Исследовательская работа Образ зеркала в оккультной науке и художественной литературе

Региональная научно-практическая конференция школьников





Исследовательская работа
по литературе



Загадочный мир зеркал
(Образ зеркала в оккультной науке и художественной литературе)






Автор: Санникова Ирина,
ученица 9А класса,
МАОУ СОШ №4 г.Асино.
Руководитель: Петрова Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы.







2017

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3-4
Основная часть
Глава1. Зеркало и оккультизм 5-7
Глава 2. Образ зеркала в русской и зарубежной литературе 8
2.1.Зеркало в литературных сказках А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена как
носитель зла и добра 8-10
2.2.Зеркало в литературе 11
2.3.Страна Зазеркалья 12
3.4.Зеркало как предмет гадания в произведениях русской литературы 13-15
2.5. Двойники 16-17
Заключение 19
Список литературы 20
Приложения 21-23

















Как много тайн в себе хранит
Привычный всем предмет
Куда нас зеркало манит?
Так в чем его секрет?
ВВЕДЕНИЕ
Из всех предметов интерьера зеркало наиболее загадочный и мистический предмет, который во все времена был окружен ореолом мистики и тайны. Жизнь современного человека невозможно представить без зеркала. А что такое зеркало?
Зеркало - это, прежде всего, амальгамированное стекло, атрибут красоты. Его история теряется в глубине веков. Первые зеркала делали еще в Древнем Шумере, Индии и Египте, в XII веке стали делать в Италии.
С древних времен зеркала интриговали и притягивали своей магической сущностью. В оккультной науке зеркало является не только отражающей поверхностью, но также связующим звеном между человеком и душой (сознанием и подсознанием). Как в зеркале мы каждый раз видим новое свое отражение, так и у писателя образ зеркала в разные годы обретал новое значение.
Я заинтересовалась этой темой после того, как стала участником святочных гаданий в этом году. Есть поверье, что зеркала знают будущее и всегда живут рядом с человеком. Может быть, поэтому о зеркалах так много пишут, чтобы с их помощью раскрыть тайный смысл?
Перед нами встал проблемный вопрос: какова роль зеркала не только в оккультизме, но и в произведениях литературы?
Цель проекта: выявление символического смысла использования образа зеркала в оккультной науке и литературе;
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: изучить и выявить символику зеркала и определить особенности мотива зеркала в произведениях классиков.
Предметом исследования является зеркало в истории культуры. Предмет изучения: художественные тексты русских и зарубежных писателей.
Объектом исследования – образ зеркала в литературе (образы, мотивы, сюжет, композиция произведений, связанных с зеркалами или основанных на принципе «зеркала»).
Актуальность работы обусловлена тем, что зеркало стало неотъемлемой частью нашего быта, исследование «зеркальных» приёмов, образов и мотивов позволит нам более глубоко понять идейный замысел произведений, оценить их художественные достоинства.
В связи с этим нами была выдвинута гипотеза: образ зеркала имеет какой-то магический смысл, помогает лучше понимать содержание произведений и их идеи, характер героев, поэтому писатели часто используют его в своих произведениях.
Научная новизна работы, на наш взгляд, состоит в том, что феномен зеркала рассмотрен в трех проекциях: зеркало-вещь, идея зеркала и зеркальности, образ зеркала в литературе. Несмотря на обилие публикаций, посвященных теме зеркала, в большинстве работ авторы обращаются только к одному из многих аспектов феномена зеркала. На фоне значительного числа публикаций обнаруживается недостаток комплексного исследования предмета.
Методом исследования является изучение литературы по данной теме, анализ произведений, в которых присутствует образ зеркала.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках литературы, классных часах.
Возможная область применения результатов нашего исследования – лингвистика, филология.




















ГЛАВА 1.
ЗЕРКАЛО И ОККУЛЬТИЗМ.
Мистические свойства зеркала
Впервые человек встретился с собственным зеркальным отражением на поверхности водяной глади. Уже этим отражениям стали приписывать потусторонние свойства как двойникам человека. Здесь же можно вспомнить греческий миф о Нарциссе, в которого влюблялись многие женщины, в том числе и нимфа Эхо, но он отверг ее, и она так сильно высохла, что от нее остался лишь голос. Тогда разгневанные женщины потребовали кары для юноши, и богиня[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сделала так, что когда [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] увидел свое отражение в озере, он влюбился в самого себя и умер от безответной любви. На берегу же, после его смерти вырос холодный цветок нарцисс. 
На протяжении многих веков зеркало применяли в оккультизме, причем для самых разных целей. Самое древнее объяснение мистических свойств зеркал принадлежит Парацельсу, который считал зеркала тоннелем, соединяющим материальный и тонкий миры. Сквозь зеркала тонкие энергии попадают к нам. Несомненно, эта энергия очень сильно воздействует на психику людей. Базируясь на предположении Парацельса, древние врачи употребляли свойства зеркал для гипнотических сеансов и всевозможных внушений.
Когда-то на Руси очень широкое распространение получило гадание: два зеркала направляли друг на друга, расставляли горящие свечи и внимательно смотрели в зеркальный коридор, создаваемый отражением двух зеркал, надеясь увидеть свою судьбу. До начала сеанса следует закрыть иконы, снять крестик и засунуть его под пятку иными словами, полностью отказаться от всех священных сил.
С зеркалом связано множество легенд и поверий. Например, существует легенда о том, как зеркало появилось на земле. В ней говорится, что зеркало принес в наш мир Дьявол, подарив его монаху, который решил «тестировать» Библию, усомнившись в «Просите, и дано будет вам.». Монах пошел к царю и попросил руки его дочери. Царь был удивлен и передал просьбу дочери. Та в свою очередь, сказала, что замуж пойдет, в том случае, если монах принесет ей предмет « В который она сможет видеть себя с головы до ног». Монах скитался по лесам, в поисках такого предмета, пока Дьявол не преподнес ему большое овальное зеркало. Монах принес его во дворец, но жениться отказался и вернулся в монастырь, замаливать тяжкий грех сомнения. 
Интересный исторический момент: Иван Грозный, очень страшившийся дурных сил и сглазов, распорядился, чтобы его жене зеркала делали лишь слепые умельцы. Тут нет ничего странного, поскольку на Руси бытовало мнение, что зеркало способно подхватить порчу и «подарить» ее любому, заглянувшему в него. Иван Грозный боялся зеркал, полагая, что внутри них находится зазеркальный мир, полный врагов.
В Европе в мистические свойства зеркал верили ничуть не меньше здесь часто монтировали зеркала в окна, чтобы отбить «вредную» энергию злого соседа, либо расположенных рядом «негативных» построек: промышленных объектов, темниц... В Испании на одеяние ребенка цепляли кучу небольших зеркал, чтобы оградить его от влияния взоров завистников. Даже королевские особы верили в магические зеркала и пользовались ими. Екатерина Медичи, страстно верившая в оккультные искусства, владела зеркалом, которое приоткрывало ей будущее Франции. Генрих IV также полагался на волшебное зеркало, чтобы раскрыть политические заговоры против себя.
В Китае зеркало было в большом почтенье. Квадратное, оно означало землю, а круглое – небеса. Это был символ супружеского счастья. Зеркало, висящее на потолке храма или гробницы, образовывало путь для восхождения души на небо. Зеркала притягивают и передают энергию Ци, поэтому в фен-шуй они используются разными способами. Когда в доме или помещении из-за особенностей планировки отсутствует одна из зон, зеркало может создать «эффект присутствия» и восстановить равновесие. Так же оно может отражать вредное воздействие острых углов, а кусочек повешенный при входе будет отражать злые намеренья приходящих. Несомненным свойство зеркала является способность удваивать качества предметов, поэтому, полезно помешать перед зеркалом что-нибудь полезное и приятное. 

В индийской традиции зеркало считается символом истины. В Корее в начале XX века вместилищем души женщины-шаманки масин манмэн было “медное зеркало”, которое помещалось в алтарь. Кроме того, зеркало символизировало небесный свод. Вообще блеску зеркала приписывалась способность отгонять духов.
В средневековом символизме зеркало – «чистое зеркало» атрибут Девы Марии, так как она благодаря своей чистоте отразила в себе Бога через Иисуса Христа, не исказив изображение. Каббалистический термин «лучистое зеркало» обозначает способность к предвиденью, прорицанию, которым обладал Моисей. В Тибетской традиции символ сверкающего зеркала – это тайна бытия, это то, что в нем присутствует.  В исламской традиции, в зеркале существует точка, где отражается вершина мира
И сейчас, в век технического прогресса, люди не забывают о мистике зеркал. Мы пугаемся, когда зеркало падает на пол, и заботливо проверяем не откололся ли кусочек. Или, возвратившись за чем-то домой, перед уходом непременно посмотрим в зеркало. После визита неприятных людей обязательно моем зеркало, очищая от них его память. Если в доме находится покойник, зеркала занавешивают, боясь, как бы дух усопшего не ушел в зеркало, где он застрянет навечно...а
Зеркало вечный источник суеверий. Несказанно много [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], связанных с зеркалами, гаданий и обрядов. Мистические свойства зеркал начали применять гадалки и колдуны. Они нашли себе место в белой и черной магии.
Зеркало, как предмет волшебный, обладающий магическими свойствами, наиболее часто используется в литературных произведениях. Как правило, оно появляется на переломной фазе действия, выполняя организующую или предвещающую функцию. И это, конечно, не могло не отразиться в фольклоре.
В литературе зеркало – достаточно распространенный персонаж или важная деталь.









ГЛАВА 2.
ОБРАЗ ЗЕРКАЛА В ЛИТЕРАТУРЕ.

1. Зеркало в литературных сказках А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена как носитель зла и добра.
Зеркало как предмет волшебный, потусторонний, обладающий магическими свойствами, наиболее часто употребляется в литературных сказках. В русскую литературу образ зеркала входит с творчеством А.С.Пушкина, в котором ясно видеть можно подлинное качество человека». А какими качествами наделял Пушкин зеркала в других своих произведениях?
Почему-то сразу вспоминается этот портрет и слова А.С: Пушкина: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.» Зеркала у Пушкина «верные», «льстивые», «любящие» тех, кого они отражают...
В «Сказке о мёртвой царевне» А.С. Пушкина зеркало злой мачехи тоже говорит правду, однако здесь трудно решить, является ли оно добрым: ведь по его вине мачеха чуть не погубила свою падчерицу. Так, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее. Зеркало является полноправным персонажем сказки. Оно не хочет льстить, говорит правду и только правду, не собирается идти ни на какие компромиссы со своей хозяйкой. Вроде бы это хорошо: правдивость и неподкупность, но почему-то кажется, что с другим человеком оно вело бы себя немного по-другому. Я согласна, что оно, отображая только одну свою хозяйку, которая разговаривает, проводит много времени с ним, само должно приобрести черты этой злой царицы. Кажется, что они настолько сблизились друг с другом и не могут существовать отдельно. Недаром же, разбив зеркало, царица почти сразу умирает сама...
Существуют разные мнения об образе этого зеркала. Кто- то говорит, что это положительный персонаж, т.к. смерть оно приняло за свои справедливые убеждения! Не побоялось злобной царице правду в лицо сказать! ...»Бросив зеркальце под лавку, позвала к себе чернавку»....». Об пол зеркало разбив»-... Основное его достоинство заключается в том, что оно было честным и неподкупным и имело смелость всегда говорить правду: «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее...»
А.С. Пушкин создал образ такого обаятельного и справедливого зеркала, которое не встречалось раньше. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление возвысить свою красоту, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:
Свет мой, зеркальце! скажи...
Но с появлением соперницы обращение другое:
Ах ты, мерзкое стекло!
Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы. Царица довольна ответом зеркальца .Глаголы «изображают» движение каждой части тела. Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку. Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. Через зеркало прослеживается и тема зависти.
Великий датский сказочник Г.Х. Андерсен удивительным образом расширяет, углубляет возможности зеркала. Под его пером зеркало становится литературным приёмом, позволяющим приблизить вроде бы истории для детей с захватывающим сюжетом к серьёзным проблемам, таким как добро и зло, самопознание человека. В сказке Г.Х.Андерсена «Новый наряд короля» писатель не наделяет зеркало какими-либо волшебными свойствами, оно представлено здесь простым предметом, вещью, лишённой чего-то магического. Упоминается оно практически в конце сказки, но, несмотря на это, играет важную роль в раскрытии замысла автора. Вот главный эпизод сказки, который собирает всех героев на решающее испытание. А в центре этого эпизода находится зеркало.
« А теперь, ваше королевское величество, соблаговолите раздеться и
стать вот тут, перед большим зеркалом! сказали королю обманщики. Мы нарядим вас.
Король разделся, и обманщики принялись наряжать его: они делали вид, будто надевают на него одну часть одежды за другой и наконец прикрепляют что-то в плечах и на талии, это они надевали на него королевскую мантию! А король в это время поворачивался перед зеркалом во все стороны.
Боже, как идет! Как чудно сидит! шептали в свите. Какой узор, какие краски! Роскошное платье!..
Я готов! сказал король. Хорошо ли сидит платье?
И он еще раз повернулся перед зеркалом: надо ведь было показать, что он внимательно рассматривает свой наряд».
Придворные боятся сказать, что они на самом деле видят, так как за это их могут наказать. Но король ведь находится над всеми. Он главный и ему некого боятся. И зеркало показывает ему правду. Стоит королю сделать усилие над собой, оторваться от привычной для всех лжи, отказаться от общепринятого мнения, и справедливость восторжествует. Обманщики будут выведены на чистую воду. Но как это трудно сделать! Зеркало, безмолвно наблюдая за происходящим, ставит короля перед выбором, помогая осознать свои ошибки. Оно предлагает ему очнуться от этой иллюзии, но король отказывается. Зеркало искажает уродливую наружность короля и показывает его глупость в сказке Г.-Х. Андерсена “Новое платье короля”. В сказке зеркало является персонажем, но безмолвным. Король, поворачиваясь перед ним, хвалит новый наряд, потому что боится прослыть глупым, молчит и зеркало, и придворные, на это и рассчитываю хитрые портные. И только маленький мальчик крикнул: «Да, король-то голый». А устами младенца глаголит истина. Андерсен высмеивает такой человеческий недостаток, как глупость, и это в большой степени достигается с помощью зеркала. Оно как бы подводит итог в доказательстве того, что король крайне глуп: он куда больше верит чужим словам, чем собственным глазам. Зеркало обычно показывает правду. Так происходит в «Новом наряде короля». Но зеркало несёт не только зло. Например, в сказке «Гадкий утёнок» отражение помогает утёнку осознать свою красоту и делает его счастливым:
«...И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. И о, чудо! Он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а лебедем!..».
Счастье к несчастному гадкому утенку приходит из зеркала. «...Он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему. « Убейте меня! - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное изображение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а - лебедем!»
«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»
Здесь Андерсен использует зеркало как окно в мир добра, чтобы открыть истину несчастному. Гадкий утёнок из сказки Андерсена, увидев себя в отражении прекрасным лебедем, возрождается к жизни.
По Андерсену, зеркало ещё и можно использовать в злых целях, обманывать людей. Зеркало Зла, искажающее истину, кривое, смеющееся над красотой и добром, представлено ещё в одной сказке Г.Х. Андерсена – «Снежная королева». Андерсен наделяет его новыми возможностями, всё больше увеличивая его роль в произведении. Теперь зеркало выворачивало наизнанку добрую сторону мира и усиливало зло. Оно стало его материалом,
его воплощением, так как и изобрёл его сам Дьявол. Также зеркало даже оживает: «Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас». Оно разбивается на миллионы осколков, которые тоже, словно живые, разлетаются на огромные расстояния в разных направлениях. Зеркало становится своего рода самостоятельным героем произведения и даже одним из главных персонажей, активно участвуя в развитии сюжета. Например, именно из-за осколков Кай попадает к Снежной королеве. Осколки кривого зеркала в данном случае являются метафорой отрицательных свойств и качеств. Герой пребывает во множестве своих отражений в расколотом на куски мире. Андерсен рисует образ осколков зеркала, посредством которых люди становятся злыми, бессердечными, причастными к царству зла. Зеркало выступает орудием лжи, мир распадается на добро и зло, искажает правду. Дурные чудеса в том и состоят, чтобы вывернуть прекрасные чудеса наизнанку, поставить всё с ног на голову. Сказочник как будто спрашивает: а что если человек попадёт под власть недоброго? Как он посмотрит тогда на мир? К чему приводит воздействие зловредной частички? Кай, внезапно захваченный злом, начинает искать изъяны во всём живом, умирает его душа.
Также автор рисует замерзшее озеро, на котором лед треснул «на тысячи кусков, ровных и правильных на диво». «Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире». Снежной королеве не подвластны добрые чувства: любовь, милосердие, она холодна и бесчувственна. Какая же связь между заледеневшим озером и древним зеркалом тролля? Мне кажется, что озеро ещё один осколок, но созданный королевой, и лишь повторяющий некоторые его черты. Оно помогает понять нравы и характер Снежной королевы, суть которых заключается в следующем. Она хочет, чтобы всё было правильно, рационально, чётко, тихо, спокойно. Можно сказать, что её взгляды на жизнь холодны, ей чужда людская жизнь, чужд наш разнообразный мир, переливающийся буйством красок. Сердце Кая превращается в кусок льда, он видит мир искаженным, злым. И хотя чудеса Снежной королевы изображены более красочно: волшебное зеркало, летающие сани, и разнообразные превращения снежинок, и сияющие
ледяные чертоги. Но всё равно у зла ничего не получается. А добрые чудеса напротив, очень простые и даже незаметные. И только доброе и горячее сердце Герды способно противостоять натиску злой силы. Каю теперь вдруг удается сложить из ледяных осколков слово «вечность» - и тем самым оплатить освобождение от уз Снежной королевы.
Делаем вывод: зло для Андерсена холодные, чёткие, слишком правильные взгляды на жизнь, а добро то самое разнообразие нашего мира, его постоянное движение, краски.
Зеркало распознает двойственность явлений. Оно допускает в себя зло, оно предоставляет злу жизненное пространство. Но зеркало с равным успехом распахивает свою дверь добру.
2. Зеркало в литературе.
В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень).
В других произведениях зеркало является источником видений.
Оно является участником колдовских операций и магических обрядов, например, во «Властелине колец» Зеркало Галадриэль показывало смотрящему в него видения из прошлого, настоящего и будущего.
В книге «Гарри Поттер и философский камень» зеркало Еиналеж показывало самые сокровенные желания человека.
Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво. Отражение в зеркале дает возможность человеку не только всматриваться в свой внешний облик, но и открывает дорогу размышлениям о внутреннем мире, пробуждает душевные переживания.
В сказке Оскара Уайльда Звездный Мальчик, прогнав свою нищую мать, превращается в уродливого карлика, но долго не может признать себя в страшном существе, которое в зеркале повторяет все его движения...
Похожий эпизод в готическом рассказе Говарда Лавкрафта: некое существо выбирается из–под земли через склеп, хочет присоединиться к людям, пирующим в доме. Но все разбегаются, а бедняга видит свое отражение... И понимает, что он не человек, а... Лавкрафт оставляет на долю читателя придумывать, что это было.
В качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь взял известную народную пословицу: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. Посредством эпиграфа, в котором тоже упоминается зеркало как обличитель пороков крепостничества, были вскрыты взяточничество, казнокрадство, лень, угодничество.
Что ж, зеркала действительно оставляют нам много загадок и предоставляют немало возможностей, в том числе возможность приоткрывать завесу будущего.








2. Страна Зазеркалье
Зазеркалье - страна, в которую обожали путешествовать сказочники. И, что удивительно, сказочники рисовали за порогом зеркала чудный, волшебный мир - вопреки сложившимся представлениям о жутких вещах, скрывающихся в Зазеркалье. Или само зеркало делали «добрым гением». Одной из самых популярных книг известного детского писателя Виталия
Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал». Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает “побывать по ту сторону зеркала”. С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. На зеркальности построено все произведение. Переправа в Зазеркалье происходит мгновенно. Зеркало становится символической дверью и выступает как окно в другой мир. В Зазеркалье Оля встречается с Яло, которая оказывается ее двойником. Вся сказка построена на двойничестве, которое строится по принципу симметрии. Имена Оли и Яло являются палиндромами (перевертнями) – словами, читающимися одинаково слева направо и справа налево. Все имена в сказке перевернуты и читаются “наоборот” как у положительных (Гурд, Бар, Аксал), так и у отрицательных героев (Топсед, Нушрок, Абаж, Анидаг). Все имена в “Королевстве кривых зеркал” имеют оценочную нагрузку.В Королевстве кривых зеркал кривое зеркало показывает мир в искаженном свете. Нушрок подводит голодного Гурда к кривому зеркалу с крошкой в руке, и мы видим “в зеркале толстого мальчика с огромной булкой”. Кривое зеркало выступает здесь гиперболой.
“Королевство кривых зеркал” – не типичная сказка для своего времени. Впервые в русской детской литературе главный герой литературной сказки был отправлен в Зазеркалье.
Зеркало часто используется в литературе как метафора внутренней жизни человека. Вспомним, например, самые известные книги, удивительно красиво описывающие внутреннюю жизнь ребенка, - книги Л. Кэрролла про Алису. В книге «Алиса в зазеркалье» девочка, пройдя через зеркало, попадает в особую страну – отражение ее собственного мира. “ я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный мир там есть комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная, Кстати, только все там наоборот! Когда я залезаю на стул и смотрю в зеркало, она видна мне вся, кроме камина”, “ Тут Алиса оказалась на каминной полке, хоть и сама не заметила, как она туда попала. А зеркало, и точно, стало таять, словно серебристый туман поутру. Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье.” Это мир сложный, самобытный, противоречивый, магический. В нем непросто разобраться, в нем нет хорошего и плохого, в нем все неоднозначно.

Выводы.
В произведениях фантастического жанра (сказках, мифах) зеркало играет сюжетообразующую роль. Зеркало может выступать как предмет-помощник и как атрибут зла в руках чародеев и колдунов. Авторские сказки А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена продолжают мифологическую линию, представляющую зеркало как магический предмет.
Приём проникновения героев в Зазеркалье используется во многих произведениях фантастического жанра. Миф о Зазеркалье порождён способностью зеркала отражать мир наоборот, искажать изображение, расширять пространство и создавать миражи. Зеркало становится не только героем, но и свидетелем событий.
Таким образом, в сказках зеркало выполняет функцию литературного приёма, приближая сказку к серьёзной литературе.

3. Зеркало как предмет гадания в произведениях русской литературы
Зеркало как магический предмет представлен в балладе Жуковского «Светлана».
Девушка прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала.
«Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Здесь зеркало - способ связи с потусторонним миром. Гадание на зеркале девушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Она смотрится в зеркало, зеркало также образ – символ, который имеет свое значение, в зеркале темно и «страх туманит очи», «занялся от страха дух» Тьма в зеркале порождают робость и страх ». Гадание на зеркале тоже выполняет сюжетообразующую роль, однако это не главное. В этой балладе намечается переход автора от романтических представлений к реалистическому взгляду на мир.
Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» повествует о святочных гаданиях. Главная героиня Татьяна, воспитанная на «преданьях простонародной старины», тоже идёт гадать с помощью зеркала на своего суженого.
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна
«Как помним, гадания никак не хотят предсказывать Татьяне того, что хочет она, - любви Онегина». Пушкин в этом произведении уже уходит от мистики романтизма. Эпизод гадания нужен был Пушкину для того, чтобы ярче высветить характер главной героини, показать его народную основу.
Молодые героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» тоже живут в ожидании счастья, как и Татьяна. На Святки молодёжь из семейства Ростовых участвует в народных забавах, а потом Наташа, Соня и их горничная Дуняша решаются на гадание с зеркалом (том II, часть IV, глава XII). Наташа, как ни старалась, ничего не увидела в нём: «Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала гадать и отошла от зеркала». Не увидела в зеркале ничего и Соня, но, чтобы не обмануть ожидания подруг, она сделала вид, что ей что-то померещилось. «Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видела?» - мелькнуло у неё в голове.
Толстому, как и Пушкину, эпизод гадания нужен был для того, чтобы лучше показать характер героинь, их стремление к любви и счастью.
Выводы. Эпизод гадания с помощью зеркала встречается во многих произведениях русской литературы, но он лишён мистической подоплёки. В балладе «Светлана» Жуковский отходит от канонов романтизма и вместо ожидаемой трагической развязки преподносит читателю светлый и оптимистический финал. В романах «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина эпизод гадания нужен был авторам, чтобы лучше высветить характер главных героинь, показать их стремление к счастью и любви.
Таким образом, в сказках зеркало выполняет функцию литературного приёма, приближая сказку к серьёзной литературе.

4. Двойники
Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем что в зеркале отражена душа человека. Феномен зеркала, претерпев значительную эволюцию и трансформацию, является не только одним из основополагающих мотивов в литературе ХХ столетия и темой многих поэтов и писателей, но и получает
осмысление своего Я. На многие десятилетия сделали зеркало запретным предметом для
мужчины. Предполагалось, видимо, что побриться он может и у цирюльника, не заглядывая в зеркало. На женщин этот запрет не распространялся:
Но женщин я б не упрекал,
Что жить не могут без зеркал,-
Их все-таки, бедняжек жаль:
Год нужен им надеть вуаль.
По представлениям людей тех времен, не было ничего более несообразного, чем рыцарь с зеркальцем. Замечательно, что, описывая дом Тараса Бульбы и перечисляя награбленные им предметы и вещи, Гоголь не упоминает о зеркале. Хотя была же когда-то молодой его жена, мог бы подумать он и об ее нехитрых женских прихотях:
«На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. (...) На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена»
Нравственное падение и предательство Андрия произошло не тогда, когда он вылетел в золотых доспехах во главе польского гарнизона, а гораздо раньше, еще в Киеве, когда он впервые пробрался в дом прекрасной полячки, «которая в это время сидела перед свечою (и, конечно, перед зеркалом!) и вынимала из ушей своих дорогие серьги», а потом «надела ему на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ему серьги и кинула на него
кисейную прозрачную шемизетку с фестонами, вышитыми золотом».
За всей этой легкомысленной любовной игрой – непростая карнавальная ситуация, уместная, допустим, на святках, а символическое лишение Андрия рыцарства. Какое впечатление произвел бы на своих братьев по оружию этот «лыцарь», увешанный женскими побрякушками и стоящий перед зеркалом! Сцена эта, при всей ее внешней забавности, исполнена глубокого и пророческого смысла. Проявив нескромность подобным образом, Андрий позже, уже совершенно естественно, сделает последний непоправимый шаг.
Поэтому следует учесть, что через зеркало, человек может быть обманут, а вдруг зеркало искажено, вогнуто и вместо правды реальности оно отражает кривду лжи. Потому как, смотря в кривое зеркало, увидишь духов но не душу, не истинное лицо а маски, в которые облачается человек находясь в зазеркалье, и тогда отражается именно этот образ подставных масок, который отличается от его образа в реальности.
Пройдет немного времени, и зеркало из уже привычной, обязательной бытовой детали у некоторых авторов превратится в важный элемент сюжета, и романтики будут использовать его не только для «причесывания» своих героев.
Евгений Онегин уподобляется Нарциссу, когда по нескольку часов проводит перед зеркалом:
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Пушкин рисует самовлюблённого эгоиста, занятого только собой. Онегин, как и всякий иной романтический герой,
«... три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил»,
но уже в этом романе автор не устоит перед возможностью с удовольствием выставить перед зеркалом: «...оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: Это я!»
Мы видим героев и их двойников в зеркале: одни по эту сторону зеркала, довольные своей внешностью, лоском, другие по ту сторону – полная противоположность. Что живёт внутри героев? Здесь чувство превосходства над обществом, а там ранимая душа.
Таковы некоторые из зеркал «Евгения Онегина», где вообще-то их множество.

У Михаила Булгакова мотив зеркала сопровождает появление нечистой силы, связь с потусторонним миром и чудеса. Например, в “Роковых яйцах” луч получен при помощи комбинации линз и зеркал. То есть тот мир таит грозную силу, которую Рокк выпустил при помощи камеры Персикова. Он создал чудовищ, которые были ужасны и нанесли большой урон, хотя и не выжили не в своём мире.
В романе “Мастер и Маргарита” уже прямо указывается на зеркало как на дверь в зазеркалье. Например, в квартире Стёпы Лиходеева, перед тем как забросить его в Ялту, Бегемот и Фагот сначала проходят в зеркале и только потом появляются в квартире. А Азазелло открыто выходит из зеркала, ведь он (согласно легендам) и изобрёл его в своё время; может быть, оно и было изобретено для более лёгкого перемещения, чтобы были двери в каждую квартиру, в каждый дом. Вся магия в романе сопровождается присутствием зеркал. При всех превращениях и преображениях также присутствуют зеркала. Когда Маргарита намазалась кремом Азазелло, она смотрела в зеркало; когда Николай Иванович превратился в борова, он тоже смотрел в зеркало. С другой стороны, зеркала и стёкла в романе постоянно бьются, то есть ещё раз показывается бесконечность в зеркале, на этот раз бесконечность количества осколков, и в каждом – свой новый мир. На балу у Сатаны, где присутствует одна нечисть, зеркальный пол: так все чувствуют себя уверенней, в своей стихии, где много призрачного и непонятного для обычного человека. [9].

Зеркало в романе, таким образом, оказывается переходом, связывающим два вида пространства: обыденное и чудесное. Но зеркало и разделяет эти два мира, является пограничным постом между ними, и в этой ситуации даже сверхъестественные персонажи вынуждены вести себя довольно примитивно.
Главным средством для перехода в иномерные зоны пространства в романе названы зеркала. Однако первый переход в самом начале романа, где зеркала как будто нет. Вспомним самое древнее зеркало – гладкую водную поверхность. И действительно, единственный оставшийся из трех Патриарших прудов своими очертаниями очень напоминает громадное прямоугольное зеркало.
Создание с помощью зеркала параллельных образов героев-двойников - один из путей проверки философской идеи, теории в жизненной практике. Этот прием выявляет голос автора, его отношение к герою, его раздумья. Благодаря двойничеству художественное изображение приобретает идейный смысл.
Вывод: Зеркала как художественный приём широко используется в русской литературе. Зеркальный принцип лежит в основе приёма антитезы и в основе композиции многих произведений. Зеркальная композиция в прозе (повтор эпизодов, сцен, глав, явлений и их
зеркальное отражение) помогает лучше раскрыть идею произведения, показать характеры героев и проследить их духовную эволюцию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В каждой культуре, в каждом времени, на каждом возрастном этапе – свои зеркала и свои отражения. Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво.
Разумеется, перечнем только тех произведений, которые были рассмотрены нами, тему "зеркала в литературе " не исчерпать.
Говорить о зеркалах - это значит видеть недорисованное и слышать недослышанное, чего так много в произведениях литературы, особенно, если читать между строк.
Даже беглое знакомство с трактовкой образа зеркал тревожит некоей недосказанностью и загадочностью.
Именно поэтому можно считать, что наша гипотеза подтверждена. Безусловно, образ зеркала имеет какой-то магический смысл, поэтому оккультисты используют его в различного рода ритуалах и обрядах, а писатели часто используют в своих произведениях.
Нами было изучено 22 произведения, в которых символика зеркала несет большую смысловую нагрузку и является важным для понимания образов героев, их действий и поступков.
Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас и все, что грядет.
Поэтому вокруг архетипа зеркала возникает своя собственная мифология, которая получает свое творческое оформление и выражается как в литературе, так и в оккультизме.



Список литературы:
Абрам Вулис «Литературные зеркала» М: «Советский писатель», 1991 г.,:
LINK "http://sharedbook.ru/"http://sharedbook.ru/, 237 с.
Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки», полное издание в одном томе,
издательство «Альфа-книга», Москва, 2008 г., 1087 с.
Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки» в трёх томах, 1986 г., том 2, 464
Г.Х Андерсен. Сборник сказок 1989г
Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье».
Виктор Шкловский. Тетива: О несходстве сходного. М.: Советский
писатель, 1970. 376 с.
А.С.Пушкин Роман «Евгений Онегин»
М.Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Урванцева Н.Г. «Мифологема зеркала в повести-сказке В.Г. Губарева
“Королевство кривых зеркал” стр.34, 49..
Список Интернет-ресурсов:
http://www.ngebooks.com/book_9654_chapter_1_Literaturnye_zerkala.html
http://h.ua/story/31849/
http://www.proza.ru/
https://ru.wikipedia.org/








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515