Или за соседними партами.
Учащийся всему классу рассказывает тот материал, который он изучил, а так же дает ответы на вопросы в конце текста.
Примечание:
Как самый развернутый вариант ответа учащегося по итогу изучения текста, работа его у доски с использованием пояснительной схемы. С последующим изложением остальным что и от чего зависит и каким образом он пришел к этим умозаключениям (для усложненного варианта текста)
Если ни один из вариантов не оказался рабочим, то можно использовать фронтальное изложение материала, в котором рассказываем о существующих источниках излучения, с примерами и под запись.
Подведение итогов Рефлексивно-оценочный этап.
В современном мире мы постоянно находимся в поле действия того или иного излучения, но как мы выяснили с вами практически все оно безвредно а если и несет какую либо угрозу, то только в большом количестве.
Что узнали нового?
Была ли достигнута цель, поставленная в начале занятия?
Если была то, как и почему, если нет, то по какой причине.
Выставление оценок за урок.
Примечание: по возможности учащийся самостоятельно формулирует заработанный на уроке балл исходя из собственной работы.