Доклад Новые подходы к организации учебного процесса в МКШ


КГУ «Средняя школа имени Ельдеса Омарова»

Учитель начальных классов
Рахимбаева У.А.
2015-2016 учебный год
В последние десятилетия в жизни нашего государства произошли существенные социальные и экономические перемены. Казахстан переходит от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Целью образования в малокомплектной начальной школе становится общекультурное , личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию ,как умение учиться .Стремительное технологическое развитие , динамично меняющиеся в современном мире реальности , культурное разнообразие начинают опережать способности человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления , прогнозировать перспективы. В этих условиях требуются новые подходы к организации учебно – воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе, в подготовке активно думающего человека, ориентированного на знания использование новых технологий , способного творчески подходить к решению задач.
Малокомплектная школа — начальная школа, в которой учителей меньше, чем классов, и каждый учитель работает одновременно с несколькими классами.
Особенности учебно - воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями:
- отдаленностью от больших городов;
- сложившимися отношениями между людьми;
-отсутствием других очагов культуры в населенном пункте;
-нестабильностью коммуникации (дома культуры, почты,медпункта).
На качество учебно - воспитательной работы влияет малая численность населения, учителей, учеников. Школа становится центром воспитательной работы с детьми и взрослым населением, а учитель — ее организатором и проводником. Пока есть школа, живет поселок, действует рудник, эксплуатируется магистраль.
У малокомплектных школ есть определенные преимущества. Главное — небольшое число учеников в школе, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность организовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Малокомплектная школа — это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Школа с 30-40 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.
Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников .Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения .
Значительную часть знаний дети получают друг от друга , при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают , без труда усваивают.Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентноспособности
Чтобы решать эти задачи , каждому педагогу малокомплектной начальной школы важно понять ЧТО? ЗАЧЕМ? и КАКИМ ОБРАЗОМ? изменить в своей деятельности.
Сегодня казахстанская система образования существенно меняет свой облик . Мы часто сетуем на то , что дети не желают учиться.
ПОЧЕМУ? Потому что сегодня в школу приходит новое поколение детей , которых нельзя учить по старому
Государственные документы по совершенствованию системы и качества образования , требуют необходимости изменений в современной школе.
Таким образом пройдя трёхуровневые курсы я нашла ответы на эти вопросы и сегодня хотела бы поделиться со своими коллегами о введении новых подходов к организации учебно – воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе.
Благодаря курсам я познакомилась с исследовательским материалом касающимся соответствующих аспектов педагогики ,сделала для себя вывод , что главную роль на уроке играет ученик , а учитель является «талантливым наблюдателем», он направляет действия ученика для успешного самостоятельного обучения . В основе данных курсов лежат идеи семи модулей, которые взаимосвязаны между собой, это и предстояло мне внедрить в свою практику. В результате мои ученики научились тому, как учиться, стали независимыми, уверенными, увлеченными людьми. Чтобы этого достичь мне предстояло перестроить себя в первую очередь, изменить свое мышление, направить деятельность учеников в нужное русло.
Первым помощником в моем обучении стала книга «Руководство для учителя». В ней собрано огромное количество полезной информации, на которую я опираюсь в своей работе. Современные идеи, касающиеся того, как люди учатся, помогли выстроить свой план обучения учеников, а внедрение идей 7-ми модулей достичь желаемого результата.
Изучив модуль «Обучение тому, как учиться» я открыла для себя понятие того, как направить учащихся на понятие и принятие ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно. Самым обширным модулем, который прослеживается во всех остальных является «Новые подходы в преподавании и обучении». Основная суть данного модуля, согласно учебника «Руководство для учителя» состоит в том, что дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Изучением этой проблемы занимались следующие ученые: Л. Выготский, Вуд, Мерсер, Александр, Флейвелл. Они выделили следующие основные части этого модуля: обучение через диалог, обучение тому, как учиться, которые помогают учащимся построить и развивать свое собственное мышление. Диалог занимает центральное место на уроке . Он может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. На протяжении работы, я руководствуюсь данными исследованиями.
Используя элементы новых подходов в обучении и преподавании я использую демократический стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнёрами. Дети в начальных классах любят поговорить. Они хотят рассказать обо всем на свете, поделится своими переживаниями. Я всегда закрывала на это глаза, и не давала детям раскрыть свой внутренний мир. В традиционной методике учитель большую часть урока говорил, объяснял новый материал, а ученики просто слушали. Сейчас же учитель должен планировать урок так, чтобы дать ученикам возможность вступить в диалог. В диалоге учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения, можно организовать работу по скользящим группам, распределив несколько заданий одновременно. Работа в группе сближает, учит терпимости друг к другу, учит умению слушать и слышать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики приходят к единому мнению. Чтобы работа в группе была слаженной, мы с ребятами прописали правила, благодаря которым они могут прийти к единому мнению. Роль ведущего чаще всего беру на себя я, для того, чтобы не допустить конфликтных ситуаций между учащимися, так они ещё маленькие.
Говоря о стереотипе «учитель лучше знает, что нужно ученику», я могу сказать, что мое видение поменялось, когда я узнала об идеи модуля «обучение тому, как обучаться» «Голос ученика». Эту идею я применяю на каждом уроке: «ребята а вы как думаете», «что можно изменить» потому что она позволяет мне узнать, что мои ученики думают о происходящем на уроке, каким бы они хотели видеть следующий урок. Когда ученики видят , что учитель действительно прислушивается к их мнению, это вызывает у них массу положительных эмоций. «Голос ученика» вызывает позитивное отношение не только к обучению, но и к школе в целом.
Стереотип «все дети делятся на способных и неспособных» наверное, исчезает. Раньше в классе в ходе урока я опиралась на «сильных» учеников, а те, у которых была слабая мотивация к обучению просто отсиживались. Теперь после прохождения курсов , я знаю, что каждый ребенок уникален по-своему, только нужно правильно найти к нему подход, чтобы он смог раскрыть себя и показать свои возможности. Сейчас, я использую задания в полную силу ,которые помогают развивать их умственные и познавательные способности. Также я использую их знания, умения и навыки в работе со слабоуспевающими детьми. Они вступают с ними в диалог, наводящими вопросами пытаются пробудить у них желание говорить, высказывать свою точку зрения.
Еще существуют такие стереотипы, как «ученик не должен ошибаться», «учитель знает материал лучше ученика» и «результат обучения - оценка». По этому высказыванию я могу сказать, что в преодолении этих стереотипов мне помог модуль «оценивание обучения и оценивания для обучения».
Новшеством для меня стал процесс оценивания в целом. Признаюсь, раньше я не знала, как объективно оценивать учащихся, что отрицательно сказывалось на моем преподавании. Теперь я поняла, что я где то завышала оценки учащимся, где то занижала и внедрение критериев оценивания на уроке для меня стало стратегией на будущее. Также взяла для себя методики и приемы формативного оценивания, которое направлено на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. В профессиональном отношении я увидела возможность применения оценивания для обучения на уроках и то, как оно влияет на учащихся, то есть дети уже не боятся допустить ошибки, а выполняют работу в той мере, которая им присуща на данный момент. Они уже знают, что в случае ошибки они имеют возможность взглянуть на свою работу с другой стороны и исправить недочеты.
На своих уроках до курсов я использовала только «оценивание для обучения». Техники формативного оценивания позволяет узнать, насколько ученики поняли пройденный материал, на какой стадии они находятся в своем обучении,а также позволяет определить возможности улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Раньше за неправильный ответ ругали ребенка или просто сажали на место, махали рукой, говоря, что ответ его не верен, тем самым занижая его самооценку, то сейчас я учусь выслушивать учеников до конца, давая ему возможность выговориться, и если он допускает ошибку в ответе, не ругаю его, а даю шанс подумать, перефразировать, может он и сам придет к правильному ответу. Если у ребенка не получается, то доброжелательным тоном говорю ему: «Пока садись, подумай, может быть, ты найдешь ответ на свой вопрос в ответе своих одноклассников» и переориентирую вопрос другому ученику. Еще я узнала о таком умении, как умение держать паузу. Зачастую, я заполняла сложившуюся тишину своим голосом, старалась, чтобы на уроке не было застойных минут. Оказывается, если учитель хочет услышать голос своих учеников, ему надо научиться владеть собой и дать возможность ученикам свободно излагать свои мысли. Когда такое будет происходить, то ученики сами по цепочке будут включаться в беседу. Также при ответе учащихся стараюсь дать ему время на обдумывание, не стоит торопить ребенка, ведь все дети очень разные и у них разный темп мышления. Кто-то выкрикивает сразу ответ, кому-то надо время, чтобы подумать. Поэтому при выполнении какого-либо задания, нужно четко проговаривать время, чтобы дать всем ученикам обдумать ответ на поставленный вопрос.
Изучая технологию критического мышления на курсах и в интернет- ресурсах, я ставила перед собой цель, как построить уроки так, чтобы в них отражался этот модуль. При организации деятельности учащихся на уроке наряду с формированием математических знаний, умений и навыков происходит формирование критического мышления учащихся. Хотя на уроках математики, решая задачи, мы уже начинаем критически мыслить, то есть активизируем мыслительную деятельность.
Определение критического мышления обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов. Значит, главное правило данной технологии: задавать вопросы, проявлять любознательность и самостоятельно добывать знания. Поэтому нужно учить учеников задавать вопросы при решении задач, учить вести диалог. Сама структура урока при этой технологии делится на три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. И взяв за основу данную структуру урока можно легко и быстро построить урок так, чтоб в нем были охвачены все идеи модуля.
Как я уже выше упоминала, в своей практике я училась задавать детям вопросы, которые позволяют развивать у них критическое мышление, учат их самостоятельно анализировать, сравнивать и делать выводы. В начальных классах у многих детей хорошо развита мыслительная деятельность. Применяя модуль «развитие критического мышления», я поняла, для того, чтобы ученик смог научиться говорить, грамотно излагать свои мысли, научился анализировать, аргументировать свои ответы, приводить доказательства, надо планировать вопросы «высокого порядка», которые приведут к пробуждению всех мыслительных процессов у ребенка. Последовательная реализация новых подходов, внедрение в свою работу идей семи модулей повышает эффективность образования по показателям:
1.Придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
2.Более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
3.Возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
4.Существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
Новые подходы обусловливают изменения общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
-от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
-от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
-от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
 Итак, применение новых подходов к организации учебно- воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе дают возможность «взращивать семена знаний» на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Учитель на уроке вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, его чувства, его мысли. Именно такое сотрудничество ученика и учителя, сотрудничество, в ходе которого происходят дискуссии, совершаются хотя бы маленькие открытия, и делает процесс обучения действительно интересным, творческим, развивающим.И своё выступление хочу закончить словами Л. С. Выготского.
«Только, то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».
Проанализировав свое обучение по программе, и возвращаясь к основной задаче программы - «помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику», я делаю вывод, что пройденные модули актуальны и соответствуют как моим потребностям, как педагога, так и учеников, которые понимают приоритет важности способов работы с информацией над ее содержанием. Так как быстро развивающиеся технологии способствуют постоянному обновлению знаний, то ученики сами видят необходимость учиться всю жизнь, а для этого им необходимо в огромном потоке информации выбирать для себя нужное, анализировать и делать верные выводы. Причем эти методы должны работать не только в школе, но и в будущей профессии, в социуме, и помочь им быть независимыми, самомотивированными, уверенными, свободно общающимися на русском, казахском и английском языках и использующие передовые цифровые технологии. 
Выделяя из данного анализа, я рекомендую:
-строить урок таким образом, чтобы ученик активно принимал участие во всем, начиная от планирования цели и заканчивая анализом результатами обучения;
-при планировании продумывать различные варианты результатов деятельности детей;
-повышать внутреннюю мотивацию учеников, используя современные технологии;
-использовать формативное оценивание, направленное на обучение;
-расширить критерии для выявления одаренности и развивать не только по своим предметам.
Конечно, для того, чтобы изменения вступили в силу, исходя из вышесказанного, должны работать три мощных механизма: методическая поддержка; административная поддержка и целенаправленная организация изменений в педагогической деятельности; организация принципиально другого способа подготовки учителей.
Хочется сказать, что не зависимо от работы этих механизмов, я свою работу направляю в новое русло, так как после внедрения новых подходов на практике и, увидев положительный результат, просто не хочется возвращаться назад. Думаю, что с каждым годом учителей, желающих изменить свою педагогическую деятельность, будет больше.
Нас учили в колледжах и институтах методики проведения традиционных уроков, но пройдя курсы «НИШ», пришла к выводу, что сегодня нужно преподавать по новому. В первую очередь я усовершенствовала качество задаваемых мною вопросов, используя диалог с учащимися настолько продуктивно, что он превратился в отличное средство взаимообучения. Мои вопросы из формально задаваемых стали развивающими и проблемно-поисковыми. Учащимся стало намного интереснее искать ответы на те вопросы, односложного ответа на которые нет. А мне интересно следить за развивающейся дискуссией, наблюдать которую раньше но моих уроках можно было не часто, и сегодня все мои уроки изменились.Теперь, на мой взгляд положительный результат урока будет зависеть не от того, насколько понятно и доступно я расскажу ученику о каких-либо событиях, фактах, а, то, как сам сможет их понять и охарактеризовать. Речь не идет о предоставлении детям неограниченной свободы на уроке. Здесь имеется в виду хорошо спланированный самостоятельный труд детей, незаметно направленный и регулируемый учителем. Отходя от привычных шаблонов, нужно давать детям возможность ошибаться и учиться на своих ошибках. Это понимание изменило все мои стереотипы, определив другое направление в обучении и развитии детей.
Конец формы