Великая Отечественная война 1941–1945 года, Сталинградская битва, « Всё — для фронта, всё – для победы!» (4 класс)


«Лучший урок с использованием ИКТ»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 КЛАСС
(« Начальная школа XXI века»)
ТЕМА: "Великая Отечественная война 1941–1945 года, Сталинградская битва",
« Всё - для фронта, всё – для победы!»
Составила: Скакалина Надежда Дмитриевнаучитель начальных классов
МБОУ « СОШ п.Молодёжный
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок окружающего мира
"Великая Отечественная война 1941–1945 года, Сталинградская битва",
« Всё - для фронта, всё – для победы!» (4 класс) разработан с учётом современных требований к уроку, с использованием ИКТ.
Цели урока предусматривают ознакомление учащихся с событиями 1941 – 1945 гг.; углубление и систематизация знаний учащихся четвёртого класса о Великой Отечественной войне; развитие умения работать индивидуально, в парах; воспитание патриотических чувств. Цели урока направлены на формирование универсальных учебных действий у учащихся четвёртого класса.
Учебные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно — иллюстративные.
Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник и рабочая тетрадь Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой
« Окружающий мир» 4 класс.
Технологии: развития критического мышления,  обучение как учебного исследования, здоровьесберегающие.
Деятельность ученика: знать, уметь, слушать, вспоминать, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, работать в парах, в группах, наблюдать, двигаться, спрашивать, проявлять инициативу, спорить, осознанно учить.К уроку были поставлены цели, задачи и определены пути их реализации. Составлен конспект и презентация. (Материалы прилагаются). Материал урока ознакомил обучающихся с битвами и сражениями времён Великой Отечественной войны, подвёл к познанию подвига народа в годы Великой Отечественной войны, расширил и углубил знания по окружающему миру. К уроку были подобраны задания на проверку изученного материала, на смекалку, на выделение информации из нового материала. На уроке выполнялась поисковая работа, группировка по видам нового материала, были предусмотрены задания для самопроверки и самооценки. На каждом этапе урока менялись формы и методы работы с учащимися, обеспечивая новизну и интерес к познанию нового учебного материала. На этапах урока использовались разнообразные универсальные учебные действия:
коммуникативные (работа в парах);
познавательные (поиск дополнительной информации); личностные (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);
регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления). Это способствовало повышению положительной мотивации обучения, эффективному формированию ключевых компетентностей учащихся посредством представления учебного материала. Использование на этапах урока ИКТ позволило провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечило высокую степень дифференциации обучения; повысило объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовало контроль знаний; позволило рационально организовать учебный процесс, повысило эффективность урока. Здоровьесберегающие технологии – физкультурная минутка, помогла детям преодолеть усталость и разнообразить урок. Рефлексия урока способствовала выявлению степени усвоения нового материала. Использование ИКТ на уроке повысило эффективность и интенсивность учебного процесса, способствовало развитию творческого потенциала четвероклассников.
Цели урока:
Углублять и расширять знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками.
Развивать умение кратко пересказывать прочитанный материал; развивать навыки использования энциклопедий, справочной и художественной литературой.
Воспитывать интерес к истории своего отечества, чувство патриотизма.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний.
1. В каком году началась Великая Отечественная война?
2.Почему войну назвали отечественной?
3.Какие города первыми приняли удар противника? (на карте кружки)
4. Как называется песня, созданная в первые дни войны?
5. Значение битвы под Москвой. (Советский народ доказал, что поработить нашу Родину не удастся никому)
6.Какой подвиг совершили герои-панфиловцы?
3. Постановка учебной задачи.
Скажите, какой великий и значимый для всех народов нашей страны праздник будет в мае? Сколько лет прошло с тех пор, как окончилась Великая Отечественная война?
Целеполагание.
— О чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.  Поставьте перед собой цели на урок.  
Определите задачи урока.

5.Формирование новых знаний. Слайды 1-7
Два крупнейших сражения Великой Отечественной войны – битва под Сталинградом и Курское сражение – определили весь дальнейший ход войны. Получив отпор под Москвой, фашистские войска летом 1942 года, второго года войны, двинулись к реке Волге, к Сталинграду. Так тогда назывался город Волгоград. Если бы им удалось захватить Сталинград, то над всей Россией нависла бы угроза разгрома. За рекой Волгой находились главные резервы нашей армии. Попади они в руки фашистов – и лишилась бы она и танков, и самолетов, и снарядов – словом, всех резервов, накопленных для дальнейших ударов по врагу.
«Волжской твердыней» назвал наш народ город Сталинград. Фашистским войскам удалось прорваться в город, шли ожесточенные бои за каждый дом, за каждую улицу. Но наши солдаты остановили наступательный порыв фашистов. Русские генералы решили окружить гитлеровские войска, рвавшиеся к реке Волге. К началу зимних холодов 1942 года огромное количество фашистских солдат было окружено и попало в плен. Множество танков, самолетов, артиллерийских орудий было разбито меткими ударами наших войск. Это поражение фашистов было настолько страшным для них, что во всей Германии был объявлен многодневный траур по погибшим в Сталинградской битве. Не ожидали фашисты такого отпора со стороны нашей армии.
Видеосюжет о Сталинградской битве.
1. Сталинград. Слайд 8
Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и массовый героизм, который приводил врага в замешательство, вселял в него чувство страха. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, приклоняешься перед их самоотверженностью, силой воли, мужеством. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу? Как вы думаете?
2.Плакат « Мешки и клещи». Слайд 9
В годы войны появлялись сатирические плакаты. Вы видите плакат, посвящённый Сталинградской битве « мешки и клещи». Почему художник изобразил именно так?
Анимация на карте (Посмотрите внимательно на анимацию, клещи замкнулись и получился «мешок», в котором оказалась 6 армия Паулюса)
Сейчас послушаем сообщение о герое-снайпере.
3. Сообщение о снайпере В.Зайцеве. Слайд 10
4. Панорама.
Обратите внимание, как близко находится река Волга. Фашисты рвались к Волге и не дошли всего 200 метров. Слайд 11
Сталинградская битва продолжалась 6 месяцев, в январе 1943 года остатки германских войск сдались в плен, дорога была цена победы под Сталинградом. А впереди новые сражения. Курская битва стала решающим сражением всей Великой Отечественной войны. В этом сражении столкнулись в схватке две лавины танков. Целый день продолжалось сражение. Танковое сражение под Прохоровкой фашисты проиграли. После этой битвы фашисты уже не могли прийти в себя, потеряв огромное количество солдат, офицеров, боевую технику. Не было уже у них превосходства в самолётах, танках, каким гордились они в начале войны. Каждый день советские люди слушали сообщения по радио. Знаменитый диктор Юрий Левитан объявлял о положении на фронтах войны. 5 августа 1943 года голос диктора был особенно радостным. Советские войска освободили город Орёл и Курск. В этот день был произведён первый артиллерийский салют. Он прогремел в честь победы наших войск, в крупнейшем танковом сражении у деревни Прохоровка под Курском. Слайд 12
Как это было (аудио запись о первом артиллерийском салюте)
И вот с того дня, после освобождения каждого крупного населённого пункта в небе вспыхивал салют победы. И сохранился он до наших дней. Каждый год в день победы мы с вами смотрим на фейерверки.
Физкультурная минутка
Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Вправо ниже наклоняйся: 1 2 3 4 . Влево тоже наклоняйся:1 2 3 4 .Покружились , повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем.
6.Работа с учебником. Чтение текста стр. 135-136
Кто действовал в тылу врага? Слайд 13
Как партизаны наносили урон врагу? В районах, захваченных врагом, создавались партизанские отряды. Ни днём, ни ночью не было покоя фашистам.
Вот некоторые данные: разрушили и повредили: Слайд 14
1600 железных мостов;
пустили под откос – 20.000 эшелонов;
вывели из строя более 4000 танков и 65000 автомашин, 1100 самолётов.
В тот день июньский на рассвете.
Вступая в бой святой и правый.
С отцами поравнялись дети.
Геройством, доблестью и славой.
Конечно война и дети - это несовместимо, но было так. Вместе с взрослыми в партизанских отрядах находились совсем юные бойцы. Давайте послушаем сообщения о героях.
( Сообщения о героях ровесниках)
Эти победы невозможны были без трудовых подвигов людей. Слайд 15
Мужчины на фронте. А кто же помогал приближать победу?
Вместо ушедших на фронт отцов к станкам вставали жёны и дети. Трудовой героизм не уступал героизму солдат на фронтах войны. Люди работали круглосуточно. Иногда под открытым небом, в условиях холодной зимы. Колхозники выращивали хлеб в районах отдалённых от фронта.
Ребята, город Саратов был прифронтовым городом. Раненых бойцов везли в госпитали города, помогали продуктами, одеждой. Немецкие войска не без основания связывали победу русских в Сталинградской битве с саратовской поддержкой – именно Саратов сыграл ключевую роль в обеспечении советских войск, сражавшихся под Сталинградом. Поэтому Саратов являлся одной из важнейших целей немецких войск, которые планировали захватить город к 10 августа 1942 года. В Сталинграде немцы раскидывали листовки с текстом: «В Сталинград придём с бомбёжкой, а до Саратова – с гармошкой». По аналогии с Ленинградом, в годы войны путь по Алтынной горе из Саратова называли «дорогой жизни», потому что только по ней осуществлялось автомобильное сообщение с осажденным Сталинградом. Для многих саратовских воинов-автомобилистов эта Сталинградская «дорога жизни» стала «дорогой смерти», так как она постоянно подвергалась бомбардировкам гитлеровской авиации. Сегодня у начала этой дороги возвышается монумент воинам-автомобилистам. Огромную роль в годы Великой Отечественной войны играли действующие эвакогоспитали. Только на территории города их было более 30. До конца 1942 года в городах и поселках Саратовской области было размещено почти 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны. Под руководством знаменитой летчицы М.М. Расковой в конце 1941 – начале 1942-го годов под Энгельсом были созданы уникальные, единственные в мире три женских авиационных полка. Их называли «ночные ведьмы». Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен в Саратове.
В нашем классе у многих из вас воевали прадедушки, вы гордитесь своими родными, они приближали победу. Сегодня мы послушаем сообщения:
Изюмниковой К. – о Золотарёве Василии Алексеевиче, его жена Анна Юдаевна, долгожитель, ей 100 лет – труженица тыла – работала на комбайне. Слайд 16
Рогожкиной Е. – о Комарове Василии Яковлевиче. Слайд 17
7. Закрепление изученного материала.
Работа в тетради с.41 № 88( Работа в парах)
Люди воевали, но и придумывали поговорки, частушки, сочиняли стихи. Давайте поработаем с поговорками и найдём начало и конец поговорки.
Закончите предложение с.41 № 87
Почему победу над Сталинградом называют переломным моментом в ходе войны?
Почему фашисты рвались к Волге? (главная водная дорога – Волга)
Кто оказывал поддержку воинам, сражающимся на фронтах войны?
Какие важные сражения ВОВ 1942-43 годов мы изучили на уроке?
8. Домашнее задание.
Учебник стр.134-136:
читать, пересказывать текст;
ответить на вопросы;
9. Рефлексия деятельности.
Какая же значимая битва 1942 года?
Довольны вы своей работой?
- Выполним цветовую самооценку работы.
- Успешно справился с работой - зеленый огонек.
- Испытывал затруднения - желтый.
- Было трудно, нужна помощь - красный.
Песня «О героях былых времён» из фильма « Офицеры»