Методическая разработка Современные информационные технологии как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока


АНПОО «Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза»
Методическая разработка
на тему:
Современные информационные технологии как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока
Автор: Кутакова Е. В.,
преподаватель информатики и информационных технологий
Разработка рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии математических, общих естественно – научных дисциплин и физической культуры
Протокол № 9 от «19» мая 2016 г
Председатель цикловой комиссии
____________________ /Зайцева Л. А./
2015 -2016 учебный год
Содержание
Возможности применения ИКТ при изучении предметов естественно-математического цикла
Применение ИКТ на уроках различных типов
Применение презентации на некоторых этапах урока
Список использованной литературы

Возможности применения ИКТ при изучении предметов естественного - математического цикла
В современном обществе с его развитой информационной культурой особое значение приобретает организация информационного образования, необходимость которого диктует сама жизнь. Наряду с этим для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и, прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Решить данную проблему можно благодаря применению современных информационных технологий. Их применение при изучении предметов естественного-математического цикла даёт возможность:
шире использовать аудиовизуальные средства, что делает содержание изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным;
сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях;
моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
воспроизводить сложные химические и физические эксперименты;
проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;
организовать самостоятельную работу учащихся, учить их работать со справочным материалом;
осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для студентов с учётом индивидуальных психологических особенностей;
способствовать развитию информационной культуры, умений работы с современными средствами информатизации и телекоммуникации.
Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность.
Занятия с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных лабораторий и Интернета. Задача преподавателя — подобрать эти средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучающихся, а также с их умениями использовать в учебных целях персональный компьютер.Преподаватель должен уметь использовать возможности показа видеоматериалов:
для инсценирования дискуссии,
обсуждения проблемы,
привития интереса к познавательным программам,
для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Компьютерные технологии позволяют преподавателю разнообразить учебную деятельность:
опрос учащихся;
письмо;
чтение;
слушание;
рассказ;
рассматривание наглядных пособий;
ответы на вопросы;
решение примеров, задач;
практические занятия и т.д.
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: 7-10 минут (ориентировочная норма).
Традиционная урочная система преподавания предметов естественного цикла сложилась давно. Мы попытались применить к ней компьютерные технологии обучения. Используемые средства и оборудование подобраны с учётом типа урока, его цели, этапов и направлены, прежде всего, на активизацию мотивационной сферы учащихся.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Нами предпринята попытка проанализировать возможности использования электронных презентаций на уроке. Любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для преподавателя.
Применение ИКТ на уроках различных типов
Рассмотрим применение ИКТ на уроках различных типов.
Урок изучения нового материала. Цель урока - проинформировать обучающихся, чему будут посвящены занятия по данной теме, чему они должны научиться. Необходимо показать практическую значимость материала; рассказать о форме контроля по данной теме. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации. На этом уроке целесообразно применить компьютерную презентацию, так как требуется представить большой объём разной информации. Преподаватель на данном уроке координирует, направляет, и организовывает учебный процесс, воспитывает.
Слайдовый показ материала позволяет сэкономить время, оптимизировать процесс обучения, структурировать материал, а использование анимации делает его более доступным восприятию и пониманию учащихся.
Урок-практикум. В силу ряда причин не всегда имеется возможность проведения химического, биологического, физического эксперимента. И тогда на помощь приходят виртуальные химические, физические и биологические лаборатории.
Урок закрепления нового материала. Закрепление чаще проходит в виде беседы, при выполнении практических заданий. Предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Можно предложить в качестве повторения несколько слайдов презентации, использовавшейся при объяснении нового материала, для их дальнейшего самостоятельного комментария. Для индивидуальной работы дать учащимся карточки, а на слайде презентации – правильные ответы.
Урок обобщения знаний. На таких уроках преподаватель сталкивается с проблемой большого объема информации, которую следует активизировать, обобщать, систематизировать, ликвидировать пробелы в знаниях. Поэтому целесообразно применять мультимедиапрезентацию, а также экспресс – тестирование с использованием программных продуктов. При повторении для обобщения и систематизации знаний используются разные возможности компьютера.
Урок контроля знаний. Широкое применение тестирования в образовании диктует необходимость использования на уроках этого способа контроля знаний учащихся.
Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества:
осуществляется индивидуализация контроля знаний;
повышается объективность оценки;
ученик видит детальную картину собственных недоработок;
оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.
Таким образом, применение новых информационных технологий повышает эффективность урока.
На уроке презентация может быть использована при:
- актуализации знаний;
- объяснении нового материала;
- первичном закреплении знаний;
- обобщении и систематизации знаний;
- контроле знаний.
3. Применение презентации на некоторых этапах урока
Рассмотрим применение презентации на некоторых этапах урока. При актуализации знаний преподаватель, как правило, беседует с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно помещать в слайды. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности преподавателя.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.
На уроке не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Преподаватель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей.
Первичное закрепление чаще проходит в виде беседы или при выполнении заданий. В первом случае предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Можно предложить в качестве повторения несколько слайдов презентации, использовавшейся при объяснении нового материала для их дальнейшего самостоятельного комментария. Можно предложить индивидуальные карточки, а на слайде презентации показать правильное решение.
Использование компьютерных технологий благоприятно влияет на психологический климат на уроке, который служит одним из показателей успешности его проведения.
Заряд положительных эмоций, полученных учащимися и самим преподавателем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Обобщая некоторый опыт применения презентаций на уроках, можно выделить еще некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач.
В презентации должен присутствовать продуманный единый стиль оформления: фон слайдов, стиль оформления заголовков, определений, текстового материала.
Текстовый материал каждого слайда не должен быть очень объемным, должен хорошо читаться за счет продуманного формата шрифта, цветовой гаммы. Важно понимать, что текст несет не только смысловую, но и эмоциональную нагрузку.
Вся анимация должна быть уместна и оправданна, Она не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста.
Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы.
Эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.
Список использованной литературы:
Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ "МарТ", 2005. - 448 с.
Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. - М.: "Академия", 2005 - 624 с.
Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.
Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. - М.: "Академия", 2005. - 272 с.
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: "Академия", 2007. - 368
Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ "МарТ": - Ростов н/Д: изд. центр "МарТ", 2006. - 336 с.
Ширшов, Е.В. Информационно - педагогические технологии: ключевые понятия: словарь./Е.В. Ширшов - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 258 с.