Научная статья Организация учебного процесса с использованием системы управления обучением


Организация учебного процесса с использованием системы управления обучениемН. А. Денисова, учитель немецкого языка и литературы
ЧОУ СОШ «Кристалл»,
г. Сызрань, Самарская обл., Россия
Summary. В статье выполнен анализ системы управления обучением Moodle. Рассмотрены её преимущества, особенности работы и недостатки. Выполнен анализ влияния системы на качество учебного процесса и его реализацию.
Keywords: дистанционное обучение; системы управления обучением; Moodle; платформа Moodle.
Современной универсальной технологией образования является дистанционное обучение [2], ориентированное на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Однако, с точки зрения сегодняшних реалий, возникает ряд вопросов.
Организация образовательного процесса должна строиться на основе возможностей компетентностного подхода и развитии профессиональных компетенций, как преподавателя, так и студента. Нельзя забывать о личности и о системе взаимоотношений "человек-человек", которую может вытеснить система "человек-техника". При дистанционном обучении эта грань очень тонкая.
Безусловными преимуществами дистанционного обучения является то, что студент имеет возможность сам выбирать последовательность изучения предметов, темп работы, есть возможность самостоятельно решать, сколько времени израсходовать на изучение. Это хороший вариант для тех, кто большую часть дня занят на работе, с детьми или с семьей. Но дистанционное обучение, как и любая система не является идеальной и имеет свои недостатки. При данной форме обучения есть проблема в идентификации студента – невозможно проверить, кто на самом деле выполняет экзамен. Вообще, для обучения “на расстоянии” нужно иметь сильную мотивацию и самоорганизацию.
Целью данной работы является анализ системы дистанционного образования - системы управления обучением Moodle.
Сегодня в образовании используется большое количество систем дистанционного образования, одной из которых является Moodle [3]. По уровню предоставленных возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного образования, в то же время отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность настроить систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.
Система дистанционного обучения Moodle является довольно удобной, логической и практической. Она позволяет использовать различный мультимедийный контент, создавать задачу любого типа, предусматривает разные формы общения между всеми участниками процесса. Система Moodle предлагает широкий выбор и различные возможности передачи информации и общения со студентами и всеми, кто зарегистрирован в ней на курсе. Новички достаточно быстро осваивают работу в системе. Помощь тьютера позволяет преподавателю справиться с возникшими трудностями. Удобная навигация позволяет быстро переходить с курса на курс, всегда существует возможность отредактировать и исправить информацию курса, а использование задания "Тест" позволяет оценить и выставить оценку - автоматически, что экономит рабочее время преподавателя.
Важной особенностью Moodle есть то, что система создает и сохраняет портфолио каждого ученика [1]: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме, а также позволяет контролировать "посещаемость", активность студентов, время их учебной работы в сети.
Кроме перечисленных преимуществ использования системы Moodle для передачи информации и общения со студентами, отметим удобную, систему сообщений Moodle:
во-первых, есть возможность сразу при входе в систему обратить внимание на непрочитанное сообщение, что позволяет повысить оперативность в работе при ответе на сообщения (дать нужную информацию, даже предоставит небольшую индивидуальную консультацию);
во-вторых, при необходимости есть сервис для общей рассылки одновременно достаточно большому числу студентов нужной информации (сделать напоминание или срочное объявление по предмету, выбирая из группы именно необходимых студентов);
в-третьих; очень удобно, что сообщения системы Moodle дублируются на адрес электронной почты, к которому привязаны персональные данные участника (логин, пароль), т.е. система настроена таким образом, чтобы как можно быстрее различными образами сделать оповещение и установить контакт между участниками. Кроме того, система сообщений позволяет аналогичным образом и преподавателям-коллегам с помощью ее сервиса так же быстро и оперативно выяснить рабочие вопросы, устанавливая оперативную систему обмена информацией.
Moodle является бесплатной системой, поэтому очень тяжело подвергать критике ее за небольшие неудобства для пользователей, как неудобная система проверки задач или составление банка вопросов – они занимают слишком много времени. Все большие проблемы, с которыми мы сталкиваемся во время работы в Moodle, можно разделить на три группы:
- технические – они преимущественно касаются не самой системы, а мощности сервера, на котором установлена система Moodle. Проблема «повисания» влияет на качество общения, и на невозможность ограничить время прохождения тестового задания, то есть адекватно оценить работу студентов.
- временные – они связаны с тем, что преподаватели и студенты не осведомлены во всем функционале системы, а потому его не используют. Не все функции интуитивно доступны, поэтому все неудобства, которые вызваны этой проблемой, исчезают в процессе изучения особенностей работы в Moodle.
- этические – они связаны с тем, что дистанционное образование лучше всех раскрывает свой потенциал в условиях добровольности обучения студентов и их заинтересованности в качестве результатов обучения. У студентов на протяжении дистанционного обучения всегда есть возможность обойти систему. Это и плагиат, и возможность одному студенту пройти испытание за других, возможность выполнить задачу посторонним человеком и т.п.
Первую группу проблем преподаватели не могут самостоятельно решить. Что касается второй группы, то эту проблему целиком можно решить силами преподавателей. Третью группу проблем можно частично решить в случае отсутствия технических проблем и в случае наличия средств для установления дополнений, которые предоставляют возможности видео чата.
Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения, позволяющие организовать обучение в процессе общего решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями.
Подведя итог, можно сказать, что в Moodle есть очень много интересного и полезного. Всё зависит от желания и мотивированности человека, его настроя на работу. Например, студент должен быть нацелен сделать и сдать все задания хорошо и вовремя. И это упростит ему систему сдачи экзамена. Список курсов представляется полностью, что упрощает навигацию по своей странице. В целом, Moodle как платформа, прост и удобен для восприятия. Это во многом определяет его признание международным сообществом. Автор концепции платформы Moodle Martin Dougiamas создал инструментальную вещь, которая нам очень помогает при синхронном и асинхронном обучении, которой могут пользоваться люди с разным образовательным уровнем, разных культур, с разными физическими возможностями, в том числе и с ограниченными. Единственное, что невозможно решить с помощью данной платформы - это реализация учебного процесса непосредственно в системе "человек-человек", минуя систему "человек-техника".
Библиографический список
1. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. Учебное пособие. – Харьков: ХНАГХ, 2009.
2. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. – М.: «Академия», 2008. – 288 с.
3. Каргин Б. В. Система дистанционного образования Moodle [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие / Б. В. Каргин; Минобрнауки России, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т). – Электрон. текстовые. дан. (1,07 Мбайт). – Самара, 2012.