Тренинговые занятия «Скажи наркотикам «Нет!» (9 класс)
Разработка тренингов по теме:
«Скажи наркотикам «Нет!»
для учащихся 9 классов
КГУ «ОСШ №21 г.Темиртау»
Подготовил
педагог - психолог
Таканаева И.З.
2014-2015 учебный год
Тема тренингов: «Скажи наркотикам «Нет!»
Цели тренингов:
оказание помощи учащимся в выделении проблем, связанных с риском формирования зависимостей от ПАВ;
укрепление навыков по выработке у школьников основ сознательного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ;
предоставление учащимся возможности получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций между ними и педагогами, а также между учащимися и их родителями;
обучение учащихся способам успешного решения внутренних и внешних конфликтов.
Тренинг I
Знакомство. Самопрезентация.
Учащиеся по очереди представляют сами себя, отвечают на вопросы «Как тебя зовут? Кто и почему так тебя назвал? Как ты относишься к собственному имени?»
«Чувства»
Психолог: Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана.
Общегрупповой «мозговой штурм». Результат работы группы — лист ватмана с написанными на нем словами (будет отражать эмоциональный опыт группы при условии обращения к списку с целью пополнения словаря на протяжении всего занятия).
Обсуждение:
Какое из названных чувств тебе нравится больше других?
Какое чувство, по-твоему, самое неприятное?
Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?
Принятие правил тренинга:
Закон «ноль- ноль» (о пунктуальности)
Все участники должны собираться до установленного времени. Решение вопросов о начале и конце занятий, об опозданиях.
Конфиденциальность
Сохранять в тайне то, что происходит на занятии, остается между участниками. Не говорить о событиях, происходящих в группе, за пределами группы. Вся личная информация, собранная на тренинге, является закрытой.
Честность
Все говорят обо всем только честно. Если не можете рассказать о чем-то, честно предупредить, что пока не готовы раскрываться.
Умейте слушать друг друга
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Желающий высказываться поднимает руку и отвечает, когда ему позволит психолог. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. (Для привлечения внимания к выступающему был использован предмет (мячик), переходящий по ходу дискуссии из рук в руки). Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание. Говорящего может прервать только психолог, никто из участников не перебивает говорящего участника.
Говорите по существу
Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Психолог своим вопросом вовремя напоминает участнику об обсуждаемой теме: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеешь в виду?»
Проявляйте уважение
Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда учащиеся усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других школьников лишь на основании высказанных ими мыслей. Не давать оценок другим участникам.
Правило «стоп»
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».
Каждый говорит за себя, от своего имени
Стоит говорить не «Все считают, что…», «Мы думаем…», а «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т.д.Упражнение – разминка «Что такое наркотик?»
Каждый рассказывает то, что знает о наркотиках.
После ответов учащихся, психолог вкратце знакомит их с теоретическими объяснениями причин и сущности наркомании.
О НАРКОТИКАХ Наркомания — болезненное непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, вызывающим нарушение психики, галлюцинации, бред. Различия между наркоманией и токсикоманией с медицинской точки зрения нет: тяжелейшие расстройства психики, разрушение всех органов и систем человеческого организма, преждевременная смерть — вот последствия для здоровья в том и в другом случаях. Чаще всего употребление наркотических препаратов начинается в молодом возрасте, нередко к наркотикам и токсическим веществам приобщаются 10—12-летние дети.
Основным мотивом, толкающим молодежь к наркотическому дурману, является любопытство и подражание, а иногда к употреблению наркотиков приучают и принуждают более опытные товарищи, которые затягивают новичков в свои сети, «угощая» дорогостоящим зельем. Среди молодежи нередко существует расхожее представление: если принять для пробы наркотик всего только один раз, в этом еще нет ничего ужасного. Однако, это опасное заблуждение. Желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости от наркотика. Постепенно все имевшиеся ранее у подростка интересы и увлечения пропадают. Появляются слабость, бессонница, потеря аппетита, исхудание.
Облик человека, постоянно принимающего наркотическое зелье, далек от привлекательности: гнилые зубы, преждевременное облысение, желтушно-серая кожа, лицо с ранними морщинами — типичный портрет наркомана. Прием наркотика обязательно приводит к изменению психики человека, что проявляется в грубости, равнодушии к окружающим, жестокости, трудности в общении. Поведение наркомана настолько зависит от этого ощущения сиюминутного удовольствия, что заставить его осмыслить грозящую опасность невозможно.
Общие признаки потребления наркотиков и токсических веществ:• Изменение внешнего вида и поведения, напоминающее состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта.• Изменения настроения - беспричинное веселье, злобность, агрессивность, не соответствующие данной ситуации.• Изменение речи - ускорение, замедленность, невнятность.• Изменение цвета кожных покровов - бледность или покраснение лица, блеск глазили их «мутность», сильно суженные или сильно расширенные зрачки независимо от освещения, круги или мешки под глазами.• Изменение двигательной активности и координации движений - повышенная избыточность движений или же, наоборот, вялость, неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя, нарушение почерка.• Специфический запах от одежды, волос, изо рта, неопрятность, неряшливость.• Частый насморк.• Следы от уколов на руках.
Окружающие должны помнить, что сокрытие такой важной информации может нанести непоправимый вред здоровью учащегося.
Среди наркоманов часто встречаются случаи одного из серьезнейших заболеваний нашего времени — СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита), не поддающегося никакому лечению. Наркоманы губят не только себя и своих близких, но и будущее потомство, так как их дети рождаются с глубокими психическими и физическими уродствами. Те, кто употребляют наркотики, чаще всего умирают молодыми. Врачи редко сталкиваются с наркоманами-стариками, так как даже до среднего возраста эти люди не доживают. Связано это не только с истощением организма, который не в состоянии выдержать изнурительного взбадривания стимуляторами, но и с частыми попытками самоубийства, с передозировкой наркотика, с заражением крови грязным шприцем, с развитием целого ряда сопутствующих заболеваний. Сам факт одноразового приема наркотика или вдыхания летучих токсических веществ может стать причиной гибели. Даже однократный прием наркотиков формирует тяжелейшее заболевание и увеличивает риск заражения неизлечимой болезнью (СПИДом). Минуты в дурмане — страшные последствия.
Упражнение – разминка «Какие чувства вызывают в вас наркоманы?»
Ученики перечисляют разные чувства и ощущения при произнесении слова «наркоман».
Упражнение «Спорные утверждения»
Цель: игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
"Совершенно согласен"
"Согласен, но с оговорками"
"Совершенно не согласен"
"Не имею точного мнения"
Психолог зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны показать тот лист, на котором отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнение каждого из участников, психолог в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Примеры спорных утверждений:
Лёгкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания это болезнь.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
Наркоман может умереть от СПИДа.
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
Наркоман может умереть от передозировки.
Продажа наркотиков не преследуется законом.
Наркомания не излечима.
Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.
Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатными, если государство хочет решить эту проблему.
Дополнение ответов учащихся (слово тренера)
Ни наркологи, ни юристы не делят наркотические вещества на «легкие» и «тяжелые». И марихуана, и другие продукты, получаемые из конопли, например, гашиш – это психоактивные вещества, способные изменять сознание.
У людей наблюдается депрессия, нарушение сна, раздражительность и даже агрессивность.
Распространено мнение, что сигареты с марихуаной безвреднее табачных. Однако вещества, выделяющиеся при курении марихуаны, создают нагрузку на легкие в пять раз сильнее, чем обычный табак. То есть, одна сигарета с продуктом конопли наносит такой же вред, как пять обычных сигарет.
Марихуана, как и табак, способна повредить ДНК человеческих клеток и повысить риск развития онкологических заболеваний.
Кроме того, увлечение марихуаной увеличивает шансы развития психических заболеваний, таких как шизофрения, на 40 процентов.
«Легкие» наркотики лишь создают иллюзию улучшения творческих способностей за счет того, что они снижают критичность к собственным действиям и окружающей действительности. Нет критичности – и любое посредственное творение покажется гениальным.
«Наркотики-стимуляторы могут, конечно, подстегнуть творческие способности человека – если они есть. Но они же их и губят очень быстро. Творчество заканчивается гораздо быстрее, чем погибает организм, — рассказывает Брюн. — Это можно сравнить с автомобилем – если постоянно разгонять двигатель до пяти тысяч оборотов, он очень быстро сломается. Так и с творческими силами – постоянная стимуляция этих участков мозга приводит к быстрому нервному истощению».
Любые психоактивные вещества нарушают функции памяти, мышления, снижают познавательные способности и изменяют эмоциональную сферу. Поэтому у наркомана постепенно пропадает даже желание творить под кайфом – его начинает интересовать только само наркотическое опьянение.
Почему наркомания так плохо лечится? Как говорилось выше, наркомания имеет социальные причины, духовные, нравственные а также связана с наследственной предрасположенностью. Лечение любой болезни начинается с устранения причины. Но врач не может сделать человека более нравственным, это не в компетенции врача. Врач не может также изолировать больного от его товарищей, устранить дефекты воспитания, изменить систему ценностей человека.
Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Психолог рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов. Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся друзей, родителя и ребенка), а третий - играет миротворца, арбитра. На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: - Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? - Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? - Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Упражнение «Если бы…, я стал бы…»
Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию. Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например: "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. Например: "... я стал бы требовать жалобную книгу".Упражнение проходит в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение. Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.
Учащимся предварительно были розданы памятки «Методы разрешения конфликтов» (см. Приложение1)
Участниками были предложены следующие варианты конфликтных ситуаций:
- Если бы меня обсчитали в магазине, … (я бы стал требовать жалобную книгу, т.е. использовать метод принуждения)
- Если бы меня обозвал одноклассник,… (не принимать близко к сердцу, игнорировать,.., т.е. применить метод избегания)
- Если родители не отпустили меня …(выслушать мнение родителей, постараться обосновать свои действия, свою правоту, т.е. прийти к сотрудничеству, либо к сглаживанию конфликта, если мама сильно расстроилась, плачет…)
- Если мне не нравится друг (подруга) моего друга,…( применение метода компромисса)
Мозговой штурм «Конфликт. Способы решения»
Ведущий предлагает участникам поделиться собственным опытом выхода из конфликтных ситуаций. Проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются на доске:
— Извиниться, если действительно не прав.
— Учиться спокойно выслушивать претензии партнера.
— Всегда придерживаться уверенной и ровной позиции, не переходить на критику.
— Попробовать переключить разговор на другую тему (сказать что-то доброе, неожиданное, веселое).
Но сколь разнообразны ни были бы стратегии поведения в конфликтной ситуации, непременным условием для ее конструктивного разрешения являются:
– умение понять своего противника, посмотреть на ситуацию его глазами;
– желание объективно разобраться в причинах конфликта;
– готовность сдерживать свои негативные чувства;
– готовность обоих найти выход из трудной ситуации.
Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство юмора.
Обратная связь
С чем (какими мыслями и чувствами) пришли сегодня на этот тренинг (возвращаясь к упражнению «Чувства») и с чем (какими мыслями и чувствами) уходите с сегодняшнего тренинга?
Домашнее задание
До следующей встречи пронаблюдать за собой, не стали ли Вы инициатором конфликтной ситуации, отследить свои слова, действия, ощущения. Применить усвоенные ключи по решению конфликтных ситуаций.
Тренинг II
Обсуждение домашнего задания
Как вы себя чувствовали вчера? Какими были ваши ощущения в теле, в горле, в груди после тренинга? С какими мыслями и целями пришли сегодня?
Упражнение «Давайте жить дружно»
Участники делятся на пары и образуют два круга. По команде-хлопку ведущего выполняют следующие действия:
1 хлопок – смотрят друг другу в глаза;
2 хлопка – пожимают друг другу руки;
3 хлопка – обнимаются.
Упражнение «Прощение»
Психолог:
У всех у нас есть давние обиды. Жизнь так устроена, что нас обижают, мы обижаем. Воспоминания об этом обычно болезненно. И предлагаемое упражнение, возможно, позволит вам избавиться от этого чувства.
Упражнение «Наши обиды»
Участники делятся на группы и заполняют бланк «Наши обиды»
Обиды, которые нанесли вам… Обиды, которые нанесли вы…
Обсуждение.
Какую часть таблицы было труднее заполнить? Почему?
Нам трудно простить, когда… (продолжите фразу)
Кого легче простить: близкого человека или постороннего?
Кто сильнее может нас обидеть: родной или чужой человек?
Почему надо прощать обиды?
Что происходит с нами, когда мы прощаем обиды?
Нужно ли собирать, накапливать обиды?
Стоит ли мстить обидчику?
Психолог
ПРОЩЕНИЕ – разрешение быть человеку таким, какой он есть.
Мы часто не можем принять в других тех недостатков, какие есть у нас. И часто мы не прощаем, что нас не любят таких, какие мы есть.
Так давайте будем стараться видеть в каждом положительные качества и поддерживать в различных ситуациях.
Упражнение «Три положительных качества»
Вспомните человека, на которого вы обижались, сердились. Попробуйте найти в нем три положительных качества (учащиеся мысленно пытаются вспомнить и выделить положительные качества обидчика).
Психолог: Изменилось ли ваше отношение к обидчику? Если да – то как?
Участникам были предложены памятки (см. Приложение2)
Упражнение «Дыхание»
Вы знаете, что дыхание должно быть спокойным, ритмичным. Дышим спокойно.
А сейчас сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на 10 – 15 секунд. Повторите. Молодцы. Вы умеете управлять своим дыханием. Такое умение позволяет быть уравновешенным в любой ситуации.
И когда вас кто-то обидит, вы сделайте глубокий вдох и, медленно выдыхая, скажите обидчику: «Я прощаю тебя»,
Проделайте это упражнение несколько раз.
Упражнение "Ассоциации"
Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.
Для игры необходимы ручки и листы бумаги.
Даётся задание: "назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - "наркотики", "наркомания", "зависимость".
После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.
Упражнение «Найди решение»
Цель: выработка алгоритма поведения учащихся по отношению к наркотикам
Участники оформляли плакаты по данному вопросу, комментируя его содержание.
Как отказаться от предложенных наркотиков?
Предложенный участниками алгоритм поведения:
1.Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, — это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
3. Сменить тему: придумать что-нибудь еще; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы или еще что-нибудь придумать).
4. «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
6. Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
7. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Каковы, по вашему мнению, наилучшие способы удержания подростков от приобщения к наркотикам? Плакат содержал следующее:
- заниматься спортом
- интересоваться искусством, быть любознательным,
- уметь ставить благородную цель
- заниматься в кружке
- учиться прощать окружающих людей
Упражнение "Марионетки".
Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.
Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.
После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
Хотелось ли что-либо сделать самому?
Упражнение «Контраргументы»
Цель упражнения: - создание условий для самораскрытия; - умение вести полемику и контраргументацию. Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить. Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.
Обратная связь
С чем (какими мыслями и чувствами) пришли сегодня на этот тренинг и с чем (какими мыслями и чувствами) уходите с сегодняшнего тренинга?
Приложение 1
Методы разрешения конфликтов: Принуждение или Подавление
Одна из сторон твердо настаивает на своем, несмотря на сопротивление другой стороны. Этот метод может включать в себя навязывание своей точки зрения или твердое сопротивление действиям другого человека.
Когда применение Принуждения может быть оправдано:
В определенных ситуациях, когда все другие методы разрешения конфликта оказались неэффективными.
Когда вам приходится отстаивать свои права, противостоять агрессии или прессингу.
Как последняя возможность разрешить затянувшийся конфликт.
Сотрудничество или Взаимовыгодное Решение Проблемы
Сотрудничество – это совместное нахождение такого решения ситуации, которое бы удовлетворяло обе стороны. Стороны открыто обсуждают вопросы, вызывающие их беспокойство и возможные выходы из сложившейся ситуации. При таком подходе конфликт рассматривается, как возможность прийти к взаимовыгодному решению.
Когда лучше применять такой способ:
Когда атмосфера в коллективе дружеская и располагающая к сотрудничеству.
Когда важно удовлетворить интересы всех вовлеченных людей.
Когда люди доверяют друг другу.
Когда вы не хотите брать ответственность за решение проблемы только на себя.
Компромисс
Этот метод ориентирован на нахождение рационального решения проблемы, которое частично удовлетворяет обе стороны, вовлеченные в конфликт.
Когда целесообразно применять Компромисс, как метод разрешения конфликтов:
Когда цели не критически важны (когда цели очень важны, применяют один из методов, описанных выше).
Как первый шаг по решению сложной ситуации, когда стороны не очень хорошо знают друг друга.
Для достижения временного решения по сложным вопросам.
Когда сотрудничество или принуждение не работают.
Избегание / Уклонение
В этом случае человек бездействует, не отстаивает своих взглядов, уходит в сторону, откладывает обсуждение острых вопросов, уклоняется от решения проблемы.
Когда применение данного способа целесообразно:
Когда проблема незначительная, не стоящая внимания.
Когда необходимо решать более насущные проблемы, и на мелкие проблемы просто не остается времени.
В ситуациях, когда откладывание обсуждения проблемы выгодно вам (например, когда вам нужно время подумать и собрать необходимую информацию, прежде чем ответить собеседнику; когда не очень удачное время или место для обсуждения проблемы и др.)
Когда вы сталкиваетесь с враждебностью.
Когда вы слишком эмоционально вовлечены в конфликт, в этом случае вам нужно остыть или предоставить другим решить проблему.
Сглаживание конфликта
Человек старается успокоить собеседника, соглашается с его требованиями в ущерб собственным интересам, хотя в душе может быть возмущен этим.
Примеры, когда сглаживание может быть целесообразным:
Когда важно обеспечить себе временную передышку, «купить» немного времени.
Когда вопрос не так важен для вас, как для другого человека.
Когда вы признаете, что были неправы.
Когда у вас нет другого выхода.Приложение2«Для того, чтобы научиться прощать, человек должен полюбить себя и окружающих его людей»
1. Не будьте к себе и к другим людям агрессивны.
2. Не жалейте себя.
3. Избегайте самокритики и не критикуйте других людей. Поймите, что все мы несовершенны, и каждый из нас имеет право на свои ошибки.
4. Уважайте себя и других.
5. Избавьтесь от чувства вины.
6. Примите себя таким, какой вы есть. Попробуйте принять и остальных. Верьте в то, что вас окружают только хорошие люди и так будет на самом деле. А если рядом будут только хорошие люди, то прощать будет некого.