Статья Инновационные технологии обучения как средства повышения качества учебного процесса на уроках иностранного языка в неязыковом учебном заведении СПО
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО
В настоящее время в связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, чрезвычайно актуальными становятся вопросы оптимизации образовательного процесса по практическому курсу иностранного языка. Результатом освоения программы обучения должно быть формирование у выпускника комплекса компетенций общекультурной и профессиональной направленности, трактуемых как цели обучения в рамках компетентностного подхода.
Главная цель изучения языка в среднем профессиональном учебном заведении – приобретение студентами профессиональной компетенции, составным элементом которой является иноязычная коммуникативная компетенция.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий - ролевые, деловые игры, различные виды дискуссий, творческие проекты, работа с источниками, разбор конкретных ситуаций, информационные технологии и интернет ресурсы, проектная технология и технология интерактивного обучения, обучение в сотрудничестве в сочетании с внеаудиторной работой, помогающие реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и обеспечивающие индивидуализацию и дифференциацию обучения - с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В качестве важного пути повышения эффективности образовательного процесса по иностранному языку следует рассматривать:
- технологию развития критического мышления, позволяющую развивать мыслительные навыки и навыки работы с информацией через чтение, фиксацию материала. На уроках мы применяем следующие методы: составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам; кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения.... ;
- технологию интерактивного обучения, создающую на занятиях реальные ситуации из жизни, и заставляющую учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка;
- ролевую игру, обладающую большими возможностями мотивационно-побудительного характера и способствующую созданию психологической готовности обучаемых к речевому общению, обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала, тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи;
- использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.
Качество овладения студентами практическими умениями использовать иностранный язык как средство профессионального общения обеспечивается путем внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий. Очень важно уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи различных информационных средств и технологий, уметь работать с реальными объектами как источниками информации.
Высокий уровень мотивации будущих специалистов технического профиля к изучению иностранного языка обеспечивается путем создания на занятиях ситуаций профессионально-ориентированного характера, вовлечением студентов в профессионально значимое общение в информационной развивающей среде, поощрением стремления к работе в команде на основе сотрудничества и сотворчества.
Одной из самых востребованных инновационных образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, является метод проектов как «организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся».
Знание иностранного языка необходимо для специалистов технических специальностей, т. к. многие станки, приборы, эксплуатируемые в России, изготовлены за рубежом или на совместных предприятиях и большая часть нормативных документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации написана на иностранном языке. Поэтому одна из целей курса “Английский язык” - обучение деловому языку по специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Задачей курса иностранного языка является использование имеющихся у студентов знаний по специальным предметам на уроках английского языка. Так как материал знаком студентам, непосредственно связан с их будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом. Студенты овладевают технической терминологией на английском языке, читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, переводят найденный материал на английский язык. Я стараюсь ориентировать ребят на самостоятельный поиск аутентичной информации по обсуждаемым темам. Итогом изучения данного курса является проект в форме электронной презентации.
Так, учащиеся отделения «Авиационные приборы и комплексы» представляли свои творческие работы по темам: «International Aerospace Show MAKS. Russia Expands International Cooperation with Foreign Countries», «Night and Day Camera for Helicopters Gyrostabilized System GEO-NTK 4» «Aircraft Condition System Digital Control Unit and Power Supply System Automatic Control Unit”) - большое значение в работах студентов уделялось новейшим достижениям и приоритетным программам в области высоких технологий, которые в настоящее время концентрируются в отечественной аэрокосмической промышленности, представленных на Международном Аэрокосмическом Салоне (МАКС), учащиеся затрагивали вопросы углублённой интеграции России в мировую авиацию, о новых шагах в интеграционном процессе, о сотрудничестве России с зарубежными странами, о значении и важности Международного Аэрокосмического салона для отечественной авиационной промышленности.
Студенты отделения «Радиоаппаратостроение» показали интересные проекты по темам:«Electronics. The Usage of Electronics in Our Life», «The Development of Radio. Radio communication», «Electra work MATE LS90 – Semiautomatic Component Insertion Machine» - в данных работах был представлен обзор вопросов, связанных с историей и основными этапами развития электроники, изобретением транзисторов, основах развития микроэлектроники и микроминиатюризации, стратегиях развития электронной промышленности России, о перспективах и новейших достижениях в области электроники и применении её в повседневной жизни.
Технологи презентовали свои творческие работы по темам: «Engine Lathe»«The Future of Machine-building. Innovative Technologies», «The Development of Machine-building Industry».
С целью повышения познавательной активности и мотивации обучающихся, развития их исследовательских и творческих способностей в нашем колледже регулярно проводятся конкурсы и научно-практические конференции как одна из форм проектной деятельности, где студенты представляют свои работы в форме электронной презентации. Учащиеся показывают какие умения и навыки перевода научно-технической литературы они приобретают, обучаясь в колледже, насколько владеют приёмами синтетической и аналитической обработки информации, навыками исследовательской работы, насколько они эрудированны и информированы, как ориентируются в формальных признаках лексических и грамматических явлений, насколько адекватно передают содержание текста в соответствии с нормами русского литературного языка, участвуя в межкультурном общении на иностранном языке в письменной и устной формах с учётом интересов и профильных устремлений.
Таким образом, следует отметить, что использование современных активных приемов в обучении в процессе преподавания иностранного языка, организация внеаудиторной самостоятельной работы доступны каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы ребят, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нём.
·