Интегрированные уроки на основе технологии модульного обучения как средство повышения эффективности учебного процесса
Интегрированные уроки на основе технологии модульного обучения как средство повышения эффективности учебного процесса
Шеметова Л.В., преподаватель информатики и ИКТ
Ларченко Н.С., преподаватель русского языка и литературы
В соответствии с концепцией развития образования в России общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, что и определяет современное качество образования.
Мы считаем, что этот тезис должен не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально новых научно-методических основаниях. Решению проблемы развития универсальных учебных действий, на наш взгляд, способствуют интегрированные уроки на основе технологии модульного обучения. Такие уроки развивают интеллектуальный потенциал обучающихся, логику мышления, коммуникативные способности.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности студента в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью обучающихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Необходимо подчеркнуть, что, используя модульную технологию, мы создаём условия для формирования личности студента, вовлекая каждого обучающегося в активную познавательную деятельность, организуя учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем. Модульная технология помогает решать их совместными усилиями, планировать совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных учебных задач, знакомить с путями получения необходимой информации собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, даёт возможность всесторонне исследовать её. Только то учебное действие осознанно и прочно усваивается, которое становится предметом его активных действий. Постоянное обучение студента в зоне ближайшего развития достигается при модульном обучении путём дифференциации содержания и его дозированного предъявления; путём оказания квалифицированной помощи студенту и организации учебной деятельности в разных формах.
Вместе с тем педагогическая практика показывает, что в современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:
- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,
- к интеллектуально-физическому развитию, т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,
- к способности мыслить и действовать творчески.
Многие из этих качеств можно развить, вводя интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.
Учитывая интегрирующее значение информационной среды образовательного процесса, мы отмечаем, что наиболее продуктивно модульный принцип обучения реализуется на основе современных информационных технологий. Только информационные технологии позволяют в наибольшей степени обеспечить мобильность и вариативность индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности на основе систематической работы обучающихся с компьютером, который используется на интегрированных уроках информатики и русского языка как средство обучения, объект изучения и инструмент практической деятельности.
Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из двух элементов:
знания и умения из первой предметной области,
знания и умения из второй предметной области,
Интеграцию двух учебных дисциплин мы строим по принципу сотрудничества, на добровольной и взаимовыгодной основе. Здесь учитываем общие интересы всех участников интеграции.
Опыт проведения модульных интегрированных уроков в курсе русского языка и информатики показал перспективность этого направления. Теперь преподаватель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью студентов. Обучающиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей. Использование технологии модульного обучения позволяет значительно улучшить успеваемость и качество знаний обучающихся, наблюдается устойчивая тенденция к росту количества студентов, способных выполнять задания на творческом уровне.
Модульные интегрированные уроки обладают большим преимуществом:
- цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого студента;
- учебная информация может быть уплотнена и представлена блоками;
- задаётся индивидуальный темп учебной деятельности;
- осуществляется поэтапный контроль знаний и практических умений, дающий определённую гарантию эффективности обучения.
От преподавателя разработка модульного урока требует максимальной концентрации сил: тщательной проработки учебного материала, правильного определения содержания, объема, последовательности учебных элементов, формулирования интегрирующей дидактической цели (ИДЦ), где указывается, что студент должен знать, уметь, понять к концу урока; частных дидактических целей (ЧДЦ); входного, промежуточного и выходного контроля; умения прогнозировать результаты урока, предвидеть возможные вопросы обучающихся и их ошибки.
В качестве иллюстрации приведём разработку урока по теме «Образные средства языка».
Тип урока: комплексное применение знаний
Вид урока: урок-практикум
Задачами данного интегрированного урока являются:
активизация познавательной деятельности обучающихся (через создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);
усиление практической направленности (через создание продукта и овладение практическими навыками работы на компьютере);
оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);
развитие творческих, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах);
обучение образцовой речи, умению комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы;
развивать творческие и познавательные способности обучающихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;
формировать у студентов готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям;
формирование у молодого поколения чувства патриотизма, любви к Родине, культуре и родному языку;
формирование духовно-нравственных и социальных ценностей, гражданской активности;
учить осознавать проблемы окружающего микромира.
Методы:
по характеру познавательной деятельности обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ;
стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
мыслительной деятельности: аналитические, индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Учебно-материальное обеспечение:
компьютерный класс,
локальная сеть, мультимедийный проектор;
компьютерное программное обеспечение:
табличный процессор Microsoft Word,
программа создания презентаций Microsoft PowerPoint,
мультимедийный проигрыватель Winamp;
компьютерная презентация интегрированного урока русский язык-информатика (авторская работа), электронные версии всех учебных элементов (УЭ) урока (авторская работа);
опорные конспекты, таблицы классификации тропов (приложение 1), стилистических фигур (приложение 2).
№
п/п
Учебный материал с указанием заданий
Управление
обучением
УЭ-О
МОТИВАЦИЯ
Цель: эмоциональный настрой, постановка ИДЦ.
Милая родина
Чем она держит нас всю жизнь? Что это за притягательные волны, которые влекут нас до окончания века к местам, где суждено родиться?
Н.Игрунов «Несожженные тетради»
1. Ответить на вопросы.
- Чем интересен текст с точки зрения лексики, морфологии, синтаксиса?
- Какую роль играет вопросительный знак?
- Автор останавливает нас и заставляет задуматься вместе с ним о значении слов. Что помогает автору рисовать словами, создавать художественный образ?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ)
по русскому языку:
2. По завершении работы над УЭ вы должны
Знать:
образные средства языка;
нормы литературного языка.
Уметь:
правильно понимать текст через язык;
использовать средства выразительности в речи.
Увидеть: практическое значение знаний
по данной теме.
по информатике:
Продолжить формирование практических умений и навыков работы с редактором Word:
использовать основные операции изменения над объектами (удаление, перемещение, копирование и др.);
изменять форму (редактирование);
использовать колонтитулы;
сохранять документ в собственном формате Word.
Коллективная работа.
Устно.
Слайд №1-2
5 м
УЭ- 1
ЧДЦ (частная дидактическая цель):
диагностирование умений работы с текстом на начальном этапе;
определение уровня знаний по теме «Образные средства языка».
Входной контроль.
Проверочная работа.
Что за белым тем холмом?
Горы меловые,
Или Белый город – дом,
Или клад России?
И.Чернухин
Белогорье Поле отчее,
По-над лугом белый дым,
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым.
В.Молчанов
1. Какое слово ключевое? (подчеркнуть двумя линиями).
2. Объясните его значение.
3. Какие выразительные средства использует автор? (подчеркнуть одной линией).
Слайд №3
Работа за компьютерами
(самост.)
5 м
УЭ-2
ЧДЦ: 1. совершенствовать навыки работы с текстом.
2. использовать полученные знания на практике.
Задание. 1. Проверка домашнего задания
Прочитайте сочинения-миниатюры на темы: «Уголок Белгородчины, где поёт душа», «Судьба моих родных в военные годы».
Назовите образные средства языка, используемые в ваших работах.
Задание 2. Работа с текстом.
Расставить знаки препинания.
Выделить тропы (соответствующим цветом)
У белгородской земли суровая славная история. Но такой какой стало лето 1943-го не знавал древний город. Фашисты превратили Белгород в мощный оборонительный узел на южном фасе Курской дуги. Утром 12 июля произошло крупнейшее танковое сражение. Земля дрожала от лязга гусениц разрыва снарядов. Казалось миллионы молний обрушились на нее.
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Метонимия
Гипербола
Слайд №4-10
Устная работа
Работа за компьютерами (самост.)
10 м
УЭ-3
ЧДЦ: знание изобразительно-выразительных средств;
развитие языкового чутья
1. Выполнить тестирование.
Промежуточный контроль
Тестирование
Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах (соотнести любым способом).
Задание 1.
1. Где ольха ольху качает,
Где чирки свистят в пруду,
Где туман зарю встречает-
Тенью прошлого приду.
З.Жабура
2. Её войнами били – крушили,
Её дымом пожарищ душили,
Но светлы
И чисты,
Как слеза,
Тишины
Голубые
Глаза.
Ю.Грязнов «Тишина»
3. С войны я вернулся –
Для матери,
Как с того света
Н.Краснов «Возвращение»
4. Подшил льняную ткань
на воротник,
Оружие проверил перед боем:
Враг в ста шагах,
В сто глаз следит за мною.
В.Пурышев
5. В память тех, кто погиб,
Кто навеки остался солдатом,
Вечный вспыхнет огонь
И рассветов земных, и закатов.
В.Молчанов
Задание 2.
Это быль иль небыль:
Вернувшийся с Курской дуги
обожженный, ослепший танкист
посадил молодые дубки.
Н.Краснов «Возвращение»
2. Давно года суровые прошли.
Огни салютов все светлей и выше
Но помню детство и доныне слышу-
Стучат, стучат отцовы костыли.
М.Рудаков
3. Россия
Родина
В высоком
Сиянье звездном небосклон,
И в чистом поле за проселком
Вечерней наковальни звон.
В.Молчанов
4. Молча камни кричат,
Камни стуком стучат,
В самое сердце стучат
Сердце, битое болью.
В Михалёв
5. И стало совестно казаться,
Простор вбирая золотой,
Воронежской, или казанской,
Или сибирской сиротой.
П.Мелехин
Слайд №11
Работа за компьютерами (самост.)
7 м
УЭ-4
ЧДЦ: совершенствование навыков по культуре речи.
Выходной контроль.
Контрольная работа по культуре речи.
Задание. Найдите и исправьте речевые нарушения и объясните характер ошибки/недочёта.
Есть люди, которые даже восход солнца не воодушевляет.
Человека надо судить не по словам, а по проступкам.
Я так мечтал, но так и не увидел красоту ржаного зреющего поля.
Он пристально слушал рассказ Берегового.
Человечество еще наплачется от того, как безразлично относится к проблемам нравственности.
Согласно наставления мудреца, берегись духовного одичания.
(По книге Н.Игрунова «Несожженные тетради»)
Слайд №12
Работа за компьютерами (самост.)
10 м
УЭ-5
ЧДЦ: Умение отличать тропы от стилистических фигур и лексических средств выразительности Тест
Задание: Укажите троп среди стилистических фигур и лексических средств выразительности.
эпитет
анафора
антитеза
градация
литота
параллелизм
эпифора
олицетворение
оксюморон
инверсия
анафора
Сравнение
5.
градация
перифраза
эллипсис
6.
риторический вопрос
метафора
многосоюзие
7.
умолчание
оксюморон
метонимия
8.
анафора
антитеза
гипербола
Слайд №13
Работа за компьютерами (самост.)
5 м
УЭ-6
ЧДЦ: подведение итогов урока.
Какие были цели на уроке?
Оцените свой уровень усвоения темы урока.
1. Как вы считаете, достигнуты ли цели урока вами?
2. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
Слайд №14
Коллективное обсуждение
3 м
На уроке были использованы материалы белгородских поэтов и писателей:
Н. Игрунова, И Чернухина, В Молчанова, З.Жабура, Ю.Грязнова, Н.Краснова, М.Рудакова, В.Михалёва, П.Мелехина, В.Пурышева.
13PAGE 15
13PAGE 14815
а) антитеза;
б) олицетворение;
в) эпитет;
г) синекдоха;
д) метафора
а) метафора
б) гипербола
в) символ
г) сравнение
д) анафора
15