Конспект занятия для подростков «группы риска» «НАН (НЕТ алкоголю, наркотикам!!!)»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Токаревский районный Дом детского творчества»
Конспект занятия для подростков «группы риска»
«НАН (НЕТ алкоголю, наркотикам!!!)»
Автор-составитель:
Борисова Н.В.
2014
Занятие для подростков «группы риска»
Тема: «НАН (НЕТ алкоголю, наркотикам!!!)»
Цель: профилактика вредных привычек, агрессии; пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
Увеличение информированности участников по проблеме наркомании, алкоголизма.
Формирование чувства ответственности за свою жизнь.
Осознание участниками последствий употребления наркотиков, алкоголя.
Участники: подростки 13-15 лет.
Время проведения: 30-40 мин.
Расположение: круг.
Материал: листы бумаги, маркеры (фломастеры), сосуд (или ёмкость), цветные листочки, горошек (камешек), небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.
1. Вступительное слово
-Здравствуйте ребята! Очень рада видеть вас на занятии. Меня зовут. Вы, наверное, думаете, что я буду читать вам нравоучительные лекции, но это не так! На занятии мы будем общаться, разговаривать, выполнять различные интересные упражнения. А для начала давайте познакомимся!
2. Игра-представление «Весы»
Инструкция участникам:
Для того чтобы нам было легче общаться, я предлагаю каждому представиться. Сделаем это таким образом. По кругу называете свое имя и два качества, одно - которое цените в себе, и второе – от которого хотели бы избавиться. Причем ценное для вас качество вы «кладете» на правую руку, а то, что вам не нравится – на левую. И имитируете руками весы – что «весит» больше. Какое из этих качеств больше проявляется в вашем характере, поведении. Правила понятны? Начинаем!
Что вы чувствовали во время игры?
Как вы думаете, для чего мы представлялись таким образом?
3. Принятие правил работы
Правила таковы:
1. Только я могу прервать говорящего, никто из участников не перебивает говорящего.
2. Желающий высказаться отвечает, когда ему я разрешу.
3. Критикуя – предлагай.
4. Не давать оценок другим участникам.
5. Вся личная информация, сообщённая на тренинге, является закрытой.
- Вы согласны принять эти правила работы группы? Или Вас что-то не устраивает? Может, хотите чего-нибудь добавить?
4. Упражнение «Алкоголизм – это»
Ведущий: предлагаю вам поразмышлять о вредной привычке - алкоголизме, так как алкоголь подростками и молодежью не воспринимается как наркотик и считается, что его последствия не так страшны как их «малюют» взрослые Итак, алкоголизм – это:
(Предлагаю всем участникам написать на листе бумаги ассоциации (самостоятельно! Никто ни за кого не пишет!) Как правило, это: «смерть», «боль», «проблемы со здоровьем», «проблемы в семье», «разводы», «потеря работы», «кража денег на выпивку», «проблемы с законом», «тюрьма», «потеря любви», «потеря уважения в обществе», «импотенция» и др.)
- Скажите, это привлекательный список? (Показываю его всем, чтобы каждому хорошо было видно)
- И это не я дала вам этот список. Вы сами сделали это! (В этом фишка упражнения!)
- Разве кто – то хотел бы получить все это в своей жизни? (Предлагаю взять список участникам, но, никто, как правило, не захочет брать его в руки. Подсказка для ведущего: если кто-то все-таки захочет взять этот «черный список» себе, то ведущий ни в коем случае его не дает, а говорит: «я не дам его тебе, потому что МНЕ НЕ ВСЕ РАВНО, что будет с тобой!!! А ты подумай А ТЕБЕ ЭТО НАДО?!
Вывод: большинство молодых людей, находясь в трезвом уме и твердой памяти, прекрасно понимают (как и вы сейчас), что алкоголизм – это И если спросить этих людей, хотите ли вы все это в своей жизни, они, так же как и вы скажут «нет».
Но, несмотря на это, почему-то находятся люди, которые начинают пить и употреблять наркотики.
- Как вы думаете, почему это происходит?
5. МОЗГОВОЙ ШТУРМ. «ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ»
Например:
Причины
Последствия
За компанию
Смерть от передозировки
Модно
Потеря уважения окружающих
Назло родителям
Гепатиты и СПИД
Чтобы испытать новые ощущения
Конфликты с родителями
Другое
Вывод: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотик или нет; тот, кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.
6. Игра «Наркозависимость»
Ведущий: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить и не только деньги. Поэтому я прошу отдать по 1-0й карточке с любимым блюдом. Занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого психолог сам проходит по кругу и забирает. Не глядя, по 1 листочку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.
ОБСУЖДЕНИЕ
-Как себя чувствовали участники во время игры?
-Как сейчас себя чувствуют?
-С чем (или с кем) труднее было расставаться?
Примечание для ведущего: после игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации: «то, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой и закончилось вместе с игрой т.д.» после этого участники делятся, пережитыми чувствами.
Если канал эмоций в группе остается высоким, сделать упражнение на снятие тревожности.
7. Упражнение « Носок – пятка» (минитренинг)
Цель: сближение и снятие тактильного напряжения
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.
8. Упражнение «Волшебный сосуд»
Ведущий держит в руках коробочку. У участников в руках разноцветные кусочки бумаги.
- “Представьте, что эта коробочка – сосуд для самых твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. Это наша жизнь, полная событий, ярких красок, впечатлений. В него ты можешь положить то, что для тебя действительно важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем очень дорожишь, чем ты увлекаешься, что для тебя есть смысл жизни, без чего тебе трудно обойтись.
Вы по очереди подходите ко мне, называйте, чем вы наполняете сосуд, и высыпаете в него содержимое своего стаканчика.
- Посмотрите, что у нас получилось! Наш сосуд полон до краев! Чего в нем только нет! И ведущий, как – бы нечаянно споткнувшись, роняет коробочку и все содержимое высыпается! Ведущий, около 20 секунд молча, наблюдает за участниками и слушает их высказывания.
Рефлексия:Ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников. Важно обсудить, что почувствовал каждый , и что ему хотелось сделать.
- Какие чувства у вас возникли, когда я уронила коробку?
- Что вам хотелось сделать?
– Когда у человека могут возникнуть такие же чувства?
– Кто ими управляет?
– Куда они деваются потом?
Методические рекомендации, комментарии.
– То, что вы пережили сейчас – это реальный стресс, это реальное напряжение. Но хорошо, что вы испытали его здесь и сейчас, а не в реальной жизни. Подумайте, хотели бы вы в одну секунду расстаться с тем, что у вас есть, из-за одного необдуманного шага, одного проступка. Я желаю вам никогда не оступаться. Не разбивайте свою жизнь ради сомнительных удовольствий.
9. Упражнение «Камушек в ботинке» (5 мин.)
-Сейчас я вам раздам камушки (горошины). Положите их себе в ботинок. Какие ощущения у вас возникают? (камушек не мешает)
-А теперь я попрошу вас попрыгать, походить. А какие чувства возникают сейчас?
Вывод:
Мы очень часто «носим в своих ботинках» - своей душе – самые разные камушки, которые не беспокоят нас в начале, присутствие которых вначале мы терпим (например, вначале стаканчик пива, подумаешь, ничего страшного всего один стаканчик) потом от которых очень хотим избавиться, т.к. они уже причиняют боль (напр., когда это превращается в зависимость). Мы с вами должны понять, что вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) - это камень, который человек сам себе кладёт в душу, который с течением времени причиняет всё больше боли и страданий и от которого не так просто избавиться.
Рефлексия
- Нравиться или нет вам, когда у вас в ботинке что – то лежит? Мешает?
- Какие эмоции у вас возникали, когда у вас в ботинке был камешек?
- Как вы думаете, если бы камушек оставался бы в вашем ботинке дольше, что происходило бы с вами?
Итог тренинга
- Сегодня мы попытались больше узнать о наркотических веществах и их последствиях. Цените и берегите свое здоровье и свою жизнь, ведь другой не будет!!!
Всем спасибо! До встречи!
Предлагаю заполнить анкеты обратной связи.
Анкета «До» и «после» - что изменилось?
- Что было для вас наиболее интересно и полезно узнать?______________________
- Что вам пригодится из того, что вы здесь узнали?__________________
- То, что происходило на встрече, изменило вас или нет, вашу жизненную позицию, отношение к чему-либо и др._____________________________________________
- Ваши ощущения после встречи____________________________________________
Спасибо!
В тех случаях, когда ведущий замечает в вопросах, репликах, поведении участников стремление допытаться и понять, существуют ли безопасные способы употребления наркотиков, особенно таких, как героин и первитин. Ведущий может рассказать притчу «Три секретных способа».
«Один весьма обеспеченный, но неприкаянный молодой человек, сгорал от любопытства и желания испытать "кайф" от самых сильных наркотиков какие только бывают в мире. Но в тоже время он очень боялся впасть в зависимость от них и стать наркоманом, поскольку ему было, что терять. Таким образом, в его душе долго шла изнуряющая его борьба между навязчивым желанием и непреодолимым страхом.
И вот однажды он услышал, что некий известный маг и целитель за большие деньги передает из уст в уста три секретных способа употребления героина без привыкания к нему. Этот молодой человек тут же поспешил к дому известного мага, записался к нему на прием у его секретаря и заплатил указанную сумму. На следующий день он пришел в назначенное время на личный прием к тому знаменитому магу, предвкушая скорое разрешение мучавшего его внутреннего противоборства. Его пригласили в большой полутемный зал и посадили в центре его на мягкое удобное кресло. Над головой вдруг вспыхнула панорама звездного неба, а из под ног стал подниматься темно-лиловый туман. Затем он услышал голос мага, гулко и торжественно звучащий со всех четырех сторон: «Итак, я передаю тебе три секретных способа употребления без привыкания. Запомни, что передавать их кому-либо другому строго запрещено. Кто нарушит этот запрет, тот понесет на себе мое проклятие. Первый тайный способ: сразу после первой пробы героина надо уйти на войну и погибнуть героем в первом же бою. Второй тайный способ: надо прийти ко мне и попросить, чтобы сразу же после первой пробы героина дюжина моих слуг порола тебя розгами и поливала помоями на протяжении всего времени действия наркотика, так, чтобы у тебя не осталось никаких других впечатлений от первой пробы. Третий тайный способ», - продолжал маг торжественным голосом, - «после первой же пробы героина надо сразу прийти ко мне и попросить, чтобы я превратил тебя в кипарис, баобаб или любое другое дерево. Деревья не становятся наркоманами, даже если их посыпать героином каждый день. Деревья любят только воду и солнце, солнце и воду» «И это все?» – возмущенно вскричал молодой человек, не дав договорить магу, - «Это и есть три тайных способа?! Это же шарлатанство, ты меня обманул! Ты ответишь за свои махинации в суде по закону! Да моего собственного ума вполне хватит, чтобы придумать еще тридцать три таких же «секретных» способа! Эй ты, фальшивый маг, я не столь глуп, чтобы не понять, что меня обманули».
И тут в зале вдруг зажегся свет, исчез туман и все прочие атрибуты таинственности. А прямо перед лицом молодого человека появился спокойный и доброжелательно улыбающийся Известный Маг и целитель. Он протянул обескураженному молодому человеку деньги, заплаченные им, молча поклонился и пристально посмотрев ему в глаза, сказал: «Если тебе хватает собственного ума, чтобы понимать, когда тебя обманывают другие, найди в себе силы не обманывать самого себя».
Притча: «Пять простых правил, чтобы быть счастливым». (Сказкотерапия)Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: “Как же его оттуда вытащить?”Тогда хозяин ослика рассудил так: “Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно- почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”.Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:1. Освободи свое сердце от ненависти - прости.2. Освободи свое сердце от волнений - большинство из них не сбываются.3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.4. Отдавай больше.5. Ожидай меньше.