Модель преемственности дошкольного и школьного образования МАОУ СОШ №111г. Перми и МДОУ Детский сад№2 г. Перми

Муниципальное автономное общеобразовательное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №111»










Модель преемственности
дошкольного и начального общего образования
МАОУ «СОШ №111» г. Перми и МДОУ «Детский сад№2» г.Перми
в рамках реализации   ФГОС НОО и ФГОС ДО

«Первый раз в первый класс»












Разработчики
Шпакова Л.Б. заместитель директора по УВР
Федотова Е. Г. учитель начальных классов
Рякина И.В. учитель начальных классов
Дьяченко И.И. учитель начальных классов,рук.МО
Шеломенцева Л.С. логопед
Рудакова А.В. психолог
Новиков И.А. учитель физической культуры
Мубаракшина Г.А. заведующая МДОУ
« Детский сад №2»
Корепанова Г.А. логопед
Азанова М.А воспитатель







2012г.
г.Пермь


Модель непрерывного образования
на уровне дошкольной организации и школы.



























Условия реализации программы.

1.Штат специалистов нового уровня в ДОУ и школе

Наличие в штате опытных специалистов (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по дошкольному образованию, руководители МО, воспитатели, учителя начальной школы, педагоги-психологи, учитель-логопед, социальный педагог и др.).
Отв. директор школы - Новикова Т.А.; заведующая детским садом - Мубаракшина Г.А;.

2.Материальная база
Наличие двух зданий детского сада №2 – и 1 здания школы.
Оборудование: 2 мобильных компьютерных класса в школе и одного стационарного в детском саду., мультимедийный проектор, экраны, магнитофоны и пр

3.Развивающая среда
В дошкольных группах:
Организованы центры развития: театрализованной, игровой, исследовательской деятельности, краеведения.
Природные и физкультурные уголки
Сенсорная комната с интерактивным оборудованием.
Спортивный зал с современным оборудованием отв Азанова М.А., воспитатель
В школе:
Классы с современным интерактивным оборудованием.
Компьютерные классы.
Спортивный зал
Актовый зал
Кабинет психологической разгрузки
Школьный музей отв. Федотова Е.Г. – учитель начальных классов

4. Здоровьесберегающая среда:
Соблюдение рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности.
Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в дошкольных группах, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В ОУ поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.
Лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики, гимнастики пробуждения и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп. Оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
Включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, обще двигательного развития, психоэмоциональной сферы. Отв. Новиков И.А. – учитель физической культуры;



5. Социум микрорайона
Школа искусств №15
ТОС «Акуловский»
ТОС «Комсомольский»
ТЧ-17,ПЗСП



Реализация общей цели и задач образования детей 5 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени

На ступени начальной школы

Общие условия


- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности;
- сохранение самоценности и самоидентичности дошкольного возраста.

- опора на личный уровень достижений дошкольного детства;
- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- создание преемственной  предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
- воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.



















Организационно-методическое обеспечение включает:
Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе и дошкольной ОО.
Совместные заседания МО по вопросам преемственности, по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп в инновационной работе.
Взаимопосещения занятий в подготовительной к школе группе и уроков в начальной школе (с последующим анализом).
Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Работа с детьми включает:
Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной ОО в рамках школы будущего первоклассника
Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению «школьной зрелости».
Совместное проведение экскурсий, праздников, спортивных мероприятий, проектов.
Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей.
Коррекционно-развивающую работу с детьми с ОНР, с целью обеспечения равных стартовых возможностей на пороге школы, и дальнейшая коррекция нарушений.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Педагогическое просвещение родителей.
Проведение дней открытых дверей.
Консультативная педагогическая помощь.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Проведение совместных проектов, мастер-классов.
Оформление портфолио дошкольника и школьника.

Формы осуществления преемственности.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений

Направленность
Формы осуществления преемственности


Работа с детьми (дошкольниками)
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- участие в кружковой работе школы;
- коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольной ОО;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).



Взаимодействие педагогов
- совместные педагогические советы (дошкольные группы и начальная школа);
- семинары, мастер-классы;
- круглые столы педагогов дошкольных групп и  учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов;
- показы непосредственно образовательной деятельности в дошкольной ОО и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.


Сотрудничество с родителями
- совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольной ОО и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- семейные вечера,  тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).


Сотрудничество в социуме

- экскурсии;
- встречи и беседы с интересными людьми;
- совместные праздники, выступления;
- участие в театрализованной деятельности;
Отв Рякина И.В. – учитель начальных классов;












Преемственность в приоритетном направлении.

Приоритетное направление школы
Приоритетное направление дошкольных групп

«Развитие духовно-нравственного,
творческого потенциала личности, направленное на возрождение культурных традиций и наследия России».

Национально-культурным аспектом Программы дошкольного образования (формируемой части) является: «Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям, обычаям и культуре, формирование основ нравственного поведения».


Основания для преемственности:

Единое социокультурное пространство
Единство целей и задач духовно-нравственного воспитания.
Учет социального заказа родителей (законных представителей)
Повышение статуса ОУ в социуме.


Системообразующим  фактором, обеспечивающим преемственность в выборе приоритетного направления, является интегративность образовательных мероприятий и проектов. Взаимодействие начального и дошкольного образования строится с учетом основных концептуальных идей программы, обеспечивающих развитие учреждения в целом, и отвечает требованиям новых образовательных стандартов. Эти идеи опираются на традиции русской культуры, на систему духовно-нравственных ценностей народа. Именно  в  соответствии  с  этими идеями  определяется  основная  цель педагогического коллектива.

Цель: воспитание общей культуры, верности духовным традициям России, чувства ответственности, гордости за свою Родину.
Задачи:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека-гражданина России.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Принципы организации содержания духовно – нравственного развития и
воспитания:
принцип исторического соответствия религиозным традициям России,
принцип культуросообразности,
принцип личностно – ценностного соответствия,
принцип содержательных обобщений.

Формы работы с детьми в рамках реализации приоритетного направления:
ежедневное организованное наблюдение с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;
проведение экскурсий в школу искусств, в леса Пермского лесничества, посещение музея ТЧ-17,ПЗСП,планомерное посещение музея в школе;
собеседование с детьми с применением методических приемов (вопросы, сравнивания, индивидуальные задания и др.)
привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Новый год», «Масленица», «Рождество» и др.), а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;
широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, былины, народного песенного творчества (колыбельные, народные песни и танцы, хороводные игры;
ознакомление детей с искусством  народного быта, одеждой, увлечение их национальным искусством, народными промыслами;
участие детей в общественно-полезных делах, акциях;
организацию встреч с интересными людьми;
рассказ о позитивных событиях в истории страны, родного поселка, культурных, научных, спортивных и трудовых достижений россиян, победах русского народа.

Мероприятия проводятся в соответствии с календарем памятных дат истории и культуры нашего отечества.
Таким образом, в прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, уроки, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр слайдов, презентаций).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы, класса и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Ожидаемые результаты.

1)    Обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования - от дошкольной ступени к ступени начального общего образования:
2)    Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальной школы, обеспечивающих:
3)    Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:
4)    Разработка методических рекомендаций необходимых для воспитания, обучения и развития выпускника дошкольных групп – успешного первоклассника.
5) Создание комфортной преемственной  предметно-развивающей образовательной среды:

Риски.
1.Сопротивление части коллектива школы и детского сада нововведениям.
2.Смена руководства школы и детского сада.
3.уход части выпускников детского сада в другие образовательные учреждения.
4.инертность части родителей во взаимодействии со школой.

Нормативно–правовая база по вопросу преемственности.
Федеральный уровень:
Закон об образовании в РФ.
Семейный кодекс РФ.
Конвенция о правах ребенка.
Концепция модернизации Российского образования.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».
Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и начальной школы».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.).
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Профессиональный стандарт педагога
Сан.Пин.

Уровень ОУ и ДОУ:
Договор с родителями
Основная образовательная программа дошкольного образования
Основная образовательная программа начального общего образования
Устав МАОУ «СОШ №111» г. Перми
Устав МДОУ «Детский сад №2» г.Перми

Литература:

1.  Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
2.  Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
3.  Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
4.  Венгер Л. А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
5.  Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
6.  Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.























13PAGE \* MERGEFORMAT141015



Единство целей и задач в воспитании и обучении детей на уровне ДО и школы


Анализ исходного состояния преемственности в работе ДОО и школы


Система форм и методов реализации целей и система условий для непрерывного процесса образования


Контрольная и коррекционная деятельность администрации и сотрудников


Совместная работа педагогов, учителей и родителей выпускников дошкольного учреждения


Итоговый анализ результатов сотрудничества и преемственности


Направления реализации программы «Первый раз в первый класс»

Работа с родителями

Работа с детьми дошкольной ОО и начальной школы

Организационно-методическое обеспечение

Сотрудничество в социуме



Ѓђ Заголовок 1 Заголовок 215