Выступление на МО учителей информатиков на тему Организация здоровьесберегающего учебного процесса с использованием ИКТ
«Организация здоровьесберегающего учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий»
Компьютер и здоровье школьника
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Однако взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки).
Существуют Санитарные Правила и Нормы, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором определенное время.
Например, для учащихся 1-х классов – 10 минут;
Для учащихся 2-5 классов – 15 минут;
Для учащихся 6-7 классов – 20 минут;
Для учащихся 8-9 классов – 25 минут;
Для учащихся 10-11 классов – при двух уроках подряд – на первом из них – 30 минут, на втором – 20 минут.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
статичность позы в течение длительного времени, усталость кистей рук при отсутствии специального стула с подлокотниками, повышенная нагрузка на зрение.
Кроме всех вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером в настоящее время появился термин «компьютерная зависимость». Что же это такое?
К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:
ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
провел хотя бы одну ночь у компьютера;
прогулял школу – сидел за компьютером;
приходит домой и сразу садится за компьютер;
забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Обычно, ребёнок 7-8 лет уже сознательно простит купить ему компьютер, но не у всех родителей есть такая возможность.
Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
Тут всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает.
Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
Всем школьникам должно быть указано на опасности, которые могут возникнуть при неограниченном использовании ПК. Так же как вредно смотреть все телепередачи подряд по телевизору, так и целый день проводить за компьютером в молодом возрасте очень опасно и, в первую очередь, для зрения.
Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.
Школьникам, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
Сидячее положение в течение длительного времени;
Воздействие электромагнитного излучения монитора;
Утомление глаз, нагрузка на зрение;
Перегрузка суставов кистей;
Стресс при потере информации.
Сидячее положение
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.
Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака. Электромагнитные излучения сверхнизкой частоты не обладают способностью вызывать ионизацию, а, соответственно, и мутации. Их действие на живую клетку мало изучено, однако известно, что они за относительно короткий срок воздействия (10-15 лет) не приводят к возникновению злокачественных опухолей. Существует огромное количество исследований электромагнитного поля сверхнизкой частоты, одни из которых доказывают, что этот вид излучения вреден для здоровья, а другие - обратное. Все работы, доказывающие вред электромагнитного поля сверхнизкой частоты, опираются на эпидемиологические данные. Это означает, что здесь могут быть неточности, не исключены влияния других факторов. Конкретного, повреждающего механизма воздействия электромагнитного поля сверхнизкой частоты никто не знает.
Одним словом, чтобы не запутывать вас в подробностях действия электромагнитных излучений, можно все резюмировать следующим образом: ионизирующие излучения, такие, как рентгеновское, при определенной дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму с ними встречу.
Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице - дозу вы получите примерно одну и ту же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая известную марку, у известного поставщика и в известном магазине. Хотя никто не будет против, если вы придете в магазин вместе со счетчиком и посчитаете микрорентгены в час.
Воздействие на зрение
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.
В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".
Перегрузка суставов кистей рук
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Каковы причины возникновения туннельного синдрома запястья? Свой вклад вносят генетическая предрасположенность и заболевания суставов, нарушения обмена веществ и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья. Но главная причина - длительная однообразная неправильная работа кистями и пальцами рук. КТС поражает людей различных профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств - вот далеко не полный перечень профессий, которые предрасполагают к КТС. Сто-двести лет назад карпальный туннельный синдром был профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги. А в наше время от него сильно страдают пользователи ПК (немного статистики), которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.
Основная задача при лечении туннельного синдрома - добиться декомпрессии (уменьшения давления) содержимого анатомического канала, в котором произошло сдавливание нерва. На ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство - рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в большинстве случаев приводящая к полному восстановлению функции поврежденного нерва.
Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.
Стресс при потере информации
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
Компьютерная зависимость пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком К. з. является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников К. з. обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т.п. К. з. часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), К. з. может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т.п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.
Признаки зависимости
Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
Прогулял школу – сидел за компьютером.
Приходит домой, и сразу к компьютеру.
Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Первая стадия интерес.
Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
Вторая стадия втягивание.
Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
Третья стадия полная зависимость.
Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени нарушение психики.
Симптомы зависимости
Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:
психические;
социальные;
духовные.
Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.
Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.
Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.
Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
Основные правила гигиены зрения.
Комфортное рабочее место.
Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
Специальное питание для глаз.
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Гимнастика для глаз.
Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.
Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.
Сегодня за компьютером сидят и малыши! Если это происходит в детском саду, то много сидеть за компьютером им не дадут. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он наконец засыпает, то спит плохо: без конца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего - любимый компьютер!
Компьютер для дошколятМалышам можно недолго общаться с компьютером. Есть детские игры для такого возраста. Маленький ребёнок вполне способен раскрашивать картинки на компьютере или собирать пазлы. Для маленьких детей существуют специальные компьютерные программы, которые помогают обучаться чтению и счёту. Но все-таки обычные настольные игры для малышей предпочтительней.Компьютер для школьниковПсихологи считают, что работа с компьютером развивает у школьников логическое и абстрактное мышление, концентрирует внимание. С помощью специальных программ можно развивать творческие способности детей, к примеру, изучать языки, рисовать. Компьютерные игры помогают учиться принимать самостоятельные решения. Общение в интернете становится хорошей школой в умении налаживать контакты. Дети также учатся искать в глобальной сети нужную информацию, всегда имеют последние [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] новости. Влияние компьютера на здоровье ребёнкаЧтобы компьютер не вредил здоровью, необходимо просто регламентировать время, которое ребенок проводит за ним. Дошкольнику разрешается проводить за компьютером не больше 20 минут в день. Младшим школьникам – до 40 минут. А детям в возрасте с 9-11 лет можно сидеть за компьютером не более полутора часов. Одна из главных проблем, которую связывают с компьютером – значительная нагрузка на зрение. В свою очередь, зрительное утомление сказывается на общем состоянии ребенка, как психологическом, так и физическом. Очень важно настроить яркость и контрастность монитора так, чтобы глаза быстро не уставали. Также нужно правильно установить разрешение экрана и частоту кадров. С ребенком необходимо делать специальную гимнастику для глаз. Правильно оборудовать компьютерное местоЧрезвычайно важно правильно оборудовать рабочее место ребенка. Необходимо позаботиться о хорошем освещении, чтобы блики от настольной лампы или солнечного света не попадали на монитор. Компьютерный стол должен подходить ребенку по росту. Необходимо следить за тем, чтобы, сидя на стуле, ребенок ровно держал спину. Монитор следует расположить так, чтобы взгляд падал на него сверху вниз, а он находился прямо перед глазами. Экран необходимо расположить на расстоянии 70 сантиметров от глаз. В комнате, где находится компьютер, нужно ежедневно делать влажную уборку и проветривание.Технический прогресс не останавливается, поэтому необходимо обязательно периодически обновлять компьютер, приобретая новые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Чтобы умная машина стала другом ребенку, родителям необходимо стараться вникать в дела своего чада, повышая и свой уровень знаний. Необходимо знать и понимать, чем увлечены дети, чтобы уметь общаться с ними и радоваться их успехам. Не следует опасаться негативного влияния компьютера на ребёнка. При правильном подходе никакого особого вреда от него не будет. Несомненно, умение работать на компьютере поможет ребенку в дальнейшем, пригодится ему в работе. Конечно, кроме компьютера, у детей должны быть и другие занятия. К примеру, необходимо обязательно заниматься спортом.
Но есть 5 правил, которые хорошо бы запомнить:
1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
4. Считается, что наши зеленые друзья - кактусы - тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
5. Не забывайте почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.
Рабочее место
Кроме всего, важно знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке. Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов. Помните, занятия на компьютере принесут пользу, если вы прислушаетесь к нашим рекомендациям и будете их выполнять. От этого зависит здоровье вашего ребенка.
Рост ребенка в см
СтолВысота поверхности над полом, мм
СтулВысота сидения над полом, мм
90 - 100
420
240
101 - 115
460
260
116 - 130
520
300
Профилактические меры
Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза! Есть, конечно, и другие нехитрые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет не малая.
1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Анкета
1. Есть ли у вас дома компьютер?
2. Умеете ли вы работать на компьютере?
3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?
4. Сколько часов в день вы проводите за компьютером?
5.Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?
6. Играете ли вы в компьютерные игры?
7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?
8.Легко ли вы отрываетесь от игры?
9. Есть ли у вас постоянное желание играть?
10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?
11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?
12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?
13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?
14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?
15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?
16. Посещаете ли вы игровые залы?
17. Сколько времени вы проводите в игровом зале?
18.Как часто вы проводите гимнастику для глаз?
19. В какие игры вы любите играть?
20. Как вы думаете: какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?
Результаты анкетирования.
В МБОУСОШ №84 обучаются 150 учащихся. Из них у 21 ученика есть дома компьютер (32% от общего числа обучающихся).
Опрос проводился тем не менее для всех учащихся. Если у учащихся есть компьютер дома, а еще лучше есть выход в Интернет, то из разговора большинства родителей, очень трудно «оттащить» ребенка от экрана. Читают книги очень мало. Предпочитают игры, в основном стратегии (военные игры), машинные гонки. С друзьями общаются по электронной почте, через контакты, с помощью ICQ. Учащиеся знают, сколько нужно заниматься за компьютером, но оторваться невозможно, как они выражаются. Интернет используют лишь в качестве скачивания игр, кинофильмов. Редкие случаи - в учебных целях. Гимнастику для глаз делают лишь 5 учащихся из опрошенных. В кабинете информатики есть упражнения для глаз. Учащиеся скопировали для себя и используют в своей практике.
Доказано, что современные персональные компьютеры практически полностью безопасны. Их излучения не выше, чем поля бытовых электроприборов или теле- и радиостанций, спутниковой и сотовой связи. При изучении влияния электромагнитного излучения на орган зрения школьников исследователи не обнаружили вредного воздействия. Установлено, что основное воздействие оказывает не электромагнитное излучение, а интенсивность и длительность работы с монитором и организация рабочего места.
Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.
Пути снижения учебной перегрузки учащихся на уроках информатики
Методические рекомендации
В целях сохранения психического и физического здоровья школьников, недопущения перегрузок учащихся, связанных с увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки, необходимо:
1. Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреационные во время уроков (таблица 1).Таблица 1. Режим проветривания
Наружная температура
Длительность малые перемен
Длительность больших перемен и между сменами
От + 10 до + 6"С
410
25–35
от + 5до 0"С
37
20–30
от 0 до 5"С
13
1015
ниже10'С
1 1,5
5–10
До и после окончания занятий, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание помещений.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
· Самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления школьника двигательная активность, которая должна составлять не менее 60 % от общего времени пребывания детей в школе и включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Правильное включение и распределение в режиме дня подвижных игр, проведение полноценных физкультминуток на уроках оказывает благотворное влияние на функционирование всех систем организма. В середине каждого урока должны проводиться физкультурные паузы, физкультминутка, комплексы упражнений по профилактике утомления органов зрения. Комплексы упражнений должны периодически меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. В целях сохранения зрения непрерывная продолжительность напряжения глаз должна регламентироваться, а также сопровождаться перерывами для отдыха от зрительной работы (табл. 2).Таблица 2. Профилактика школьной близорукости
Класc
Зрительная нагрузка (мин)
Перерыв (мин)
Длительность работы с компьютером (мин)
VIIX
20
10–15
15
X-XII
2530
10–15
15–20
Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо: соотносить содержание урока и величину нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся; методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей: подготовительной (510 минут), основной (25 30 минут), заключительной (35 минут); обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока, регулировать физиологическую нагрузку учащихся. Недопустимо нагружать учащихся, пришедших в школу после болезни, дополнительными домашними заданиями и занятиями после уроков. Большое значение для сохранения здоровья ребенка (зрение, осанка) играет школьная мебель. Основные размеры школьной мебели даны в таблице 3.Таблица 3. Размеры школьной мебели
Номер мебели
Цвет маркировки школьной мебели
Рост ученика (мм)
Высота ученических столов (парт)
Высота ученических стульев
1
Оранжевый
От 1000 до 1150
460
260
2
Фиолетовый
От 1150 до 1300
520
300
3
Жёлтый
От 1300 до 1450
580
340
4
Красный
От 1450 до 1600
640
380
5
Зелёный
От 1600 до 1750
700
420
Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся
Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависит от структуры урока и характера организации деятельности учащихся. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.
Гигиенически правильная рациональная организация урока обеспечивается:
плотностью урока не менее 60 % и не более 7580 %; оптимальной сменой видов деятельности (А7); средней продолжительностью различных видов деятельности не более 10 минут; частотой чередования различных видов деятельности не позже чем через 7 10 минут; количеством используемых методов и приемов преподавания не менее 3; чередованием методов и приемов преподавания не реже чем через 1015 минут; наличием эмоциональных разрядок (23); местом и длительностью применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами; чередованием позы учащихся, которая изменяется в соответствии с видом работы; наличием, местом, содержанием и продолжительностью физкультминуток при появлении у школьников внешних признаков утомления (снижение внимания, темпа работы; общее «двигательное беспокойство»; увеличение количества ошибок в ответах детей) проводятся легкие упражнения продолжительностью 34 минуты; психологическим климатом с преобладанием положительных эмоций учащихся.
Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:
трудности учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки); насыщенности видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока); эмоционального состояния учащихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т.п.). Степень выраженности факторов утомительности урока определяется одним из трех уровней: низким, средним и высоким. Высокая работоспособность учащихся на уроке обеспечивается рациональным соотношением различной степени выраженности трех основных факторов Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся.
Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки. Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока, хорошо восстанавливают силы на перемене и готовы интенсивно работать дальше.
При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:
35 минут врабатывание; 510 минут оптимум, период самой высокой работоспособности; 23 минуты период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма); 510 минут период средней работоспособности; оставшаяся часть времени урока период непродуктивной работы.
Домашние задания
Перегрузку учащихся могут вызывать:
чрезмерно большое домашнее задание; чрезмерно трудное домашнее задание; несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания; неумение учащихся правильно оформить выполненное задание. Основная причина перегрузки объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.
Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию:1. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.2. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке.
3. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.4. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.5. Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.6. Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.
Упражнение для глаз
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1 – 4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1 – 4. Посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.3. Не поворачивая головы посмотреть «вправо – вверх – влево – вниз», а затем вдаль на счет 1 -6. Проделать тоже, но «влево – вверх – вправо – вниз» и снова посмотреть вдаль. Повторить 4 – 5 раз.
Продолжительность занятий с использованием компьютера зависит от возраста учащихся, технических данных компьютера, характера и сложности выполняемых работ. Длительность работы учащихся за компьютером не должна превышать: на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет – 10 минут; для учащихся II-IV классов – 15 минут; 5-7 классов – 20 минут; на уроках информатики: для учащихся VI VII классов – 20 минут; VIII – IX классов – 25 минут; X XI классов – 40 минут.Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять профилактические мероприятия.Факультативные занятия с использованием компьютера должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. При организации образовательного процесса по информатике необходимо учитывать межпредметные связи информатики с другими учебными предметами. При осуществлении основных видов контроля результатов учебной деятельности учащихся, учителя руководствуются нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по информатике. В соответствии с пунктом 69 Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях, учитель, выставляя отметку в классный журнал, обязан выставить ее в дневник учащегося и заверить подписью. Для выполнения всех видов учебных работ (классных и домашних, оформления практических работ) учащемуся необходимо иметь одну тетрадь в клетку. Выполнение учащимися всех видов учебных работ в тетради проверяется учителем во всех классах не менее одного раза в четверть. Решение о выставлении в журнал отметки за ведение тетради принимается учителем. Домашнее задание по информатике, требующее использование компьютера, учащимся не задается.Практические работы по информатике проводятся в целях обучения, закрепления и контроля знаний и умений учащихся. Учебные и тренировочные практические работы проверяются учителем и оцениваются выборочно (на усмотрение учителя). Отметки за практические работы, которые проводятся с целью контроля, выставляются в классный журнал всем учащимся. Объем и сложность контрольных работ должны соответствовать содержанию учебной программы и требованиям к знаниям и умениям учащихся по соответствующим темам. Контрольные работы по информатике могут содержать как теоретические вопросы, так и практические задания. Результаты ответов на теоретические вопросы оформляются на бумажном носителе, результаты выполнения практических заданий выполняются на компьютере (в электронном виде) и хранятся в течение текущего учебного года. Итоговая отметка за контрольную работу выставляется с учетом ответов на теоретические вопросы и выполнения практических заданий. Типичные ошибки, допущенные при выполнении контрольной работы, обсуждаются учителем фронтально (в устной форме). Промежуточная аттестация учащихся осуществляется по четвертям.Выпускной экзамен по выбору по информатике за период обучения на уровне общего среднего образования проводится по билетам, утверждённым Министерством образования.
В наш век технического прогресс компьютер для детей уже не роскошь, а повседневный предмет обихода. С ним ребенок имеет дело дома, в школе, а также в игровых залах.
Современные дети настолько быстро адаптируются к новым видам информационных технологий, что начинают общаться с компьютером на «ты», намного быстрее, чем взрослым. Нам, родителям, конечно, интересно узнать: каково влияние компьютера на здоровье детей, а особенно школьников?
С появлением компьютера у человека появилось множество различных возможностей. Так, например, для детей в сети можно найти множество обучающих программ. В игровой форме ребенок может выучить алфавит или научится счету, получить начальные основы иностранного языка и т.д.
Но не все так радужно. Наряду с огромной пользой, которая остается неоспоримой, нельзя исключать и негативное влияние компьютера на детей. Если ваш ребенок проводит много времени за компьютером, это, наверняка, отрицательно скажется на его физическом состоянии.
А именно: во время длительного просиживания за экраном монитора развивается гиподинамия, страдает детское зрение, портится осанка. Не говоря уже об электромагнитном излучении, оно, накапливаясь с годами, может привести к различного рода нарушениям в здоровье ребенка.
Нельзя отрицать, что длительное общение с компьютером оказывает негативное на детскую психику. Во-первых, из-за того, что ребенок длительное время находится в положении сидя, происходит переутомление, как физическое, так и психологическое. Как следствие, у него может появиться нервозность, раздражительность.
Кроме того, негативное влияние компьютера на детей связано еще и с тем, что страдает кругозор ребенка. Ведь общение с виртуальным миром не заменит живое общение. Гораздо больше пользы принесет другие занятия, например, строительство домика из кубиков, игры с песком, водой, не говоря уже об играх со сверстниками.
От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, сортером, мозаикой.
И, наконец, самое волнительное. Компьютерные игры могут вызвать настоящую зависимость у ребенка. Если ваше чадо сильно увлекается компьютерными играми, он может запросто забыть не только об уроках, но и про обед, завтрак и ужин. В результате возникает не только психологическое, но и физическое истощение организма.
Кроме того, дети склонны переносить в реальность все увиденное на экране монитора или телевизора. И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. Уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к детскому суициду.
Во многом тут играет роль и содержание компьютерных игр. В основном принцип их таков, что нужно дойти до финала, уничтожив соперников. Отсюда возникает агрессия у детей, жестокость в отношениях со сверстниками, педагогами.
К сожалению, иногда родители, не задумываясь о влиянии компьютера на детей, используют его для каких то своих целей. Например, чтобы занять ребенка на время, пока они заняты. В результате дите привыкает к одиночеству.
Кроме того, у него могут впоследствии возникнуть проблемы в общении с реальным миром, с реальными людьми. Ведь сейчас все более доступной становится детям сеть Интернет. В Интернете можно общаться с кем угодно, даже не называя своего имени и не указывая возраст. Волей-неволей, ребенок может научиться притворяться и обманывать. Кроме того, в Интернете неограничен доступ на сайты для взрослых, из которых ребенок вряд ли почерпнет что-то полезное.
В конце концов, постоянное просиживание за компьютером фактически лишает ребенка детства. Ведь драгоценное время, потраченное на виртуальную жизнь никогда больше не вернется. Понятно, что если вы будете категоричны, запрещая ребенку сидеть за компьютером, это также не убережет его от всех неприятностей - запретный плод сладок. Поэтому, скорее всего, ваше чадо сделает все, чтобы поступить назло. Он может пойти к друзьям или в клуб, и наверстать упущенное.
Правильнее будет установить время, которое ребенок может проводить за компьютером в сутки, и не позволять превышать этот лимит. Установите монитор так, чтобы не было бликов, чтобы не пострадало детское зрение. Кроме того, нужно обязательно делать гимнастику для глаз. Постарайтесь, чтобы у вашего ребенка вошло это в привычку.
Следите за тем, сколько времени проводит он за компьютером, в какие игры играет, какие программы изучает. Покупайте ему развивающие игры или добрые «собиралки», «бродилки».
Лучше не оставляйте ребенка на один с компьютером, находитесь рядом постоянно, помогайте советом и делом. Сделайте все, чтобы живое общение с вами было для него более интересным и не было [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ходите в зоопарк, вместе гуляйте на свежем воздухе, играйте в добрые игры, устраивайте совместные праздники с другими ребятишками, и тогда компьютер для вашего ребенка принесет только пользу!
БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА
Необходимо правильно организовать рабочее место. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья школьника может помочь. Мебель должна соответствовать росту школьника. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть школьник должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.
Освещение должно быть естественным и искусственным. Рекомендуется работать в помещении, где окна выходят на север или северо-восток. Система освещения не должна создавать блики на поверхности экрана дисплея и увеличивать освещенность поверхности стола, клавиатуры и экрана (больше нормы). Недопустим яркий нерассеянный верхний свет (с потолка). Регулировать поток естественного света от окон следует с помощью жалюзи (или тканевых штор).
Чистота обязательна при работе на компьютере. Ежедневно следует проводить влажную уборку. Недопустима запыленность воздуха, пола, рабочей поверхности стола и техники.Помещение (комната) должно быть оборудовано системами вентиляции, кондиционирования и отопления, а также обеспыливателями, устройствами, снижающими содержание в воздухе болезнетворной микрофлоры и обеспечивающими нормальный аэроионный режим.
ПРАВИЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПОЗА ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
позволяет избегать перенапряжения мышц;
способствует лучшему кровотоку и дыханию.
Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного вперед.Чтобы не травмировать позвоночник, важно:
избегать резких движений;
поднимаясь (садясь), держать голову и торс прямо.
Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.Необходимо поддерживать такое положение головы, при котором меньше напрягаются мышцы шеи. Рекомендуемый угол наклона головы – до 20?.В этом случае значительно снижается нагрузка на шейные позвонки и на глаза.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК И НОГ
Во время работы необходимо расслабить руки, предплечья держать параллельно полу, на подлокотниках кресла.
Кисти рук без напряжения должны лежать на столе – на уровне локтей или немного ниже, запястья – на опорной планке.
Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти, так как это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
Колени – на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу – это нарушает циркуляцию крови и в ногах, и в позвоночнике из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на регулируемой подставке или на полу.При ощущении усталости какой-то части тела необходимо сделать глубокий вдох и сильно напрячь уставшую часть тела, после чего задержать дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабиться; можно повторить.
При ощущении усталости глаз необходимо в течении 2-3 минут окинуть взглядом комнату, смотреть в даль ( в окно).
Если возникло резко общее утомление следует немедленно прекратить работу за компьютером.
УПРАЖНЕНИЯ ПРИ УТОМЛЕНИИ
Эффективная профилактическая мера при утомлении глаз - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому.
Упражнения для глаз.
Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.
Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. Медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайнее левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.
Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительном аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.
Моргать в течение 1-2 мин.
C напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
В течение 10 с несколько раз сильно зажмуриться.
В течение 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.
Упражнения для головы и шеи.
Эффект: расслабление мышц шеи.
Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.
Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.
Упражнения для рук.
Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.
В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья.
Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху.
Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны.
Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.
В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.
Эффект: избавление от усталости рук.
Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.
Широко расставить пальцы напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.
Упражнения для туловища.
Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.
Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.
Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз. Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.
Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох.
На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед носками туфель. Опустить голову, расслабиться. Вдох - и на выдохе выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.
Физкультминутки в стихах на уроках информатики.
Ученики за учителем повторяют движения.
-1-
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
-2-
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
-3-
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
-4-
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
-5-
На бугре стоит сосна,
К небу тянется она.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
(Тож самое, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь!
~ 13 ~
(Наклоны корпуса влево-вправо)
Ветки гнутся взад-впер д,
Ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Ветер стал немного тише
Ветки опустились ниже
(Опускаем медленно руки – в стороны и вниз)
Ветер вовсе улетел,
Мотыл к на тополь сел.
(Присаживаемся за парты)
-6-
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
(повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу.
(наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
(поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
(встряхнули кистями рук)
-7-
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
(приложение к Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»)
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
°ђЗаголовок 1°ђЗаголовок 215